Структура девиантного поведения


Девиантное поведение может иметь разнообразную структуру и динамические ха­рактеристики, формироваться как изолированное явление или как явление группового порядка, сочетаться с иными клиническими формами или быть единичным феноме­ном, являться устойчивым или неустойчивым, иметь различную направленность и со­циальную значимость.

Индивидуальные (изолированные) девиации включают в себя все клинические фор­мы и типы отклоняющегося поведения, при которых оно не носит характера непосред­ственной связи с поведением окружающих. Нарушение правовых, этических или эстети­ческих норм происходит в данном случае вне связи с микросоциальными паттернами поведения. Нередко индивид осознанно стремится к выбору изолированной девиации, желая кардинально отличаться от окружения или конфронтируя «со всеми и вся». Иног­да он может не обращать внимания на наличие или отсутствие девиантных форм поведе­ния у близкого окружения, т. е. игнорировать реальность, не «изобретая» новую ориги­нальную девиацию. Особенно ярко индивидуальные девиации проявляются при психо­патологическом и патохарактерологическом типах отклоняющегося поведения. Известна лишь одна разновидность группового психопатологического девиантного поведения, носящего название индуцированного, — сформированного по механизмам прямого или косвенного внушения индивиду норм поведения и паттернов осмысления действи­тельности, произведенного авторитетным для него человеком, находящимся в болезнен­ном психическом состоянии. Классический пример — индуцированное бредовое пове­дение близких родственников душевнобольного.


К изолированным девиациям относятся коммуникативные формы отклоняющегося поведения (аутистическое и нарциссическое поведение, гиперобщительность), аутоагрес-сивное поведение в виде суицидальных попыток (хотя возможны и групповые формы т. н. ритуальных суицидов), нарушения пищевого поведения (анорексия или булимия), анома­лии сексуального поведения и развития, сверхценные психопатологические увлечения («философическая интоксикация», сутяжничество и кверулянство, разновидности маний: клептомания, дромомания и др.), злоупотребление веществами, вызывающими измене­ния психической деятельности (наркотическая и алкогольная зависимость).

Наиболее часто наблюдаются групповые девиации. Их отличительная черта — об-лигатность сходных форм девиантного поведения у близкого окружения (созависимость), идолов, авторитетных лиц в референтной группе. Подавляющее большинство возраст­ных (особенно подростковых) вариантов отклоняющегося поведения относится к груп­повым. Так, к примеру, характерологические и патохарактерологические реакции под­ростков носят групповой характер. Реакции группирования со сверстниками, эмансипа­ции, имитации, оппозиции, а также такие клинические формы девиантного поведения, как спортивный, музыкальный или религиозный фанатизм, коллекционирование и «па­ранойя здоровья» (спортивная аддикция или аддикция упражнений), как правило, фор­мируются не изолированно, а в группе. Часто такие девиации не могут существовать вне группы или коллектива и корригируются изоляцией человека.

В основе формирования групповых разновидностей девиантного поведения лежит принцип группового давления и низкой толерантности к этому давлению, чего не наблю­дается при изолированных (индивидуальных) девиациях. Индивид, основываясь на специ­фических индивидуальных возрастных особенностях, склонен вначале дистанцироваться от взрослых и осознанно выбирать референтную группу. В дальнейшем уже сама группа в силу внутригрупповых закономерностей нацелена карать своих отклоняющихся от «об­щей линии поведения» членов, поскольку они могут создавать препятствия на пути обще­группового движения. Таким образом происходит становление группового отклоняюще­гося поведения, когда всецелое принятие групповых взглядов сочетается с подавлением собственных сомнений в правильности, нормативности своего поведения.

