Влияние одиночества на ход личностного развития пожилых людей


Одиночество может переживаться в любом возрасте, но только в старости оно приобретает особую актуальность и значимость для личности. Согласно жизненным свидетельствам, люди наиболее схожи в том, что по мере старения они живут одни. Но все же человек, живущий один и одинокий человек – это не одно и тоже. Напротив, одиноким, страдающим, от одиночества может быть человек, живущий в большой семье. Это подтверждают исследования Перлмана и его коллег. Одиночество не предикат старости, даже ребенок может чувствовать себя одиноким.

Американские ученые полагают, что одиночество – проблема главным образом молодых. Они сделали вывод о том, что одиночество не обязательно развивается у тех людей, кто физически изолирован, оно является ответом человека на складывающиеся обстоятельства. Пожилые люди редко признают себя одинокими в отличие от молодых, хотя и в большей степени предрасположены, жить одни. Вероятно потому, что пожилые люди интерпретируют одиночество по-своему. Данное предположение подтверждают исследования Хоровиц и его последователей. Они определили, что понятие «одиночество» не используется всеми в абсолютно одинаковом смысле. Значение одиночества, по их мнению, может меняться в зависимости от социальной группы, возраста, исторического периода и культурной среды. Для престарелых одиночество ассоциируется со снижением деятельности, обусловленной нетрудоспособностью или невозможностью передвижения, а не отсутствием социальных контактов. То есть одиночество в старости - понятие неоднозначное, имеющее социальный смысл.

Н.Ф. Шахматов указывал на то, что одиночество в старости – это либо реальное отсутствие родственников, сверстников, друзей, либо ощущение эмоциональной изоляции, непонимание и безразличие со стороны окружающих. Таунсенд обратил внимание на различия между социальной изоляцией и одиночеством у пожилых людей. Он установил, что люди, живущие в относительной изоляции, зачастую бывают, не так одиноки, как те, кто живет в семье. Он сделал вывод о том, что объяснением одиночества может выступать потеря близких, и это является более значимым в старости, чем социальная изоляция.

Выбор данной стратегии адаптации обуславливает постепенное снижение поведенческого контроля и рефлексии, в связи с чем, пожилые люди с трудом представляют или просто не задумываются о том, как видят и оценивают их окружающие. Однако, понимая, что поведение их бывает неадекватным, они часто отказываются от общения, все больше уходя в себя, и переживание одиночества перерастает у них в ощущение необъяснимого страха, отчаяния, сильного беспокойства. Доказано, что одиночество сильнее ощущают пожилые люди с выраженными чертами зависимости, желающие, чтобы ими интересовались и занимались, а также лица, желающие осуществлять над кем-то контроль.

Взаимодействия пожилых людей между собой также имеют свою специфику. Так они часто испытывают разочарование в знакомствах, подмечая мельчайшие детали поведения других, которые, например, не соответствуют их идеалу. Пожилые люди бояться быть непонятыми, страшатся разочарований, предполагают неудачи в общении, и поэтому избегают его, хотя и страдают от его недостатка.

Одиноким людям присуща нехватка навыков общения и в других аспектах: они меньше интересуются окружающими людьми, задают меньше вопросов, в меньшей степени склонны поощрять и подбадривать собеседника, проявлять в меньшей степени благожелательность и доверие.Они не способны к экстраверсии и положительным невербальным проявлениям при помощи интонации, мимики.

Таким образом, для многих пожилых людей, переживших смерть супруга (супруги) увеличивается риск социальной изоляции. Различное отношение к одиночеству у мужчин и женщин свидетельствует в пользу точки зрения, что переживание одиночества является сугубо-индивидуальным чувством, не выходящим за рамки внешних условий. Субъективное ощущение одиночества и самоизоляция вызывает состояние неудовлетворенности жизнью и нередко служит причиной самоубийств пожилых людей.

