Регуляция социального взаимодействия


Что представляет собой регулятивный механизм социальных связей? Это действительно «правила игры» или система критериев, стандартов, на основе которых каждый человек оценивает для себя эффективность связи, а также система социального контроля за тем, чтобы эти критерии, правила соблюдались. Рассмотрим, на основе каких принципов формируются критерии, стандарты социального поведения.

Деятель, вступая в связь, стремится удовлетворить свои потребности. Известный американский социолог Д. Хоманс вполне справедливо считает, что каждый Деятель в ходе взаимодействия стремится максимизировать вознаграждения (как моральные, так и материальные) и минимизировать затраты. Именно на этой основе возникают в ходе взаимодействия взаимные ожидания. Если по каким-то причинам контакт с человеком наносит ущерб вашим целям, вызывает беспокойство, раздражение, то вы, вероятно, постараетесь не возобновлять знакомство, общение. Но в реальной жизни иногда складывается ситуация, когда вы каким-то образом зависите от этого человека: возможно, он – ваш работодатель, и в этом случае вы вынуждены «взвешивать» затраты и вознаграждение, вашу способность терпеть неприятного вам человека и возможность получить работу. Контакты продолжаются до тех пор, отмечает Д. Хоманс, пока вознаграждение перевешивает. Иными словами, социальная связь устанавливается и осуществляется регулярно в том случае, если она личностно целесообразна.

Сказанное в равной степени относится и к связям, устанавливаемым на макроуровне, в обществе в целом. Социальная среда, конкретная сеть социальных связей и зависимостей может быть признана Деятелем рациональной в том случае, если издержки, которые он несет за такой эффект социального, как, например, «порядок», дают достаточное вознаграждение, возможности для удовлетворения собственных жизненных целей. Если же за «порядок» нужно платить более высокую цену – ограничение прав и свобод личности, сужение сферы творческой активности, безотчетный страх перед карательными органами, тотальный контроль со стороны государства, то, возможно, Деятель признает такой способ связи нецелесообразным, потребуется переналадка, переустройство этих связей, поэтому важнейшее условие стабильного функционирования связи – ее взаимная эффективность для всех субъектов. Если одна из сторон ущемлена, она будет стремиться пересмотреть эти связи, по-новому отрегулировать их, что создает основу для конфликта.

Наконец, для всей участников социальной связи должен существовать единый критерий платы и вознаграждения. Без этого единства критериев (ценностей, норм) невозможна социальная связь (если два предприятия не договорятся о приемлемой для обеих сторон цене, взаимодействие не будет осуществлено).

Таким образом, согласованность, сопряженность, единство регуляторов социальных связей – это важнейшее условие развития отдельных цепей взаимодействия и функционирования общества в целом. Именно поэтому так сложен и драматичен процесс выработки единства в понимании правил игры. Конечно, достичь полной гармонии в понимании ценностей вряд ли возможно. Но чем шире область сопряжения, тем прочнее общество. И, напротив, если область совпадения ценностей крайне мала, появляется риск дезинтеграции общества.

Следовательно, принципы регулирования социальных связей – личностная целесообразность, взаимная эффективность, единство критериев, ценностей – становятся организующим началом всей социальной жизни. Более того, именно регулирование социальных связей лежит в основе формирования социального статуса, социальной роли личности.

Но как включается любой человек, независимо от его индивидуальных склонностей, в систему общественных связей, каким образом его поведение для других людей становится предсказуемым, понятным? Это возможно лишь на основе выработки единых критериев, стандартов поведения. Как своеобразные посредники они объединяют людей, делают возможным их взаимодействие. Речь идет о своеобразном языке, который был бы понятен всем участникам данной системы. Т. Парсонс назвал их символическими посредниками, к числу которых он отнёс прежде всего систему ценностей, деньги, власть (закон). Именно они представляют возможность регулирования социальных связей.

Ценности вооружают нас моральными критериями: что такое добро, зло; за что тебя могут простить, за что – наказать; в чем ты найдешь поддержку, в чем – нет. Единая система нравственных и общекультурных ценностей скрепляет общество, делает его устойчивым, а взаимодействия людей на работе, на улице стабильными и предсказуемыми. Благодаря деньгам и рынку вклад любого члена данного общества может быть оценен другими. Власть и закон делают каждого члена общества равным с другими с точки зрения обязательств перед обществом и отдельной личностью. Их совокупность выделяет какое-либо конкретное общество из многих других, обособляет его как специфическую систему социальных связей. Описание того, как функционируют в отдельном обществе эти символические посредники, дает портрет этого общества, который невозможно будет перепутать с иным. В этой системе связей, если человек включён (социализирован), он говорит на понятном для всех языке нравов, здесь получает вознаграждение за трудовой вклад, определяемое системой экономических ценностей, здесь обязуется выполнять указания власти и надеется на защиту с её стороны.

Становится очевидным, что общество в целом и каждый человек в отдельности в той или иной степени нуждается в гарантиях того, что соблюдение единых критериев, стандартов поведения, правил игры будет вознаграждаться, а их нарушение упреждаться и наказываться. Механизм, совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям, есть не что иное как социальный контроль.

Подводя итог, можно сказать, что социальное взаимодействие творит общество и зависит от него, оно регулируется нормами и ценностями и создает их.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие, по мнению М. Вебера, необходимы условия, чтобы действие можно было классифицировать как социальное?

2. Попытайтесь охарактеризовать собственные мотивы поступления в педагогический вуз в соответствии с типами социального действия, выделенными М. Вебером.

3. Почему Т. Парсонс счел нужным выделить в структуре социального действия ситуационное окружение?

4. Когда межличностное взаимодействие становится социальным?

5. Чем различаются социальные контакты и социальные взаимодействия?

6. Как Вы понимаете следующее суждение: “Неважно, каковы личностные качества промышленника или чиновника, его поведение определяется институциональной структурой”. Насколько справедливым кажется Вам это утверждение?

7. Приведите свой пример возникновения, функционирования и, возможно, упадка какого-либо социального института.

8. Какие принципы регулирования социальной связи Вы можете назвать?

ЛИТЕРАТУРА

1. Американская социологическая мысль. Тексты. М., МГУ, 1994.

2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

3. Громов И.А., Мацкевич А.Ю. Западная теоретическая социология. С-Пб., 1996.

4. Зборовский Г.Е. Теория социальной общности. Екатеринбург. 2009.

5. Каган М.С. Мир общения. М., 1998.

6. Караткевич А.Г. Социальное взаимодействие в современном обществе // Наука, культура, общество. 2010. №1.

7. Меренков А.В. Человек: Взаимосвязь природного и социокультурного. Екатеринбург, 2007.

8. Ньюман Л. Значение методологии//Социс. 1998. № 3.

9. Общая социология / Под ред. А.Г.Эфендиева. Гл. 4,7,8. М., 2000.

10. Сорокин П.А. Социальное взаимодействие и его модальности / Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М. Астрель. 2006.

11. Фролов С.С. Социология. Раздел III. М., 1994.

 



Дата добавления: 2020-06-09; просмотров: 435;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.