Теоретические аспекты иммиграционной правовой политики
Несмотря на глобализацию, основным субъектом исторического процесса остаётся суверенная (независимая) страна – государство-нация. Например, это наглядно продемонстрировал финансово-экономический кризис 2008-2009 годов, который показал, что мировые импортно-экспортные связи не могут заменить собой национально-государственную систему воспроизводственных отношений[1]. В то же время, в условиях глобализации национальные государства теряют контроль не только над перемещением капиталов, товаров, информации, но и людей. «Этот кризис национального управления – универсальная характеристика современного общества»[2]. Однако, иммиграция, особенное неконтролируемая, при определённых масштабах может иметь ключевое значение для судеб государств и народов.
В последнее время большинство стран мира испытывает некоторую зависимость (экономическую или демографическую) своего развития от миграционных процессов, в частности, от притока иностранного населения. Миграция населения представляет собой сложное социально-экономическое явление, которое противоречивым образом связано с различными сторонами хозяйственной и социально-политической жизни общества, формированием и проявлением тенденций их изменения[3].
Таким образом, решая сиюминутные экономические задачи, государство приобретает ряд существенных, подчас неразрешимых проблем. Экономические выгоды миграции вступают в конфликт с социальными проблемами и нарушают хрупкий баланс сложившегося политического консенсуса в отдельных странах.
Так непродуманная иммиграционная политика Европы привела для ряда стран к катастрофическим социальным и социокультурным последствиям – вплоть до полной смены культурного и этнического облика.
Представления о своей национальности, идентичности, также как этническая солидарность, без чего невозможна общность, как раз и являются ее «соединительной тканью» общества[4]. Разрушение этой солидарности может в конечном итоге привести к разрушению самого государства. В настоящее время, одним из феноменов глобализации является размывание гомогенности и атомизация общества, особенно в наиболее индустриально развитых странах[5]. Не последнюю роль в этом процессе играет иммиграция. Зачастую неконтролируемая или неправильно контролируемая иммиграция приводит к образованию в той или иной стране разрозненных, не имеющих объединяющих начал социальных групп. Члены этих групп являются носителями разных, зачастую взаимоисключающих культурных и поведенческих кодов. Внутри государства формируются параллельные общества, зачастую не лояльные той или иной стране, сохраняющие прежнюю или формирующие двойную идентичность. Последствия формирования таких параллельных обществ сложно прогнозировать, но очевидно, что уже в ближайшей исторической перспективе для таких стран это явление будет иметь самые неблагоприятные последствия.
В связи с названными тенденциями в начале XXIв. общественный и политический дискурс о проблемах иммиграции повернулся в плоскость влияния иммиграции на безопасность государства. Особенно ярко этот поворот заметен в Европе[6]. Среди вызовов безопасности, которые несёт неконтролируемая иммиграция разные авторы называют: разрушение идентичности, экономические и политические угрозы, некоторые авторы выделяют так же криминальную и террористическую угрозу.
Поэтому совершенствование иммиграционной правовой политики для государств со значительными иммиграционными потоками, в том числе и для России, будет иметь решающее значение.
В современном понимании иммиграцонная-правовая политика начала формироваться в наиболее индустриально развитых странах, но, несмотря на некоторую общность причин иммиграции («поиск лучшей жизни»), понимание и отношения к явлению иммиграции в разных странах было разным и соответствовало не только историческому и экономическому контексту этих стран, но и во многом определялось идеологическими установками.
Миграция, являясь закономерным явлением в жизни цивилизации, только в условиях индустриального общества в XIX-XX вв. приобретает продуманную политико-правовую основу. До этого она носила в большей степени стихийный характер и регулировалась больше естественными стимулами и ограничениями. Безусловно, переселенческая политика существовала уже в древнейших государствах, но говорить об иммиграционной правовой политике, как о сформировавшемся явлении можно лишь с конца XIX века, когда правовая политика в отношении иностранцев приобретает системный характер. Это связано, во-первых, с развитием транспорта – «революцией коммуникаций» середины XIX в., что облегчает и ускоряет сам процесс перемещения и пересечения границ. Во-вторых, на фоне развития коммуникаций иммиграция становится индивидуальным процессом. До этого перемещения, межгосударственные и тем более межконтинентальные, носили в большинстве своём коллективный (племенной, клановый, общинный) характер. Таким образом, на первый план выходит отношения государство-индивид, что вместе с развитием права и правового государства и порождает потребность в развитии целенаправленного правового регулирования.