Групповое давление на индивида способны оказывать как референтная группа, так и семья. Групповое давление и формирование девиантного поведения могут происхо­дить в рамках профессиональных и построенных на какой-либо идеологии коллективов, а также в группах «по интересам». Так, профессиональное, конфессиональное, «хобби-альное» или любое иное сообщество людей способно гласно или негласно требовать от ее члена соблюдения норм, которые фактически могут иметь оттенки отклоняющегося поведения. Байкерские нормы диктуют необходимость выбирать мотоцикл с максималь­но мощным и громким звуком мотора и эпатажно демонстрировать его звучность в период, когда обыватель нацелен на тишину. От последователя какого-либо религиозно­го течения требуется громко много часов подряд в молитвах нечленораздельно, с кри­ком обращаться к божеству. Проституткам, в соответствии с «кодексом чести», запреще­но испытывать оргазм на работе.

Семейные разновидности групповых девиаций демонстрируют отклоняющиеся пат­терны поведения целой семьи или части ее членов, связанные с процессом группового давления. Это могут быть прямые влияния родителей на ребенка (например, вовлечение его в деятельность тоталитарной секты или оздоровительной группы) или опосредован­ная трансляция девиантных традиций (к примеру, злоупотребление алкоголем или сверх­ценные увлечения, стереотипы пищевого поведения). Возможны и обратные воздей­ствия ребенка с отклоняющимся поведением на родителей (формирование патохаракте-


рологического типа девиантного поведения в виде чрезмерной общественной или иной активности у матерей, дети которых страдают, к примеру, наркоманией). Семейные деви­ации представляют собой устойчиво поддерживаемый и поощряемый группой (семь­ей) поведенческий стереотип. Зачастую семьи с девиантными формами группового поведения объединяются на базе этих отклонений и формируют новые группы — мета-семьи. Известны т. н. «шведские семьи», где объединяющим моментом служит приори­тетность в выборе групповых сексуальных взаимодействий. Религиозные коммуны, тре­бующие от своих членов отречься от прежних семей и образовать новую духовную общность, приписывают себе еще и семейные функции. Нередко лица с девиантными формами поведения строят свою семью на базе сходства отклоняющихся интересов и поведенческих стереотипов.

Девиантные формы поведения могут быть временными и постоянными, устойчи­выми и неустойчивыми. Для временных девиаций характерна малая длительность суще­ствования отклоняющегося поведения, часто связанная с групповым давлением и невоз­можностью быть вне группы. Так, подросток может проявлять девиантные формы пове­дения лишь в течение срока нахождения в лагере отдыха вместе со сверстниками, быть агрессивным только в группе. Или умеренно пьющий человек может злоупотреблять спиртными напитками под психологическим давлением попутчиков или сослуживцев во время командировки. К постоянным девиациям относят формы отклоняющегося поведения, имеющие склонность к длительному существованию и малой зависимости от внешних воздействий. Они составляют большинство девиантных форм поведения. Устойчивые девиации характеризуются монофеноменологичностью, т. е. в поведении человека преобладает лишь какая-либо единственная форма отклоняющегося поведе­ния. При неустойчивой девиации отмечается склонность к частой смене клинических проявлений девиации. Например, у человека могут чередоваться девиации в виде зло­употребления наркотическими веществами и нарушения пищевого поведения. К при­меру, наш испытуемый девиант Т., 50 лет, вылечившись от алкоголизма, вначале стал приверженцем одного из учений об оздоровливающей жизни с соответствующей откло­няющейся структурой поведения, а затем увлекся азартными играми (гемблингом) и проиграл на игровых автоматах большую сумму денег, заложив под них квартиру. В струк­туре его характера и личности был сформирован «каркас для нанизывания» на него разнообразных девиаций.

