Искусство Древнего мира (Египет)
С 4 тыс. до н.э. возникают древнейшие цивилизации Востока в долинах Нила (Египет), Тигра и Ефрат (Шумеро-Аккадская, Вавилон, Ассирия), Аму-Дарьи (Урарту), Инда (Индия), Хуанхе (Китай). Это государства-деспотии, в которых власть царя обожествлялась, а большое число рабов позволяло создавать колоссальные сооружения: гробницы, храмы, дворцы, т.к. ведущим искусством в этих государствах была архитектура.
Одной из древнейших культур Древнего Востока является древнеегипетская, которая существовала с кон. 4 тыс. до н.э. до 332 г. до н.э.
Периодизация охватывает 30 династий фараонов и преложена египетским жрецом Манефоном по царствам:
- Ранний период 4-3 тыс. до н.э.
- Древнее царство 3-2 тыс. до н.э.
- Среднее царство – 2- 1 тыс. до н.э.
- Новое царство 1 тыс.до н.э. – 725 г до н.э.
- Поздний период 725 – 332 гг до н.э.
Источники по искусству Др. Египта:
- Геродот (Древнегреческий историк) – «Истории» 445 г. до н.э.
- 90-е гг 18 в. – походы Наполеона в Египет и находки уникальных артифактов
- Расшифровка в 1827 г. французским лингвистом Жаном Франсуа Шанпонльоном египетских иероглифов и прочтение «Текстов пирамид», «Текстов саркофагов», «Книги мертвых», «Книги врат» и др.
Характеристика искусства:
Сильное влияние религии и заупокойного культа: боги зооантропоморфные (Амон, Ра, Осирис, Тот и др. Значение составляющих души человека: Ах- воплощало имя человека, уготовленное ему до рождения, Ба – душа, которая оставляла тело человека после смерти и воспарялась на небо на суд Осириса, затем вселялась в тело, Ка – жизненная сила человека, его духовный двойник, гений-хранитель, гробница – вместилище Ка.
Культ мертвых (125 глава «Книги мертвых): Ба попадает в Чертог двух Истин на суд Осириса и 42 его членов. Осирис совершает психостасию: взвешивание сердца умершего на особых весах, уравновешенных перышком Истины (богини правосудия Маат). Степень грехов определялась по таблице переселения душ, находящейся в руках богини Луны Ио-Тота: Рай – по Млечному пути в Полярной звезде, Ад - в место мрака к «Великой пожирательнице» Амемит (тело льва с головой крокодила), Чистилище - души грешников в течение 3 тыс. лет проходили странствования и могли воплотиться не только в человека, но и в животных, растений.
Мумификация – способ препарирования трупа: жизненно важные органы извлекались и хранились в специальных сосудах-канопах, остатки тела опускались на 70 дней в соляной раствор, а затем заливалось смолами (едким натром) для высушивания тела, которое называлось теперь «сах» - священные останки. На груди – священный амулет – фигурка жука скарабея – стража человеческого сердца, он же являлся ключом к внеземному спасению ( на нем заклинание сердцу) Таким образом, гробница – «жилище вечности».
Египетские гробницы:
- Мастабы – прямоугольные в плане с наклонными стенами, сплошной крышей и ложной дверью – это дворец умершего (тип дворца – монолита). В крыше окно (впоследствии замурованное), через которое опускался саркофаг в шахту-колодец с подземной камерой, которая пломбировалась, а колодец заполнялся камнем и песком – замуровывался. В мастабах была целая серия помещений: комнаты для всех членов семьи, помещение для церемоний «очищения» и «открытия очей и уст».
- пирамиды – одной из первых – пирамида фараона 3-й династии Джосера (3 тыс. до н.э.) – это ступенчатая пирамида в Саккаре (автор Имхотеп), высотой 62 м., состоящая из 6 мастаб друг на друге, строит. Материал –в основном, камень, но часть – необожженный кирпич из нильского ила и песка , центр пирамиды – царский склеп, рядом с пирамидой – храм Осириса.
Пирамиды Древнего царства в Гизе - Микерина- греч. имя египетского фараона Менкаура, Хефрена (Хафра) и Хеопса (Хуфу) и Сфинкс по египетски Абу эль Холл («Отец ужаса»). Пирамиды в Гизе – единственное сохранившееся Чудо Света из 7, воспетых Древними греками во 2 в. до н.э. Пирада Хефрена (Хафра) – 136, 5 м высотой, Микерина (Менкаура) – 66 м, самая высокая – пирамида Хеопса (Хуфу) – 146,6 м. до землетрясения, сейчас – 137 м. Период строительства примид длился почти 5 веков. Согласно описанию в книге Геродота «Истории», строительство пирамиды Хеопса длилось 30 лет (время его правления 23 года), строилась из отесанных блоков весом 2,5 – 7,5 тт. каждый. Для подвоза блоков от Нила устроена была специальная дорога. Пирамида без облицовки представляла собой ступенчатую форму с многочисленными подъемными машинами, описанными Геродотом, представляющими собой «весы», балансирующие на столбе, с прицепленными «корзинами» для грузов. Сфинкс; высота – 21 м, длина – 73,5 м., лицо – 5 м. Это образ фараона Хефрена, который должен был внушать страх перед могуществом правителя.
В последующие эпохи гробницы стали скальными или гробницы-лабиринты.
Египетские храмы (период Нового царства вместо гробниц расцветает архитектура храмов, т.к. самостоятельной политической силой становятся жрецы) :
- Наземные (Карнак и Луксор)- обращены к Нилу, к храму вела дорога сфинксов, вход имел вид пилона (две одинаковые каменные башни, соединенные порталом), высокие мачты, у входа обелиски (луч солнца), фигуры колоссов. Над входом изображение солнца в виде диска (храмы в честь бога солнца Ра), за пилонами здание храма из нескольких колонных залов и подсобных помещений (библиотека, кладовые и др.). В Карнаке в колонном зале – 134 колонны высотой 23 м., окружностью до 15 м.
