Тема IX: Хоровой строй


Основные вопросы

1.Понятие «строй».

2.Мелодический строй

3.Гармонический строй.

4.Зависимость хорового строя от звукообразования певцов.

5.Строй и ансамбль.

Цель:Теоретическое ознакомление с особенностями хорового строя, его разновидностями, правилами интонирования мажорной и минорной гаммы, с причинами зависимости хорового строя от звукообразования.

Понятие «строй» в музыке имеет несколько значений:

> Частота настройки эталона высоты - камертона. Система звуковысотных

отношений.

> Настройка звукоряда.

> Чистота интонирования в пении.

Эталон высоты. В настоящее время эталоном высоты для первой октавы принято 440 колебаний в секунду (440 герц). За многовековую историю музыкального исполнительства норма высоты постепенно из­менялась в сторону повышения. За последние 250 - 300 лет повысилась более чем на целый тон. Таким образом, произведения старых мастеров сейчас озвучиваются в более высокой тональности. Эталонная частота колебания ля I октавы определяется камертоном. Он был изобретен в 1711 году Дж. Шором (Англия). Существуют камертоны в виде метал­лической вилочки, трубочки-тонаря и др., которые используются длянастройки хора.

Строй, как настройка звукоряда по точным высотным соотншениям.

В истории музыкального исполнительства было множество музыкальных
систем. Большое значение в Европейской музыке имел Пифагоров строй,
звукоряд которого строился по квинтам. В XVI веке вводятся темперированные
строи, а в ХУШ веке утверждается равномерно-темперированный строй, звукоряд которого включает 12 ступеней, с равным полутоновым расстояниями междузвуками. В пении и игре на инструментах с нефиксированной высотой звука исполнители пользуются зонным строем. Они индивидуализируют интервалы, отклоняясь от их темперированной высоты, подчеркивая выразительность музыкальных интонаций. В основе отклонений от темперированного строя лежат, прежде всего, ладовые закономерности. Обострение внутриладовых тяготений придаёт строю особую выразительность.

Впервые в хороведении опыт работы над строем а сарреllа обобщил П.Г. Чесноков. К хоровому строю Чесноков относил «правильное инто­нирование интервалов (горизонтальный строи) и правильное звучание аккорда (вертикальный строй)» Последующие авторы сохраняли определение строя, как правильного интонирования звуков , как чистоты интонирования в пении.

Используя достижения науки, современное хороведение определяет
строй «как процесс интонирования в хоровом пении связанном с отсутствием темперации.»

Строй является одним из главных элементов хоровой, звучности. Без
чистота интонирования трудно представить хоровое звучание; особенно без сопровождения инструмента. В условиях пения а сарреllа, когда хор звучит как самостоятельный музыкальный инструмент, важными стано­вятся настройка хора в целом и умение каждого певца держать и корректировать строй в разных ладах, темпах,ритмах, динамике и фактуре. В хоровом исполнительстве рассматривается строй горизонтальный (или мелодический) и строй вертикальньй (или гармонический).



Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 490;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.