Предмет и метод социологии. Её связь с другими науками.
Социологию считают одной из самых содержательных и молодых наук об обществе, несмотря на то, что название и многие социологические концепции появились давно.
Называя французского философа Огюста Конта «отцом» социологии, обычно имеют в виду не только то, что ему принадлежит само название «науки об обществе» (1837 г), но и его стремление утвердить ее в качестве кульминационного момента изучения общества, универсального знания о нем. Это было в первой трети XIX века отражением «большой мечты» о появлении именно такой науки, которая открывала бы универсальные законы человеческого поведения, как в свое время сделали математика и физика, пройдя путь от теологии через метафизику к научному (позитивному) знанию законов природы.
О. Конт не случайно называл социологию «социальной физикой» и считал, что на основе добытого ею знания (теории эволюции, прогресса) можно управлять обществом. Управление, согласно социологическим принципам, на базе знаний социальной статики (теории организации и порядка) и социальной динамики обеспечит всеобщий порядок и прогресс, заменит политику, станет средством реформирования общества. Мечта не сбылась, превращения социологии в новую всеобщую религию не произошло, и от соответствующих претензий социологи быстро отказались, оставив за О. Контом статус родоначальника позитивистского направления в познании социальной формы бытия, сохранившего свое значение до настоящего времени.
Но социология как самостоятельная наука состоялась, появились профессионалы-социологи, которые не ставили своей непосредственной задачей изменить общество, решить какие-либо конкретные проблемы, но стремились способствовать пониманию социальных процессов, познанию законов и закономерностей развития общественных систем, механизмов, формированию социального мышления.
Начало современного этапа связывают с возникновением в 20-х годах XX века множества научных социологических школ в США, Германии, Франции, России. В 1920 г. в Санкт-Петербурге вышла в свет книга выдающегося российского ученого П.А. Сорокина «Основы социологии», где он называл ее наукой «становящейся». Однако и сегодня, взяв в руки учебник социологии, мы можем прочесть в нем, что «наука переживает период становления...» Это происходит потому, что знания об обществе и науки о нем развиваются, обогащаются и расширяют предмет изучения вместе с изменением, прогрессом самого общества.
В системе научного знания социология изначально занимает особое место, рассматривая общество в целом, закладывая фундамент социального знания. Она изучает внутренний мир общества и поведение больших масс людей. И сегодня социологи продолжают споры о том, что такое общество, которое постоянно принимает новые формы. Почему одни общества процветают, другие отстают или деградируют? В чем причины социальных конфликтов – семейных, межличностных, межгрупповых, межгосударственных? Какие силы управляют поведением индивидов и групп, каковы личностные и социальные ценности, интересы, за которые люди борются? Ответы на подобные вопросы дает социология на основе научного познания многообразных проявлений социальной жизни.
В отличие от законов математики, физики, химии, законы, которые изучает социология, связаны с деятельностью людей, затрагивают их интересы на разных уровнях взаимодействия личностей, групп, государств и общества в целом. Поэтому и отношение общества, интерес правящей политической и духовной элиты к результатам, получаемым в ходе социологических исследований, в развитых и стабильных обществах постоянен и, в основном, позитивен.
В России этот интерес носил волнообразный характер. Имеются серьезные достижения дореволюционной социологии, заинтересованное отношение к ней сохранялось и в 20-е гг. XX в.: она получила статус науки, активно проводились исследования-опросы, интервью, переписи, самофотографии разных групп населения. Несмотря на слабость материальной базы, отсутствие вычислительной техники, получено много научной информации о состоянии и развитии образования, труда, быта, об образе жизни сельского населения, о положении женщины, о жизнедеятельности и политической активности студенчества. В 30-е гг., после известной дискуссии в Комакадемии, осудившей буржуазное влияние на нашу идеологию и науку, социология в числе других «лженаук» была на много лет забыта, все социальное знание свелось к историческому материализму.
Подъем социологии связывают с оттепелью 60-х гг., когда интерес к общетеоретическому и конкретному знанию об обществе вновь появился: сформировался спрос на социологические исследования, восстановились связи с зарубежными учеными, социологи-профессионалы хорошо зарекомендовали себя на международных конгрессах, в 1950 г. возникло научное содружество – социологическая ассоциация, в 1968 г. появился первый академический социологический институт, началась подготовка специалистов-социологов в ряде вузов страны, сложились научные школы и успешно функционировали исследовательские коллективы во многих научных центрах Ленинграда, Москвы, Свердловска, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Барнаула и др. Были реализованы многие интересные проекты, в том числе и международного уровня.
Конечно, в начале этого периода было немало проблем и противоречий в развитии социологии, связанных с попытками использовать ее результаты в политическом манипулировании общественным мнением, с необходимостью деидеологизации научного знания, с неэффективностью реализации рекомендаций по решению тех или иных социальных проблем.
Новый «взлет интереса» к социологии отмечается в конце 80-х – начале 90-х г. XX в., когда процессы реформирования общества с неизбежностью потребовали повышения уровня и качества знаний о нем. Развиваются социологические службы при различных государственных и общественных структурах, создаются независимые центры изучения общественного мнения, институты социологических исследований, кафедры социологии в вузах. Расширяется подготовка социологов-профессионалов, а сама социология как учебная дисциплина в вузах заняла свое системообразующее место в блоке социально-гуманитарных дисциплин.
Дата добавления: 2020-06-09; просмотров: 415;