Гармонический строй
Гармонический или вертикальный строй - это правильное интонирование созвучий аккордов в их последовательном движении, образующихся в звучании всего хора или его голосовых групп.
Практика показала, что применять правила, строя мелодического к гармоническому не всегда возможно: это может привести к нарушению хорового строя (явление дуализма интервалов). Опытные хормейстеры обратили внимание на то, что наличие хорошего мелодическою строя еще не обеспечивает строя гармонического, и при соединении хоровые голоса должны акустически (обертоново) подстраиваться.
Исследования показали, что при выстраивании гармонических интервалов необходимо добиваться наибольшей слитности (константности) чистых интервалов, как наиболее чувствительных к точности настройки. 'Гармонические интервальг по отношению к точности интонирования разделяются на стабильные (чистые кварты, квинты, октавы), требующие большой точности интонации, имеющие узкую зону интонирования и вариационные (секунды, терции, сексты, септимы), допускающие большую свободу интонирования, возможность варьирования в целях выразительности исполнения.
В работе над мелодическим строем на первый Основные вопросы обычно выходит динамика интонационного развития мелодии. Так как звуки интонируются не одновременно, акустический момент не учитывается и мелодия строится на основе ладовых взаимосвязей звуков.
Экспериментально доказано, что музыкальный интервал имеет две стороны: качественную (ладовую) и количественную (интонационную, строевую). Изучение второй, количественной стороны интервала показало, что интонирование мелодических интервалов происходит в более широкой зоне интонационных вариантов, чем интонирование гармонических. Это объясняется тем, что акустико-физиологические основы интонирования тех и других имеют существенно различную природу. Мелодический интервал является более гибким, свободным и, следовательно, более выпуклым, выразительным. Гармонический же интервал, хотя и допускает некоторую гибкость, все же в сравнении с мелодическим интонируется более строго, стабильно, подчиняясь принципу консонирования.
При исполнении мелодии наблюдается общая тенденция к индивидуализации интервалов путем расширения больших и сужения малых. В гармонических сочетаниях эта тенденция чаще сдерживается принципом консонирования, который требует применение, чистых натуральных интервалов (терций, секст). Не случайно под влиянием гармонической вертикали большие терции чаще сужаются, а малые - расширяются.
Принцип консонирования (максимального слияния) аккордов ограничивает возможность расширения или сужения входящих в него интервалов. Так именно в гармонических интервалах скорее ощущается нестройность, то при гармоническом изложении горизонтальный строй должен корректироваться вертикальным, а не наоборот.
При выстраивании созвучий хормейстер должен понять их роль и значение в гармоническом движении. В зависимости от ладового значения аккорды могут иметь статический (неподвижный, в состоянии равновесия) или динамический характер (состояние продолжения движения, как в доминантовых созвучиях). Статический аккорд (например, заключительный - тоническое трезвучие), обычно требует спокойной, устойчивой интонации, а динамический аккорд (обычно функционально неустойчивый, как II7, VII7) требует более острой интонации, предполагающей последующего разрешения.
При выстраивании гармонической вертикали хормейстер должен знать, основные правила:
Ø тоническое мажорное трезвучие выстраивается с ориентацией на устойчивое интонирование I и V ступени и завышение Ш ступени, придающей трезвучию мажорное звучание;
Ø тоническое минорное трезвучие выстраивается со стремлением несколько завысить I и V ступени, а терцовый тон - с односторонним сужением с целью придать минорную окраску;
Ø доминантсептаккорд (Д7) интонируется по правилу мажорного трезвучия, а септима поется с некоторой тенденцией к занижению;
Ø септаккорд II ступени интонируется по правилу минорного трезвучия, где основной и квинтовый тон поются с тенденцией к повышению, а терцовый и септима - к понижению;
Ø в уменьшенном трезвучии VII ступени основной тон интонируется с тенденцией к повышению, а терцовый и квинтовый- с тенденцией к понижению.
Работа над строем
Работа над строем в хоре должна быть связана с работой над элементами музыкальной выразительности, поэтому среди основных приемов можно
Ø интонирование «вне ритма, т.е, по руке дирижера, с использованием фермат на отдельных, трудно выстраиваемых аккордах;
Ø пение сольфеджио, на слог, закрытым ртом, что помогает певцам понять логику мелодического и гармонического развития, помогает темброво выстроить музыкальный материал;
Ø чередование интонирования «про себя» с интонированием вслух, способствует развитию внутреннего слуха;
Ø исполнение сложных по ритму гармонических построений с упрощением (ритмическим наполнением), а также в различных ритмических вариантах, что поможет выстроить на этапе разучивания произведения ансамбль ритмический и интонационный. Например, полезно петь с дроблением;
Ø при понижении строя на этапе, разучивания произведения полезно ускорить темп, увеличив эмоциональную напряженность исполнения или при повышении строя чуть замедлить темп, дав возможность певцам контролировать эмоции и строй хора;
Ø при наличии неудобной тесситуры разучиваемого сочинения использовать транспозицию;
Ø включения фрагментов разучиваемых сочинений в процесс распевания хора с целью шлифовки строя в соединении с другими элементами хоровой звучности (ансамбль, дикция) и средствами музыкальной выразительности.
В произведениях полифонического склада, где каждый голос выполняет самостоятельную мелодическую функцию, горизонтальный строй вступает в более сложные отношения с вертикальным. Интонационные задачи здесь определяются фактурными, образно-выразительными и тематическими особенностями музыки.
Современные научные исследования и исполнительская практика показали, что чистая интонация в хоровом исполнении является переменной величиной; хороший строй хора не есть нечто неизменное, застывшее, он может регулироваться и корректироваться зонным интонированием; строй зависит от различных элементов музыки (звуковысотного рисунка, ладовой системы, направления движения, динамических и метроритмических акцентов, формы произведения ит. д.).
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 870;