Л и т е р а т у р а


1. Кеериг О.П. Хороведение, С.-П., 2004

2. Казачков С. От урока к концерту – Казань, 1990

3. Живов В. Хоровое исполнительство - М., Владос, 2003 г.

4. Осенев М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практика работы с хором - М., Академия,2003г.

5. Матвеев Н.В. Хоровое пение - М., 1998

 

Тема X: Распевание хора

Основные вопросы

1.Распевание

а) значение,

б) продолжительность,

в) принцип постепенности,

г) эмоциональный фактор,

д) динамика,

е) звуковысотность.

2. Типы вокальных упражнений.

Цель:теоретическое ознакомление с методикой распевания, анализ приёмов распевания в вокально-хоровой работе А.В.Свешникова

 

Распевание в хоре — это настройка коллектива певцов на певческую установку, правильное дыхание и звукообразование, на звучание вокального аппарата.

Часть урока индивидуальных и хоровых занятий, которая называется распеванием, состоит из упражнений.

Упражнение — это многократно повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его выполнения. Различают 3 обязательных компонента упражнения: повторяемость, определённая организация и целенаправленность.

Следует помнить, что действие, применяемое как упражнение, превратится в простое повторение, если оно не будет нужным образом организовано, чтобы обеспечить выполнение его на более высоком уровне по сравнению с первоначальным.

Распевание в начале хоровых занятий развивает навыки пения и подготавливает голосовой аппарат к работе.

Распевание в хоре должно согласовываться с вокальным строем разучиваемого репертуара и быть направлено на поддержку его звучания.

 

Длительность распевания. не должна превышать 10-15 минут репетиционного времени. В распеваниях не всегда имеет смысл доходить до крайних звуков диапазона, т.к. певческий голос «разогревается» не скоро и начинает полноценно звучать лишь через 30-40 минут после начала репетиции.

В распеваниях достаточно ограничиться рабочим диапазоном певческого голоса: ре первой октавы — фа, фа- диез второй октавы у сопрано; си-бемоль малой октавы — ре второй октавы у альтов.

Юношеские (мутирующие) голоса поют в диапазоне до малой октавы — ре, ми-бемоль первой октавы.

 

Необходимо знать методическую ценность отдельных упражнений, чтобы уметь выбрать из них наиболее полезные для каждой конкретной вокально-технической задачи (организация вдоха, атаки, отдельных качеств звука, плавного выдоха и опоры; выравнивание звучания, регистров, расширение певческого диапазона). Одно и то же упражнение может способствовать выполнению нескольких таких задач. Так, пение на выдержанной ноте способствует не только формирования равномерного выдоха и опоры, выравниванию гласных, но и развитию динамики звука.

 

Принцип постепенности. Упражнения нужно подбирать от лёгких к более трудным. Первые упражнения обычно состоят из нескольких или даже одного тона, поющихся в равной силе звука, и постепенно по мере овладения навыками усложняются.

Хормейстер всегда должен помнить о важности постепенного развития голосов певцов хора. Постепенность должна соблюдаться во всём:

Ø в динамике (от средней к крайней)

Ø в темпах (от умеренного впевания к быстрому)

Ø в диапазоне (расширять от центра)

Ø в технике (от простой к сложной)

Ø от пения закрытым ртом (чем также нельзя злоупотреблять) переходить к пению гласных и слогов

Ø от пения лёгким звуком — к динамически и темброво насыщенному.

В хоровых занятиях упражнений не должно быть много, главное — использовать их для решения нескольких задач, которые обязательно должны быть чётко поставлены перед хором. Руководитель должен качественно показывать упражнение, при необходимости прибегая к сравнению неправильного и правильного их исполнения.

В начале каждого упражнения, какую бы цель оно не преследовало, отрабатывается единство вдоха, одновременность вступления, единство и чёткость какого-либо типа атаки (в основном — мягкой), единство звуковой позиции, нюанса.

 

В работе с хором применяются упражнения

1. на цепное дыхание,

2. на разные слоги (прежде всего для выравнивания гласных),

3. на разные штрихи, на дикцию (трудные звукосочетания, скороговорки),

4. на развитие диапазона,

5. на выравнивание регистров,

6. на нюансы

7. на выработку кантилены,

8. техники,

9. на внимание к руке дирижёра (должна быть выработана реакция на любые, даже неожиданные требования: ферматы, изменения темпа, динамики, штрихов).

В начале распевания, учитывая необходимость приведения голосового аппарата в рабочее состояние (фазы врабатываемости), целесообразно применять привычные, несложные, хорошо впетые упражнения. На таких упражнениях быстрее достигается нужное звучание.

 

Эмоциональный фактор. Пение не может совсем не выражать никаких эмоций. Даже в упражнениях надо стремиться к определённой эмоциональной окраске голоса, причём лучше соотносить пение с радостным настроением. Поэтому упражнения в основном даются в мажорном ладе, который легче воспринимается и связан с бодрым, оптимистическим настроением, создающим необходимый тонус мышц.

Помимо этого любое упражнение можно петь в разных настроениях: радостно, печально, восторженно, сердито, плаксиво, грозно и т.д. (настроение хорошо «добавить», когда основная цель упражнения достигнута). Эмоциональность в работе развивает музыкальность и артистизм, что важно для создания в произведениях самых разных образов.

Располагают упражнения обычно в виде модулирующей секвенции по полутонам вверх или вниз.

 

Динамика. Сила голоса при исполнении упражнений как соло, так и в хоре должна быть средней (в пределах mp-mf). Начальные упражнения на центральном участке диапазона нужно петь ровным по силе звуком. Очень важно найти оптимальную силу звука в каждом индивидуальном случае. Постоянное пение на f ведёт к форсировке голоса, она вредна для всех голосов, но особенно пагубна для детей. Хотя пение звуком, сила которого ниже оптимальной («напевание» — пение без опоры на дыхание), и не рекомендуется, оно приносит гораздо меньше вреда голосовым органам, чем чрезмерно громкое пение. При работе с детьми в мутационный период тихое пение является необходимым. В этом случае, как пишет Ф.Лысек (Чехословакия), «...от интенсивного пения голос слабеет, а при слабом пении голос крепнет».

Звуковысотность. Пение упражнений следует начинать с примарных звуков — наиболее естественно, красиво и без напряжения звучащих нот в диапазоне певца. Обычно это нота в среднем отделе диапазона (у сопрано фа! — до", у тенора на октаву ниже, у меццо-сопрано — ми! — си!, у низких мужских голосов — ре M — ля M).

У детей, голоса которых ещё не подвержены вредным влияниям, начинать упражнения всегда надо с нот, лежащих в пределах фа! — си!.

Развитие голоса со среднего регистра начинали Бортнянский, Варламов и Глинка. Этот метод назвали «концентрическим». Глинка говорил, что распеваться надо «без всякого усиления берущихся», т.е. примарных, которые находятся приблизительно в середине диапазона голоса. Нижний и верхний регистры должны развиваться на основе крепко освоенного центра диапазона путём постепенного, звук за звуком, введения в пение.



Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 562;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.