О масштабах проблемы свидетельствуют приблизительный подсчёты числа мигрантов, покинувших в 1846-1924 гг. страны Европы - 55 млн. человек (!), из которых, возможно 25% вернулись на родину. Иммиграционный поток не мог не возрасти после 1870 года, когда парусные суда были полностью заменены паровыми. Железнодорожные компании (прежде всего американские), получившие в собственность от правительства огромные массивы земель, были заинтересованы в их заселении и стимулировали иммиграцию из Европы (так, собственно говоря, произошло с поволжскими немцами, поселившимися в Канзасе, или с украинцами, устремившимися в провинцию Альберта). Однако чаще всего переселенцы размещались не в сельской местности, а в городах или в горных посёлках (где добывались драгоценные металлы). Была распространена и сезонная миграция - не только в Европе, где она восходит к XVII веку, но и в переселенческих странах. Конкретные цифры весьма отрывочны, но можно сказать, что Аргентину в 1857 - 1914 гг. покинули 43% прибывших, Бразилию, в 1899-1912 гг. – 66%, США в 1908 – 1914 гг. -52,5 %[7].
Говоря о традициях иммиграционной правовой политики, следует иметь в виду, прежде всего, что она имеет давние корни в странах Запада, а не в России, где правовые устои этой проблемы только-только оформляются. Концептуальные различия в подходах к регулированию иммиграционного процесса сформировались исторически. И с точки зрения отношения к иммигранту все страны иммиграции можно разделить на две большие группы: страны пионерской иммиграции - США, Канада, Австралия, и страны новой иммиграции – страны Старого Света, где иммиграция приобрела массовый характер только во второй половине ХХ века – Великобритания, Франция, Германия, Италия, Нидерланды.
В странах пионерской иммиграции за счёт таких переселенцев формировали и продолжают формировать население страны. В странах Западной Европы, напротив, уже сформировавшееся, автохтонное население сталкивается с приезжими, чуждыми и в культурном, и этническом плане. Парадокс заключается в уникальности такого события – это не завоеватели или колонизаторы, а приглашённые или допущенные по тем или иным причинам иностранцы, практически уравненные в правах с местным населением, что не может не создавать большие проблемы.
Исторически сложившиеся модели отношения к иммигрантам сформировали соответствующие идеологические концепции, на основе которых и формируется правовая политика. Прежде всего, это касается вопроса интеграции иммигранта в принимающее общество и принципов допуска иммигранта в принимающее государство. В США, например, это последовательно сменявшие друг друга англоконформизм, концепция «плавильного тигля», и «культурного плюрализма», в Канаде – сложившаяся в 70-х гг.. ХХ века концепция мультикультурализма, позаимствованная в конце ХХ века Европейскими странами в качестве панацеи от социо-культурных и национальных проблем, вызванных слабо контролируемым потоком инокультурных иммигрантов, но так и не оправдавшая себя.
Рекомендованная литература:
1. Брус В.А. Современные черты миграционных процессов и миграционной политики в странах Западной Европы// Конституционное и муниципальное право. 2010.№12. С. 66- 70
2. Вынужденные мигранты и государство / Под ред. В.А. Тишкова.- М.:, 1998.
3. Волосенкова Е., Кабаченко П., Тарасова Е. Миграционная политика. Управление миграционными процессами.// Методология и методы изучения миграционных процессов. Междисциплинарное учебное пособие. Под ред. Зайчонковской Ж. Молодиковой И., Мукомеля В., М., 2007. С.213-236
4. Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение. Изд.. 2-е. испр. И прераб..М. :, 2007
5. Денисенко М. Изменения в иммиграционной политике развитых стран.// Отечественные записки. 2004. №4. С. 222-236
6. Домье В. Атомизация общества и социальная самоорганизация: российский контекст// Рабочие в России: исторический опыт и современное положение. М.. 2004. С. 73-82
7. Ивахнюк И.В. Международная трудовая миграция. Учебное пособие. М. 2005
8. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. – М., 1999;
9. Лопухина Т., Градировский С. Типологии миграционных процессов// // Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России. – М.:, 2002.
10. Мамедбекова М. О. Влияние миграционных процессов на развитие современного общества// Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2009. № 3 (20).
Дата добавления: 2018-11-26; просмотров: 622;