Фонация – это работа органов речи и результат этой работы, т.е. звучание речи.

Существует лингвистическая (языковая) и паралингвистическая фонация (просодика)

К лингвистической относятся звуки речи, из которых складываются слова, интонации (повествовательная, вопросительная и др.), словесное ударение, логические паузы.

К паралингвистической фонации относятся тембр голоса, сила голоса (громкость), диапазон голоса, темп речи, дикция, мелодика (движение тона), характеризаторы, заполнители пауз, языковые жесты, а также особенности артикуляции звуков и интонационные отклонения. Паралингвистическая фонация – это индивидуальная физиологическая и психическая особенность речевого звучания.

Существование двух видов фонации теоретически и практически оправдано, так как одно и то же вербальное высказывание каждый раз может быть произнесено по-разному, с сохранением его основного логико-понятийного смысла и с одновременным добавлением новой информации. Например, фразу «Иди сюда» можно сказать резко или кокетливо, доверительно или раздраженно; произнести высоким или низким голосом, шепотом или очень громко, быстро или медленно. Эти и другие способы произнесения обязательно содержат в себе дополнительный смысл, и нередко более важный, чем смысл самих слов. Это и есть паралингвистическая фонация. Рассмотрим подробнее ее средства.

Тембр голоса – это индивидуально-личностная окраска голоса, которая придает речи человека неповторимое звучание. Даже не видя знакомого человека, можно узнать его по тембру голоса, который является своеобразным опознавательным знаком. Дать исчерпывающую характеристику индивидуального тембра любого голоса вряд ли возможно; обычно его характеризуют, используя самую явную особенность голоса: глубокий голос, скрипучий, звонкий, старческий, пропитой, хриплый и т.д. При наличии опыта и внимания можно получить какую-то нужную вам информацию о собеседнике, анализируя тембр его голоса.

Сила (громкость) голоса – это гораздо менее постоянная и менее индивидуальная величина, чем тембр, более зависящая от ситуации. Это общий показатель жизненной энергии и уверенности в себе.

Обычно громко говорят люди, которые желают быть уверены, что окружающие обязательно услышат их слова и примут их к сведению. Довольно громкий голос (даже в будничной обстановке) отличает людей, которые привыкли отдавать распоряжения, считают себя вправе отчитывать виноватых и не сомневаются в правоте своей позиции. Громким голосом стараются перекрыть возражения оппонента, прервать на полуслове стремление противоречить и не подчиняться. Громкий голос может выступать и маскировочным средством для сокрытия слабого духа. Большая громкость может быть и проявлением недостаточной самокритичности, неумения владеть своими чувствами – как, например, у пьяного. В любом случае чересчур громогласное словоизвержение заставляет заподозрить: насколько глубок смысл сказанного и стоит ли соглашаться с самоуверенностью говорящего? Как правило человеку, говорящему здраво, спокойно и рассудительно, не требуется форсировать громкость своей речи.

Малая громкость голоса свидетельствует о том, что перед нами человек сдержанный, скромный, вероятно, хорошо воспитанный. Тихий голос может быть и твердым, даже жестким. Так говорят люди, абсолютно уверенные, что их доводы безупречны и что их голос – пускай и негромкий – обязательно будет услышан. Кроме того, люди предпочитают негромко произносить такие вещи, которые не хотели бы оглашать во всеуслышание. Не исключено, что человек, предпочитающий говорить тихо, испытывает смутное ощущение неловкости и вины (не обязательно обоснованное).

Сильные и внезапные колебания громкости голоса свидетельствуют об общей повышенной эмоциональности либо о том волнении, которое говорящий испытывает в данный момент. Это волнение обычно заражает слушателей, особенно когда поначалу тихий голос вдруг крепнет и обретает уверенную громкость. Хорошие ораторы знают, что речь, произнесенная в одном тоне (пускай даже и с пафосом), не может увлечь слушателей. Поэтому они сознательно варьируют громкость речи, придавая сказанному сильный эмоциональный акцент.

Степень громкости речи изменяется в зависимости от:

· ситуации,

· содержания речи,

· личности говорящего.

Некоторые люди просто не умеют тихо говорить, другим, наоборот, трудно говорить громко. На основании силы голоса собеседника можно сделать достаточно объективные и достоверные предположения о его социальном статусе, профессии, психологических особенностях. Громкость своего голоса нужно уметь регулировать: о печальных событиях говорить тихо, приглушенно, о радостных – погромче; не кричать, беседуя с вышестоящим лицом; не слишком повышать голос на подчиненных; не разговаривать слишком громко в общественных местах и т.д.

Не следует разговаривать крикливо или, наоборот, шепотом. В камерной обстановке громкий голос вульгарен и неприятен, а в публичном месте привлекает внимание окружающих. Не следует, увлекаясь разговором или не справляясь со своими чувствами, повышать громкость голоса; нельзя и шептаться с кем-то, особенно в присутствии третьего человека.

