Пути развития глобальной урбанизации
Как уже было показано, урбанизация во второй половине XX в. стала одним из важных всеохватывающих, глобальных процессов социально-экономического развития. А. Е. Слука не без основания назвал его «тихой революцией». Если так, то и вопрос о путях развития глобальной урбанизации в XXI в. не может не привлекать особого внимания.
Согласно всем имеющимся прогнозам, основные тенденции этого развития, по крайней мере в среднесрочной перспективе, должны сохраниться. Во-первых, уже в 2005 г. общая численность городского населения Земли почти сравнялась с численностью сельского населения. По расчетам, в 2010 г. в городах будут жить 52 %, а в 2025 г. – 58 % всех обитателей нашей планеты (по другим данным – даже 61 %). Во-вторых, будут продолжать расти большие (свыше 100 тыс. жителей), крупные (свыше 500 тыс.) города и в еще большей мере города-«миллионеры». Число агломераций людностью более 500 тыс. человек каждая к 2010 г. возрастет до 870, а людностью более 1 млн человек – до 475. В-третьих, несколько увеличится и количество супергородов с численностью жителей более 10 млн человек: в 2010 г. их, по-видимому, станет 22. Хотя при всем этом среднегодовые темпы роста городского населения уже начали снижаться и в 2010 г. должны составить 2 %.
Рис. 143. Проекция населения мира, согласно прогнозам МИПСА и ООН (по С. П. Капице): 1 – постоянная рождаемость; 2 – постоянная скорость роста; 3 – кризис «третьего мира»; 4 – высокий вариант ООН; 5 – средневысокий вариант ООН; 6 – медленный спад рождаемости; 7 – средний спад рождаемости; 8 – медленное снижение смертности; 9 – постоянная смертность; 10 – средненизкий вариант ООН; 11 – низкий вариант ООН; 12 – быстрое снижение рождаемости; М – модельный расчет; О– настоящее время. Область неизбежного роста заштрихована
Сами по себе эти общемировые показатели представляют немалый интерес. Но не менее важно и то, как они будут распределяться между странами Севера и Юга. Все специалисты сходятся на том, что в странах Севера произойдет относительная стабилизация урбанизационного процесса при развитии его преимущественно вглубь. А в странах Юга, на которые уже теперь приходится более 9/10 ежегодного мирового прироста городского населения, будет продолжаться отчетливо выраженный «городской взрыв». И что особенно важно, в первую очередь он затронет крупногородское население. В 2015 г. в развивающихся странах будет уже 425 агломераций-«миллионеров» с общим населением в 1,3 млрд человек, тогда как в экономически развитых – 138 агломерациий с 367 млн жителей. В 2015 г. из 22 сверхгородов мира, по прогнозу ООН, в странах Юга будут находиться уже 17 (табл. 173).
Имеющиеся прогнозы и расчеты позволяют также предположить, как будет развиваться мировая урбанизация в региональном разрезе (табл. 174).
Таблица 173
АГЛОМЕРАЦИИ ЛЮДНОСТЬЮ БОЛЕЕ 10 МЛН ЧЕЛОВЕК В 2015 г.
При анализе таблицы 174 нужно обратить внимание на различия в уровнях и темпах урбанизации. По уровню урбанизации, или показателю урбанизированности, первенство как было, так и останется за Европой, Северной и Латинской Америкой. Но среднегодовые темпы прироста городского населения в этих трех регионах мира ожидаются сравнительно невысокими (в Европе всего 0,2 %, в Америке 1–1,5), тогда как в Азии в 2010 г. они составят предположительно 2,4, а в Африке– 3,6 %. В результате Азия с ее огромным населением будет обеспечивать до 60 % всего мирового прироста городского населения, а Африка – 20 %. Соответственно и три первых места по численности городских жителей в 2010 г. будут занимать Азия, Европа и Латинская Америка, а в 2025 г. – Азия, Африка, Европа или Латинская Америка. Представить этот процесс роста на уровне субрегионов развивающихся стран позволяет рисунок 144. Из него следует, что из них наибольший количественный прирост горожан произойдет в АТР и в Южной Азии, хотя в Латинской Америке и в Африке южнее Сахары он тоже будет весьма большим.
Рис. 144. Рост городского населения в развивающемся мире с 1980 по 2020 г.