 

Суицид – один из феноменов одиночества в пожилом возрасте. Так, в возрасте от 65 до 75 лет возможно возникновение суицидоопасных возрастных депрессий. Пожилых людей старше 75 лет постоянно преследует мысль – уйти из жизни самостоятельно. Мужчины кончают жизнь самоубийством в 4 раза чаще женщин. Вдовы и вдовцы попадают в группу риска как потенциальные самоубийцы. Но все же в большей степени склонны к суициду хронические одинокие или пережившие в прошлом эмоциональные кризисы пожилые люди, прежде всего те из них, кто отличается повышенной тревожностью, чувством неполноценности.

Наиболее важным результатом исследований одиночества является связь между глубоким одиночеством и низкой самооценкой. Согласно Вуд низкая самооценка может выступать и как причина и как следствие одиночества. Последствия одиночества для самооценки личности еще больше усугубляются, если одиночество связывается с личностными характеристиками и недостатками. Чем положительнее пожилой человек оценивает самого себя и верит в то, что жизнь имеет смысл и цель, тем менее одиноким он себя чувствует. Выделяют 2-е точки зрения на то, каким образом самооценка влияет на одиночество. Согласно первой точке зрения, причиной одиночества является внутреннее психологическое самоотчуждение. Согласно второй точке зрения, низкая самооценка сопровождается системой установок и поведения, которое затрудняет социальное взаимодействие. Одиночество для самооценки личности еще больше усугубляются, если одиночество связывается с личностными характеристиками и недостатками. Одинокие люди зачастую чувствуют себя никчемными, некомпетентными и нелюбимыми. Люди с низкой самооценкой более склонны к пассивности, внушению, чрезмерно чувствительны к критике, считая ее подтверждением своей неполноценности. Они в большей мере испытывают социальную неуверенность и менее предрасположены к риску в социальных вопросах, а поэтому и менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих. В пожилом возрасте уход на пенсию и вдовство являются основными факторами, влияющими на самооценку и удовлетворенность жизнью, иные, порой скрытые также оказывают влияние, в том числе финансовые проблемы, которые для большинства людей является первичным фактором в ухудшении самооценки и увеличении депрессивных симптомов.

То есть, утрата значимых социальных связей имеет своим главным следствием – изменение представления человека о себе. Низкая самооценка влияет и на социальное поведение людей. Уже в самой низкой самооценке заложен риск одиночества, которое, в свою очередь, может в дальнейшем подорвать чувство собственного достоинства у человека. Таким образом, низкая самооценка и одиночество взаимосвязаны и взаимоусиливают друг друга. Доказано, что одиночество сильнее ощущают пожилые люди с выраженными чертами зависимости, желающие, чтобы ими интересовались и занимались, а также лица, желающие осуществлять над кем-то контроль. Важнейшим фактором, определяющим переживание одиночества в старости, является сохранность самоконтроля, которое имеет специфическое значение для старых людей. События, связанные со вступлением в определенный возраст (уход на пенсию, вдовство, ухудшение здоровья) могут ослабить чувство контроля. Чувство самоконтроля может способствовать сокращению стрессовых моментов, и, наоборот, недостаток контроля может привести к ощущению собственной беспомощности, безнадежности.

Материальное благополучие – один из факторов, влияющих на здоровье, домашнее благополучие и способность передвижения. Как правило, одинокие старики живут в худших экономических и бытовых условиях, чем семейные. Чувство одиночества выше у пожилых людей с низким уровнем доходов. Финансовые затруднения часто ускоряют отход пожилых людей от активной жизни, т.к. они зачастую не имеют возможности поддерживать привычный образ жизни, как до выхода на пенсию; у них нет возможности как раньше принимать гостей, они не могут позволить купить себе новую одежду, обувь, они вынуждены донашивать старые вещи, вызывая насмешку и сочувствие в лучшем случае, в худшем - пренебрежение и обвинение в скупости. Все это заставляет старых людей прерывать прежние дружеские связи, что, естественно, делает их жизнь скупой на события; способствует вынужденной самоизолированности пожилых людей в 4-х стенах, заставляет ограничивать контакты с внешним миром.

