Сигнальные системы действительности
ВНД животных, мышление и выработка рефлексов протекает под непрестанным воздействием различных раздражителей – сигналов из внешней и внутренней среды. Животные анализируют конкретную обстановку и обладают конкретным мышлением.
И.П. Павлов указывает, что для животного действительность сигнализируется почти исключительно раздражениями и их следами в больших полушариях, непосредственно происходящими под действием специальных клеток - зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Такую деятельность мозга он назвал первой сигнальной системой действительности, общей для животных и человека. Но есть и друга форма деятельности мозга, свойственная только человеку и названная И.П. Павловым второй сигнальной системой действительности. Она основана на словесной сигнализации. Слово является «сигналом сигналов».
Чтобы вызвать реакцию у животного необходим сигнал физического или химического свойства, непосредственно действующий на его рецепторы; у человека таким сигналом может служить его словесное обозначение, которое для него является таким же условным раздражителем, как и все остальные. У человека развились и усовершенствовались сигналы второй степени. Слово действует не своим звуком, а своим понятием.
Системная организация целенаправленного поведения. Функциональные системы. Поведение животных является всегда целенаправленным, т.е. запрограммированным на получение полезных для организма результатов. Понять и объяснить любой поведенческий акт, а так же весь комплекс актов, формирующих тип поведения – пищевого, полового и т.д. позволяет теория функциональных систем П.К. Анохина.
Функциональная система поведенческого акта независимо от его сложности имеет единую архитектуру, единые узловые механизмы. Начальной стадией поведения является афферентный синтез (возникновение условного стимула или ведущей биологической потребности, например, потребности в пище). Далее следует стадия принятия решения и формирования программы действия с одновременным образованием акцептора результатов действия. И наконец, стадия взаимодействия со средой обитания для получения результатов, удовлетворяющих исходную потребность (согласованные взаимодействия соматических, вегетативных и гуморальных исполнительных механизмов). Контроль за ходом событий и оценка реального полученного результата в сравнении с запрограммированным в акцепторе действие осуществляется путем обратной афферентации (рис ***). Таким образом, видимый поведенческий эффект, чаще всего двигательный, рассматривается здесь как активное внешнее звено саморегулируемой системы.
Биологические мотивации и эмоции. Ответственными звеньями целенаправленного поведения животных являются мотивации, эмоции, память, которые вместе с понятиями - ощущение, восприятие, мышление – относятся к категории психических процессов. Мотивационные центры гипоталамуса – пищевой, питьевой, страха – возбуждаются, далее формируется программа целенаправленного поведения.
Смена бодрствования и сна. Признаками бодрствования у человека является мышление и сознание, у животных – условнорефлекторная и элементарная рассудочная деятельность. Во время бодрствования активность высших центров усиливается, а их порог возбуждения снижается.
Сон – это состояние, характеризующееся угнетением сознания и восприятия окружающей действительности. Сон играет роль восстановительного процесса. Во сне снижен тонус мышц, частота сокращения сердца, интенсивность обмена веществ, дыхания, синаптический покой, температура тела. Развитие сонного состоянии прослеживают по электроэнцефалограмме (ЭЭГ), которая отражает биопотенциалы мозга (синаптическую активность внешних слоев КГМ).
Дата добавления: 2016-06-29; просмотров: 2099;