Процесс мировой урбанизации всегда отличался сложностью и противоречивостью. С одной стороны, города предоставляют значительно лучшие возможности для образования, здравоохранения, творческой деятельности, предпринимательства, чем сельская местность. С другой стороны, с их ростом обычно связано обострение многих социальных, экономических, экологических и других проблем. Вот почему при оценке последствий «городского взрыва» в развивающихся странах надо принимать во внимание все «за» и «против». Конечно, города и в развивающихся странах способствуют росту доступа к образованию, здравоохранению, к таким элементарным услугам, как водопровод и канализация. В городах более низкие уровни заболеваемост и и смертности, более высока средняя продолжительность жизни. Однако уже с середины 1980-х гг. преимущества жизни в городах развивающихся стран, особенно крупных, стали постепенно сокращаться. Так, уровни смертности в городах и сельской местности Тропической Африки и Латинской Америки почти сравнялись. Причину этого явления следует искать в самом механизме «городского взрыва» в странах Азии, Африки и Латинской Америки, который происходит в условиях большого аграрного перенаселения.
Таблица 174
РАЗВИТИЕ УРБАНИЗАЦИИ ПО ОСНОВНЫМ РЕГИОНАМ МИРА В 2010 И 2025 гг.
* Включая Россию
Нищета сельских жителей приводит к массовому «выталкиванию» беднейших слоев населения, которые устремляются в города, прежде всего в столицы и города-«миллионеры». Именно этот тип внутренней миграции обеспечивает там от 40 до 60 % всего прироста городских жителей. Рыночная стихия как бы «прибивает» эти волны отчаявшихся людей к крупным городам, усиливая в них безработицу, голод, нищету, преступность, наркоманию и другие социальные бедствия. К тому же и в новых условиях переселенцы из сельской местности еще долго сохраняют свой прежний уклад жизни и психологию, да и уровень рождаемости среди них гораздо более высокий. Вот почему такое население нередко называют псевдогородским, а такую урбанизацию – ложной урбанизацией. Во всяком случае, зависимость между ее уровнем и уровнем развития собственно городских функций просматривается весьма слабо.
Подобная «ложная урбанизация» имеет и ярко выраженный пространственный аспект. Дело в том, что выталкиваемое из сельской местности неимущее население обычно селится на окраинах городов, где возникают «пояса нищеты», лишенные элементарных удобств и медико-санитарных условий. Поскольку же население таких трущобных районов ежегодно увеличивается на 10–15 %, и, следовательно, удваивается за 7—10 лет, они разрастаются на теле городов, как раковые опухоли. И не случайно С. Б. Лавров и Г. В. Сдасюк в своей широко известной книге назвали подобную урбанизацию трущобной.[83] Добавим, что, по имеющимся оценкам, около 100 млн (!) городских жителей в развивающихся странах вообще не имеют крова и в самом буквальном смысле вынуждены жить на улице.
Основную их массу составляют бродяги и безработные без определенных занятий, которые не имеют никаких источников дохода, живут случайными заработками и нищенствуют. Вот как описывает подобную ситуацию известный экономист-демограф Т. С. Покатаева: «Среди них немало семейных, которые вместе со своими детьми ютятся под мостами, в парках, на обочинах улиц, в каком-нибудь углублении в стене, под деревом или под кустом и просто на тротуарах буквально под ногами прохожих. На улицах некоторых азиатских городов в любое время дня можно видеть людей, спящих в самых неожиданных местах – на наружных подоконниках, на крышах, в подъездах, подворотнях и просто на мостовых. К ночи многие улицы, в том числе и в центральных районах, превращаются в огромные ночлежки для тысяч бездомных. Некоторые из них приходят к месту ночлега с аккуратно свернутыми циновкой и одеялом. Наиболее удобные для ночлега тихие улицы населены к вечеру настолько густо, что по ним трудно пройти.[84]
В печати нередко встречаются сообщения о скваттерстве – самовольном захвате бездомными жилых помещений. Ныне во многих крупных городах развивающихся стран от 1/5 до 4/5 населения живут в таких трущобах и самовольно захваченных помещениях (рис. 145).
Перспективы же ликвидации жилищного кризиса в городах развивающихся стран нельзя назвать оптимистическими. Темпы роста населения в них намного превышают возможности национальных правительств и местных органов власти по созданию соответствующих бытовых удобств. Подсчитано, что лишь для того чтобы поддержать нынешние жилищные условия, развивающимся странам необходимо было за последние 15 лет XX в. на 2/3 расширить потенциал городской инфраструктуры, услуг, жилого фонда и управления ими. Но осуществление работ такого масштаба практически оказалось невозможным.
Рис. 145. Доля жителей трущоб и скваттеров в населении отдельных городов развивающихся стран (по «Рио-92»)
В России численность горожан, по некоторым прогнозам, возрастет к 2010 г. до 117 млн человек, а доля городского населения– до 78 %, т. е. примерно до уровня всей Европы. Однако важно, чтобы этот количественный рост сопровождался улучшением качественных показателей урбанизации.
Дата добавления: 2016-07-11; просмотров: 2297;