Техника произношения слов при пении. Произношение гласных при пении
Гласные в пении - звуки на которых раскрываются все певческие возможности голоса. В русском языке шесть гласных - а-о-у-э-и-ы и четыре йотированных - я-е-е-ю-и. Йотированные гласные являются составными. Они состоят из основных, перед которыми добавляется полугласный звук й. Звук этот произносится очень коротко, после чего четко артикулируется основной гласный.
Роль гласных в пении и в речи неодинакова: в речи они участвуют в смысловом оформлении слова; в пении гласные, кроме этого, являются носителями вокального звука (тембра, силы, длительности звучания). Гласные в академической манере пения звучат более округло, единообразно у всех певцов хора, обладая при этом необходимой звонкостью и распевностью.
В зависимости от педагогических задач, в вокальных упражнениях могут быть использованы (при необходимости с добавлением согласных) закрытые, далекие гласные — у, о, или более близкие, высокие — и, е, э. Дикционные упражнения обычно включают исполнение нескольких гласных на одном звуке. В певческой практике сложились две традиционные формы соединения гласных в упражнении: «и, е, а, о, у» и «а, е, и, о, у». Первая последовательность строится как постепенный переход от позиционно более высокого звука («и») к позиционно более низкому («у»); вторая — от наиболее открытого («а») к более прикрытому («у»).
Соединяя гласные звуки в штрихе легато, «полезно, с целью достижения максимальной певучести и плавности переходов, готовить губами внешнюю форму каждой последующей гласной с сохранением внутренней артикуляционной формы звучания предыдущей» .
Проблеме выравнивания гласных много внимания уделял А.В. Свешников. Он составил схему, которую, по его выражению, применял в зависимости от того, «что требуется звуку» (осветление, озвончение, округление и т. д.). По данной схеме можно начинать с любой, лучше всего звучащей, гласной в хоре, тем более что каждое звено при пении охватывает собой все гласные.
Схема выравнивания гласных А.В. Свешникова.
а(А) | е | и | |
а-е-и-а а-е-о-а а-е-у-а | е-а-и-е е-а-о-е е-а-у-е | и-а-е-и и-а-о-и и-а-у-и | о-а-и-о о-а-е-о о-а-у-о |
а-и-е-а а-и-о-а а-и-у-а | е-и-а-е е-и-о-е е-и-у-е | и-е-а-и и-е-о-и и-е-у-и | о-е-а-о о-е-и-о о-е-у-о |
а-о-и-а а-о-е-а а-о-у-а | е-о-а-е е-о-и-е е-о-у-е | и-о-а-и и-о-е-и и-о-у-и | о-й-а-о о-и-е-о о-и-у-о |
а-у-а-а а-у-е-а а-у-о-а | е-у-а-е е-у-о-е е-у-и-е | и-у-а-и и-у-е-и и-у-о-и | о-у-а-о о-у-е-о о-у-и-о |
Одинаковый акустический строй первой и последней гласной этой схемы позволяет выравнивать в единой вокальной позиции все звено из четырех гласных звуков.
Работа над вокальностью гласных должна включать в себя естественность и грамотность произнесения текста. В пении, где каждый гласный звук должен быть протянут и иметь кроме необходимой окраски гласного специфический тембр, речевая орфоэпия (от греч. огрfоз - правильный, ероз - речь) не может быть полностью соблюдена. Правило, что все гласные под ударением произносятся ясно, как пишутся, относится и к пению (Вик. Калинников «На старом кургане»). Правило о безударных гласных в пении применяется по иному. Редуцированные, неясно произносимые гласные (часы=чисы, плакать=плакъть) в вокале недопустимы. По отношению к гласным звукам следует руководствоваться правилом: «Чем дольше тянется редуцированный гласный, тем ближе должно быть его звучание к изображению на письме; чем он короче - тем он ближе по звучанию к редуцированному произношению, как в разговорной речи».
Редуцированное, приближенное к речевому произношению допускается на коротких длительностях в скорых темпах. Пример: М.И. Глинка «Попутная песня»:
В речи: «Дым столбом кипит, дымится пароход»
В пении: «(Д(ъ)м) сталбом, кипит, дымиц(ъ)а, п(ъ)раход...»
Звуки и слоги: ы, тся, па - как бы «проглатываются», редуцируются (произносятся кратко и ослаблено).
Редукция гласных в пении имеет различные формы: безударные «а» и «э» - ослабляются динамически и произносятся фонетически менее ярко, чем ударные;
> безударное «о» произносятся как «а» (кроме слов иностранного
происхождения);
V безударное «я» произносится как «яэ» (гряэда, памяэть), но в конце слова всегда должно звучать чисто;
> безударное «е» с примесью «и», принятое в разговорной речи, в
пении допускается лишь на очень коротких длительностях;
редукция «е» в пении решается динамическим ослаблением этого звука.
Два гласных внутри слова, а также на стыках слов с предлогами и частицами произносятся слитно. На стыке слов, которые имеют самостоятельные ударения, два одинаковых гласных звука, находящиеся на одной высоте, поются раздельно. Пример: С. Танеев «Вечер»:
Зари догорающей пламя рассыпало по небу | искры.
(отделить, не делая паузы).
Особенно на это следует обращать внимание при одинаковых гласных, на стыке слов. Пример: А. Гречанинов «Лягушка и вол»:
на лугу, | увидевши.
Союз «да» имеет три значения: «и», «но», «пусть». Примеры:
1. «Узник» в обработке А. Давиденко
...лишь ветер | да я («да» в значении «и»)
2. «Соловушка» П. Чайковский
...остался б я теперь с вами...
да лиха беда ваши морозы («да» в значении «но»)
В этих случаях в союзе «да» звук «а» должен быть редуцированным.
3. «Русалка» хор А. Даргомыжский
Да здравствует наш князь младой («да» в значении «пусть» поется с ясным «а»)
Произношение гласного «и» после «ж, ш, ц» в пении как «ы» сохраняется. Пример: жизнь-жызнь, ширь-шырь, цирк-цырк. Грубой орфографической ошибкой является слияние двух слов, например: «совсеми-ное», следует петь «совсем'иное». Пример: Вик. Калинников «Зима», слова Е. Баратынского «Лишь ветер злой бушуя, воет и небо кроет седою мглой. Здесь «и» петь как чистое «и». Йотированные гласные - я, е, е, гб - надо петь «котировку», т.е. «и» с атакой, после чего должны звучать соответствующие чистые гласные: «а, э, о, у». Звук «я» (безударный) редуцированный приходится на длинную ноту, его надо петь как «я». Пример: А. Гречанинов «Лягушка и вол» слова А. Крылова. Звук «е» в пении при большой протяженности, даже если он редуцирован, должен произносится как чистое «е». Пример: П. Чайковский «Ночевала тучка золотая» слова М. Лермонтова «и тихонько плачет он в пусты-не». Звук «е» в слове - пустыня - должен быть спет как чистое «е».
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 822;