- Полускальные - (царицы Хатшепсут в Дейир эль Бахри) – три наземные террасы, соединенные пандусами, ведут в храм, вырубленный в скале.
- Скальные - (храм Рамзеса П Великого в Абу-Симбел)- представляет собой переднюю стену большого пилона,шириной 40 м, высотой 30 м, перед которой – 4 гигантские статуи Рамзеса П, высеченные из скалы 20 м в высоту.
Изобразительное искусство:
Изо Древнего Египта должно было дарить бессмертие и быть прямым продолжением жизни человека. Индивидуальная воля художника была ограничена священным каноном, т.к. творчество рассматривалось как проявление и выражение божественной воли.
Художественный язык изо Др. Египта – это язык экономического графического языка, строгой, ясной линии и четкого контура. Египетский канон (правило) – это строго установленная система для каждого типа изображения, обеспечивающая соразмерность между всеми частями композиции.
Канон статуй: стоящая – прямой торс, фронтальное изображение, голова поднята, левая нога вперед, руки вдоль туловища, пальцы ног и рук одинаковой длины. Сидящая – торс прямой, руки симметрично на коленях, взгляд вдаль.
Канон в живописи: (рельефы и живопись в гробницах, храмах, на папирусах 3-1 тыс. до н.э.) в изображении человека исключались индивидуальные черты конкретных людей, они представляли собой конкретные типы, показанные во цвете лет. Формы тела упрощены, схематизированы: совмещение фасно-профильного изображения – голова в профиль, глаз спереди, грудь повернута в анфас, ноги – в профиль. Пальцы на ногах и руках одинаковой длины (Рельеф «Зодчий Хесира»). Главную роль в изо играет линия, а цвет – только раскраска: мужские фигуры – красной охрой, женские – желтой. Изображение линейно-плоскостное, никакой перспективы нет. Передача глубины пространства и временной последовательности событий происходит через систему горизонтальных полос. Совмещение иероглифических надписей и изображений. Иерархичность изображения: соотношение фигур в соответствии с их социальным положением. Прием наложения силуэтов для незначительных по смыслу частей (слуги, пленные, животные). Образы идеализированы и статичны. Тематика: религиозно-мифологическая, информация о жизни и деяниях, общественном положении фараонов, сановников. Изобразительное искусство Древнего Египта определялось погребальным обрядом и верой в загробную жизнь.
Амарнское искусство Отступление от канона произошло по команде «сверху» в период правления Аменхотепа 4 (Эхнатона) – сер. 2-го тыс. до н.э.: рельефы Эхнатона и Нефертити изображают их в полном профиле, без фасного разворота плеч. Это лирическая сцена из семейной жизни. Эхнатон и Нефертити ласкают детей. Искусство Амарнского периода (новая столица Эхнатона вместо Фив) обращено к простым чувствам людей, к их душе. Здесь и вопли, и стоны плакальщиков, и покорность рабов-негров (т.е. психологические особенности). В портрете Нифертити автор Тутмес раскрывает характер царицы, ее душевную красоту. Образцы амарнского сикусства сохранились и в гробнице Тутанхамона, найденной в 1922 г. Говардом Картером. Скульптуры и рельефы богато инкрустированы драгоценными камнями перламутром.
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО
Это искусство Крито-микенское, Древнегреческое и Древнеримское.
1. Крито-микенское искусство (Эгейское) (кон.3- сер. 2 тыс. до н.э.)
Открыто английским археологом Артуром Эвансом в кон. 19 в., тесно связано с греческой мифологией (Критский цикл). Искусство носит светский, дворцовый характер. Классический пример дворцовой архитектуры – Кносский дворец площадью ок. 20 тыс. кв. м. с 800 помещениями и внутренним двором. Центр – тронный зал царя Миноса с деревянными раскрашенными колоннами 3 м высоты, царским троном и комнатой для омовений. Стены украшены фресками с морской тематикой и сценами дворцовой жизни. Главной из них является фреска «Царь-жрец» или «Принц», изображение которого выполнено по древнеегипетскому канону, однако более изящное и светское. Интересен и особый стиль вазописи Крита – стиль «камарес» (от названия пещеры): морской орнамент, изображение осьминогов, спиралей, рыб, цветов. Изящные и формы ваз. Скульптура: фаянсовые женщины со змеями (30 см), как добрые домашние духи, заботящиеся о благе дома. Храмового строительства не было. Сантаринское землетрясение 15 в. до н.э. и завоевание Крита ахейцами прекратило развитие этого искусства.
16-13 вв. до н.э. – микенское искусство с центрами в городах материковой части Балканского п-ова Микенах и Тиринфе. Открыл это искусство немецкий археолог Генрих Шлиман. Города Микены и Тиринф – это укрепленные города, расположенные на Акрополе (Микенский высотой – 278 м) и укрепленные стенами 18 м высотой и 10 шириной Центральные входные ворота Микен – Львиные ворота 14 в. до н.э. Архитектура гробниц ахейских владык: 1) Шахтовые и 2) Купольные. Примером второго вида является гробница ахейского царя Атрейя, высотой 14 м, коридором длиной 36 м. из валунов-камней (циклопическая кладка). Фресковая живопись не столь изящная и живописная как на Крите, тематика – военная или прагматично-бытовая. Закат Эгейского искусства – 12 в. до н.э.
Дата добавления: 2016-06-22; просмотров: 3284;