Тема № 1. Искусство Византии (5-15 вв.).


Искусство Средневековья Западной Европы.

 

Средними веками называется период, наступивший после окончания правления последнего римского императора Западной Римской империи в 476 году (5 в.). Эпоха средневековья длилась более 12 веков и оставила богатое культурное наследие. Искусство её переживало падения и взлёты, годы упадка и периоды возрождения и предшествовало появлению европейского Ренессанса.

Период раннего Средневековья начинается с распада рабовладельческой Римской империи. В это время образовалось два самостоятельных государства: Византия (территория Восточной Римской империи) и Западная римская империя. Византия сумела устоять перед нашествием варваров и стала единственным хранителем традиций эллинистической культуры. Одновременно перерабатывая творческое наследие Ирана, Сирии, Древнего Египта, Греции, она постепенно создала свою художественную систему.

 

Тема № 1. Искусство Византии (5-15 вв.).

Историческая справка:

Византия – центр средневекового искусства.

395 год – время создания государства Византия на основе восточных провинций Римской империи.

Византия просуществовала до 1453 года.

Столица – Константинополь.

Строй – феодальный.

Во главе государства – император и церковь.

Религия – христианство (но были и другие верования).

Эстетический идеал Византии – Бог – источник красоты, душевного равновесия.

Периодизация:

- 5-7 века – ранневизантийский период. 6 век - время правления императора Юстиниана 1.

- 8 век – время религиозного движения – иконоборчество - направленного против культа икон. Победу одержали иконопочитатели.

- 11-12 века – упадок византийской культуры. Византия как государство теряет свои позиции.

- 12-15 века – подъём византийской культуры, последний расцвет византийского искусства.

Во второй половине 15 века Византия превратилась в Турцию, а её столица – Константинополь - получила название - Стамбул. Христианскую религию сменила мусульманская.

 

 

Особенности искусства Византии:

1. Религиозность искусства. Связь с христианской религией.

2. Каноничность искусства.

3. Безымянность искусства.

4. В ранневизантийский период искусство подражательное. Основа – искусство античности.

5. Характерные черты искусства – блеск, парадность, красочность, зрелищность, сияние.

6. В центре внимания византийских художников – человек в образе христианского бога и святых.

7. В архитектуре:

- ведущая роль принадлежит культовой архитектуре,

представленной храмами и монастырскими комплексами;

- базилика, крестово-купольная архитектурная форма –

наиболее распространённые формы церковных построек;

- новый тип культовых построек – купольная базилика;

- в архитектуре - предпочтение внутреннему убранству

храмов.

7. В живописи:

- развитие монументальной (храмовой) живописи,

представленной мозаикой, фреской; иконописи, книжной

миниатюры;

- существование иконографического канона в росписи

храмов.

8. Развитие ювелирного искусства, художественного шитья.

9. Незначительная роль скульптуры в искусстве Византии.

Развитие декоративного рельефа. Развитие портретной

скульптуры в традициях позднего римского искусства.

 

Архитектура.

Светская архитектура Византии известна почти исключительно по письменным свидетельствам. Главная роль принадлежала культовой архитектуре.

Наиболее распространённая форма церковных построек – базилика – здание удлинённой формы с полукруглым или гранёным выступом в восточной части – апсидой. Многие базилики были разделены колоннами на 3 нефа и имели три апсиды. Перекрытие базилик в западных областях империи были деревянными. Восточные базилики строились почти исключительно из камня. Для Константинополя и центров Малой Азии характерно применение кирпича (плинфы) или смешанной кладки.

Постепенно в храмовом строительстве утверждается крестово-купольная архитектурная форма. В центре такого здания возводится купол, символизирующий небесный свод. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют крест. Купол располагался на световом барабане. Внутреннее пространство храма делилось на 3-5 нефов.

Всё внимание зодчих было сосредоточено на оформлении внутреннего пространства храмов, особенно самой священной части храма – алтаря. Алтарь располагался в восточной части храма в апсиде.

Для увеличения внутреннего пространства храма с целью вмещения большего числа верующих создаётся новый тип культовых построек, объединивший конструктивные особенности базилики и центрально-купольного храма – купольная базилика.