Таким образом, старение, как и одиночество, есть проявление чувств, чувств испытываемых человеком, и от самого человека зависит, насколько его охватывают эти чувства, как он покоряется им, насколько они становятся сильнее всех других чувств. Одиночество – сложное явление, по-разному воспринимаемое разными людьми. Для одного – это отчаянная тоска по утраченной любви к близкому человеку; для другого – преходящее чувство тоски из-за отсутствия общения; для третьего оно может представлять собой часть всеобщего отчуждения, чувство собственного несоответствия.

Существует ряд взаимодействующих факторов психологического и социально-экономического характера, которые являются причинами одиночества в старости: физическая немощь, выход на пенсию, вдовство, низкое финансовое положение, выбор стратегии адаптации по «замкнутому контуру», низкая самооценка.

Влияние одиночества на ход личностного развития в старости заключается в следующем: 1) одиночество ведет к эмоционально - волевым расстройствам, усиливает развитие депрессии, изменениям поведения, приводит к проявлению девиантного поведения - суицидальным поступкам;

2) изменяет самовосприятие человека, (происходит расхождение между истинным «Я» и тем, как видят «Я» другие);

3) изменяет восприятие окружающей действительности (она становится для пожилого человека непредсказуемой, не поддающейся контролю с его стороны);

4) снижает самооценку пожилого человека, вследствие утраты значимых социальных связей.

Таким образом, одиночество в старости выступает как социально-психологическая проблема перед людьми пожилого возраста. И хотя данные свидетельствуют о том, что одиночество не является обязательным спутником старения, убеждение в том, что оно неизбежно, может стать самоосуществляющимся пресказанием, предотвращающим некоторых одиноких старых людей от принятия мер по облегчению этого затруднительного положения.

Одиночество может способствовать тяжкому расстройству личности, но все же пожилой человек, находясь в реальной обстановке старения, имеет достаточно сил, чтобы самостоятельно регулировать вопрос своего одиночества, объективно его оценивая и вырабатывая в этом плане адекватные формы поведения.

 

Понятие стресса

XX век изменил сам темп человеческой жизни, перенасытил ее информацией, используя радио, телевидение, факсы, поменял скорости с лошадиных на реактивные. Единственно, что почти не изменилась – это сама природа человека и потому ему трудно

справляться и осваивать все то, что он сам создал. Человек перегружен. Английское слово «стресс» означает: давление, нажим, напряжение. Стресс – это болезнь, которойстрадают все. Стресс — это болезнь XX века. Первооткрывателем стресса называют Ганса Селье, биолога с мировым именем, который является создателем и первым директором Международного института стресса.

Всякое переутомление – это стресс и для организма неважно, чем оно вызвано, удачей или неудачей – он реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, «назначение которых, – как пишет Г.Селье, – справиться с возросшими требованиями к человеческой машине». Будет наивностью полагать, что в прошлом было «золотое время» – бесстрессовое время. Тогда тоже были и удары, и подарки судьбы.

Ганс Селье писал: «С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие – может быть одинаковым» (из книги «Когда стресс не приносит горя»).

Стресс проявляется в области психики и физиологии как ответная реакция на физиологическое, нервно-психическое повышенное раздражение. Иммунная система человека сопротивляется возможности инфицированния организма, защищает его от других заболеваний, но давно замечено, что у обидчивых людей, а они легче подвержены стрессу, иммунная реакция понижена. На эту особенность следует обратить внимание пожилых людей, ведь в этом возрасте люди страдают повышенной обидчивостью.