Громкий голос оправдан при выступлении перед многочисленной аудиторией, в большом помещении, на площади во время митинга. В этих случаях громкость голоса не только обусловливает восприятие речи на слух, но и характеризует выступающего как опытного оратора.

Если же человек постоянно говорит слишком громко, это может свидетельствовать о его привычке командовать, самоуверенности и самомнении, привычке разговаривать на повышенных тонах, принадлежности к обществу, где все стараются перекричать друг друга, а также о наличии у него дефектов слуха.

Если человек всегда говорит тихо, это может означать, что он робок, застенчив или находится в непривычной для себя обстановке.

«Резкий голос» – это так называемая подавляемая сила голоса, напряженность произношения, обычно при выражении досады, раздражения: «Ну и ну!», «Вот у-уж!», «Отойдите!». Такие реплики можно даже произносить шепотом: здесь важна не столько сила звучания, сколько сила артикуляции звуков. Для руководителя более оправданно применять резкий, а не громкий голос, если он хочет выразить сильные эмоции во время разговора с подчиненными.

Темп речи (скорость речи) – это скорость речи во времени. Невозможно установить единую норму речевого темпа – количество слогов в минуту зависит от разных стилей речи и темы разговора. Например, рассуждения на сложную философскую или научную тему и пересказ содержания прочитанного детектива требуют разной скорости речи. Определенные нормы темпа речи во время деловых переговоров, выступлений перед производственным коллективом, коллегами, чтения лекции и др. установлены многолетней практикой людей. Отступление от этих норм может свидетельствовать о наличии или отсутствии у человека опыта руководителя, лектора, оратора, коммуникабельности и др.

Независимо от стиля и жанра речи ее темп не должен быть одинаковым на протяжении всей речи, тем более длинной. Следует замедлять темп речи, подчеркивая наиболее важные ее части, или ускорять его, описывая стремительные действия или события.

Склонность к общей торопливости речи – показатель или живого темперамента, или быстроты мышления, или речевой тренированности собеседника. Иногда это является недостатком. Такой человек не всегда учитывает, что слушатели могут не поспевать за ходом его мысли, следовательно, он не очень озабочен тем, поймут ли его. Руководителю или референту следует избавляться от этого недостатка.

Чересчур медленная речь, особенно во время публичного выступления, может свидетельствовать о том, что докладчик тугодум, не имеет опыта выступления, не развил свои речевые качества или не подготовился должным образом.

Нежелательное, но часто наблюдаемое явление – характерные сокращения слов при быстром темпе речи: «токо» («только»), «посушьте» («послушайте»), «чек» («человек») и т.д. Это тоже предоставляет определенную информацию: собеседник небрежен в выражениях, для него характерна торопливость в мыслях и т.д. Если же человек не допускает в своей речи редукции слов, это свидетельствует о его солидности, образованности, точности, может быть даже педантичности.

Темп речи имеет некоторое отношение к этикету: ранее быстрый темп речи считался в приличном обществе дурным тоном.

Скорость речи соответствует темпераменту и так называемому темпу жизни человека. Поэтому ее трудно изменить (это удается волевым усилием, но ненадолго).

Неторопливо, даже медлительно, говорят спокойные, обстоятельные люди, не склонные к авантюрам и резким перепадам настроения. Впрочем, медленная речь может быть и признаком общей заторможенности, недостаточной подвижности мыслительных процессов, а то и просто лени. Так, у человека, принявшего успокоительное лекарство, речь замедляется (при этом также снижается темп умственных процессов и мотивация к деятельности).

Оживленно и бойко, даже торопливо, говорят энергичные, подвижные, легкие на подъем люди. Такое заключение можно сделать, если ритм речи равномерный. А вот нарушенный ритм при общей высокой скорости речи свидетельствует о том, что человек робеет, недостаточно уверен в себе (возможно, только в данный момент). Так, студент, вытянув на экзамене незнакомый вопрос, начинает тараторить и запинаться. Бывает, правда, и наоборот: в такой ситуации студенту трудно «выдавить из себя слово». Но это объясняется простой причиной: просто нечего сказать.

Заметные колебания скорости речи указывают на недостаток уравновешенности, легкую возбудимость. Изменение темпа речи может более или менее сознательно использоваться для нагнетания эмоционального тона, возбуждения слушателей. Когда человек говорит в ускоряющемся темпе, он, вероятно, сам все более вдохновляется и зажигает слушателей. Наоборот, замедляющаяся речь – словно включение внутренних тормозов, когда потеряна логическая нить либо уверенность в своей правоте.






Дата добавления: 2016-06-29; просмотров: 3338; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2022 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.028 сек.