Выделяются стихийные и спланированные, структурированные (организованные) и неструктурированные (слабоорганизованные) разновидности отклоняющегося поведе­ния. Стихийные девиации имеют склонность к быстрому, хаотичному и неспланиро-ванному формированию. Они возникают под влиянием внешних обстоятельств и харак­теризуются временным характером. В таком случае девиантное поведение специально не запланировано, однако и не исключено из поведенческой программы. Стечение об­стоятельств и эмоциональный настрой индивида становятся решающими в появлении неадекватного поведения. Провоцирующим моментом могут служить действия окру­жающих. Нередко стихийно совершаются агрессивные и аутоагрессивные поступки при делинквентном и патохарактерологическом типах девиантного поведения. Спланиро­ванные девиации носят характер регламентированности, заданности и строгой очерчен-ности. Человек заранее готовится к их реализации, нередко испытывает «предстартовое волнение», радостное и одновременно беспокойное ожидание данного вида деятельно­сти. К спланированным девиациям относятся, примеру, гемблинг и употребление алко­голя или наркотиков. При них можно отметить наличие подготовительного периода, во время которого девиант с вожделением ожидает возможности включиться в азартную


игру или появления «группы единомышленников». В рамках групповых девиаций воз­можны различные степени их сплоченности вокруг отклоняющейся формы поведения. Сектантство подразумевает сплоченность и структурированность, а для группы филатели­стов характерна малая организованность. Под структурированной (организованной) де­виацией понимается групповая форма отклоняющегося поведения, в рамках которой чет­ко расписаны роли всех ее участников. Для неструктурированной (слабоорганизован­ной) разновидности группового отклоняющегося поведения характерно отсутствие иерархических взаимоотношений, регламентации поступков.

Девиантные формы поведения по структуре могут быть также экспансивными и неэкспансивными, альтруистическими и эгоистическими. Экспансивные девиации, в отличие от неэкспансивных, характеризуются вторжением в сферы жизни и деятельно­сти окружающих людей, зачастую склонностью игнорировать их интересы и даже пося­гать на их свободы (например, агрессивное или гиперобщительное поведение, сексуаль­ные аномалии). При неэкспансивных девиациях индивид своим поведением формально может не задевать интересы окружающих (к примеру, нарушения пищевого поведения и аутизм). Неэкспансивные девиации отличаются саморазрушающим для личности де­вианта характером, когда неадекватная и неэффективная деятельность приводит к личност­ной деградации или блокированию личностного роста.

Подавляющее большинство форм отклоняющегося поведения можно назвать эгои­стически ориентированными. Эгоистические девиации отличаются нацеленностью на получении удовлетворения или личной выгоды. Злоупотребление алкоголем, наркоти­ческими веществами, сексуальные девиации и перверсии пропитаны желанием и стрем­лением индивида получить новые ощущения, «ублажить себя», испытать радость. Альт­руистические девиации, напротив, направлены на интересы других людей, нередко со­четаются со склонностью к самопожертвованию и самоуничижению. Альтруистические цели может преследовать суицидальное поведение человека, пытающегося расстаться с жизнью ради близких, ради божества, которому поклоняется или «ради всего человече­ства». В основе созависимого поведения лежит альтруизм.

По параметру осознаваемости и критичности можно выделить осознаваемые и не­осознаваемые девиации. Осознаваемые девиации представляют собой отклоняющиеся формы поведения, которые человек осознает как отклонения от нормы и по отношению к которым он может испытывать негативные эмоции и желание их исправить. Критич­ность чаще носит волнообразный характер. Неосознаваемые девиации, как правило, встречаются в рамках психопатологического типа девиантного поведения на базе психи­ческих расстройств. Они характеризуются полной спаянностью отклоняющейся формы поведения с личностью девианта, его убежденностью в том, что его поведение адекватно поступкам окружающих и их отношению к нему, а также отсутствием стремления изме­нить что-либо в своем поведении.

Используя «теорию ярлыков» Г. Беккера (1966), предлагается выделять две разновид­ности девиаций, различающихся механизмами формирования: первичные и вторичные. Первичные девиации представляют собой любые формы ненормативного поведения. Вторичные девиации возникают в результате вольного или невольного следования де­виантом за приклеенным ему обществом ярлыком, желания оправдывать ожидания людей, стремиться подтвердить справедливость их мнений и убеждений в отношении собственного отклоняющегося поведения. Наиболее ярко вторичные девиации проявля­ются у проходящих реабилитацию наркозависимых в ситуациях провоцирования со сто­роны близких или окружения.




Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 535;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.