Американские ученые создали специальную шкалу, с помощью которой можно оценить в баллах уровень стресса при том или ином событии. Опросы нескольких тысяч женщин, проведенные в 60-х годах по этой шкале, дали весьма интересные показатели. Смерть супруга оценивалась как наиболее стрессовая ситуация в 100 баллов. Собственная болезнь или травма – 53, конфликт с супругом и уход на пенсию – по 45 баллов. Свадьба – 50 баллов, подготовка к рождеству – 12. Понятно, что эти цифры довольно условны и дают усредненные показатели, но, что важнее, – они были получены в 60-х годах. В 90-х оценки приобрели несколько иной вид. Смерть супруга так и осталась на отметке 100 баллов, но собственная болезнь или травма оценивалась в 68, столько же получил и уход на пенсию, конфликт с супругом оценивался уже ниже, чем уход на пенсию, но выше, чем в предыдущей шкале – 57 баллов. Свадьба вышла на одно из первых мест – 85 баллов. Подготовка к празднику (к рождеству) прибавила 44 единицы и оценивается в 56 баллов. Болезненнее стал переноситься уход сына или дочери из дому: вместо 29 – 41 балл.

Развивая концепцию стресса, Г. Селье в 1938 г. предложил концепцию краткосрочной и среднесрочной адаптации (адаптации взрослых особей на временах, заметно меньших времени жизни), основанную на понятии адаптационной энергии.

Концепция адаптационной энергии позволяет описывать индивидуальные адаптационные различия как различия в распределении адаптационной энергии по структурно-функциональной схеме системы адаптации (а также в количестве этой энергии). Сама эта схема может быть сложна, но едина внутри данного вида (для определенности, Селье рассматривает взрослых особей одного пола). В ряде конкретных физиологических экспериментов Селье показал, что перераспределение этого ресурса повышает сопротивляемость одним факторам и в то же время снижает сопротивляемость другим. Концепция адаптационной энергии приобрела «аксиоматическую» форму (кавычки означают, что эти аксиомы не дают истинной аксиоматики в математическом смысле):

Адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения. Существует верхнее ограничение на количество адаптационной энергии, которое может быть использовано индивидом в любой момент (дискретного) времени. Это количество может быть сконцентрировано на одном направлении или распределено между различными направлениями ответа на множественные вызовы окружающей среды. Существует порог воздействия внешнего фактора, который должен быть перейден, чтобы вызвать адаптационный ответ.

Адаптационная энергия может быть активна при двух различных уровнях компетентности: первичный уровень, при котором порождение ответа происходит в ответ на высокий уровень фактора, с высокими затратами адаптационной энергии и вторичный уровень, на котором ответ порождается на низком уровне воздействия, при малых расходах адаптационной энергии.

Голдстоун утверждает, что постоянно поступающие слабые негативные стимулы постоянно встречаются и преодолеваются непрерывно действующей адаптацией. Инициализирующий эффект стимулов состоит в пробуждении системы адаптации и в приведении ее в состояние готовности к более быстрому и эффективному ответу. Более сильные стимулы могут потребовать большего расхода адаптационной энергии, чем ее производится; тогда адаптационный резерв пускается в дело, а если он израсходуется, то наступает смерть. Существует максимально возможная скорость потребления адаптационной энергии, и на этом максимуме организм не может справиться ни с каким дополнительным стимулом. Описано, как один стимул может влиять на индивидуальную возможность адаптационного ответа на другие стимулы; исход зависит от конкретной ситуации:

Пациент, который не может справиться с болезнью, способен ее преодолеть после умеренного дополнительного стимула. В процессе адаптации к этому новому стимулу он может приобрести способность реагировать более интенсивно на все стимулы. В результаты воздействия сильного стимула пациент может быть не в состоянии адаптироваться к дополнительному сильному стимулу. Если он успешно адаптируется к болезни, то эта адаптация может быть разрушена воздействием второго сильного стимула.

Современные модели адаптации и адаптационной энергии базируются на идее лимитирующих факторов и эволюционных принципах оптимальности, ведущих начало от работ Дж. Б. С. Холдейна. Адаптация представлена как эволюционно оптимальная система распределения адаптационной энергии на нейтрализацию наиболее вредных факторов.



Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 560;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.014 сек.