В период царствования Юстиниана возводится главный христианский храм – храм Святой Софии в Константинополе.

Архитекторы: Анфимий и Исидор из Малой Азии – лучшие представители традиций позднеантичной научной интеллигенции.

Задача: создать главный храм христианского мира, воплотить идею могущества империи и блестящего правления императора.

Тип храма: купольная базилика.

Храм посвящён святой Софии – христианской мученице, казнённой во втором веке в Риме.

Собор построен на месте базилики, уничтоженной пожаром. Строительство храма началось 23 февраля 532 года, через 39 дней после пожара.

В основу здания положен план трёхнефной базилики, слегка вытянутой в прямоугольник. Центральный неф перекрыт куполом. Четыре мощные арки держат купол высоко над молящимися. Центральный купол Софии с двух сторон поддержан двумя более низкими полукуполами, а эти в сою очередь имеют ещё по два маленьких полукупола. Главный купол образован сорока арками с окнами, через которые в подкупольное пространство поступает свет.

С восточной стороны храм имеет апсиды – полуцилиндрические выступы. В апсиде помещается алтарь. С западной стороны – главный вход. С запада перед Софийским собором находился обширный фонтан для омовений. Существовал ещё один торжественный вход с юга, со стороны центральной площади Константинополя. На площади против собора располагался огромный ансамбль Большого императорского дворца, а также здание Сената и высокая колонна с конной статуей Юстиниана наверху.

Внешний вид собора Святой Софии с его гладкими стенами отличается простотой, суровостью и массивностью форм. Зато внутреннее пространство храма поражает своим богатством. Стены храма облицованы полированным серо-зелёным и розовым мрамором. Своды и купола украшают мозаики. В куполе изображён гигантский мозаичный крест. В основном мозаики имели декоративный характер. Юстиниан, по-видимому, не захотел изображать евангельские сцены, т.к. это объяснялось сомнением в допустимости изображать человеческое тело, ведь античные традиции ещё сохраняли свою силу.

В соборе более ста колонн. Колонны взяты для постройки из ряда античных храмов Малой Азии, Египта, Греции.

Софийский собор велик по размерам: диаметр купола около 32 метров, а его основание поднято на высоту 14-этажного дома (более 40 м.).

Собор Святой Софии – высшее достижение византийской архитектуры.

 

Памятники Равенны.

Ни один город не сохранил такого большого числа памятников 5-6 веков, как расположенная на севере Италии Равенна. Наиболее ранними являются крестообразный мавзолей Галлы Пладиции и восьмигранный православный баптистерий (крещальня); базилики 6 века. Особый интерес представляет центрально-купольная на восьмиугольном основании церковь Сан Витале (540-547 г.г.). 15-тиметровый в диаметре купол Сан Витале покоится на восьми столбах.

Памятники Равенны имели специфические местные черты. Самой распространённой техникой внутреннего убранства зданий была мозаика.

 

В эпоху Македонской династии формируется зрелый средневековой стиль (9-12 в.в.). Дворцовые постройки этого периода представляют собой целый комплекс зданий с галереями и переходами.

К 9 веку господствующим в церковной архитектуре становится крестово-купольный тип храма. В центре всех культовых построек , увенчанных куполом на барабане, находилось подкупольное пространство. К нему примыкали остальные части здания, образующие четыре ветви креста. Барабан купола и своды угловых помещений укрепляли четыре подкупольных столба. Переход от купола к опорам осуществлялся обычно с помощью парусов.

В 9-13 веках возводятся монастырские комплексы. Центром архитектурной композиции монастыря является главный храм – каталикон.

Крестовые походы, приведшие к завоеванию Константинополя в 1204 году, сыграли губительную роль в судьбе Византийской империи. Крестоносцы разграбили город, вывезли большое количество произведений искусства. Греческие художники эмигрировали в разные страны Западной и Восточной Европы.

Здания, возведённые или перестроенные в конце 13-15 в.в., отличаются сложным планом, состоящим из ряда почти замкнутых помещений небольшого размера (монастырь Хора в Константинополе). В этот период возрастает роль наружной декорировки зданий.

 



Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 515;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.