ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ


Острый кризис, начавшийся с 3 в н.э. в античном мире (восстание рабов, натиск варваров) вызвал крушение в 476 г Римской империи и рабовладельческого строя. На ее территории образуются ряд самостоятельных, но недолговечных варварских государств. С 5 до 8 вв художественные традиции варваров играли преобладающую роль в искусстве западной Европы. Первая половина 9 в. – период мощи франков и создания Карлом Великим первой империи Западноевропейского Средневековья, которая не имела экономической базы и была непрочным военно-административным объединением. В результате распада империи образовалось три государства: Германия, Франция, Италия. Конец 9 и 10 вв – самый «темный» период в истории : набеги норманнов, сарацин, венгров, междоусобицы и распри. Норманны оседают на севере Франции, начинают оформляться новые государства и феодальные отношения, а, следовательно, новый рост культуры и искусства. Наступил романский период в истории искусства Западного Средневековья. Термин «романский» возник в 19 в., как обозначение искусства 10-12 вв, в котором постройки были преимущественно каменными, со сводчатыми перекрытиями, т.е. по «римскому образцу».

10 - 11 в. – период раннего романского искусства

12 в. – время «зрелого романского периода» (в Италии и Германии – романский стиль – это и 13 в., во Франции он продолжался до середины 12 в.

Р.с. возник в искусстве Германии и Франции, представляющих отдельные замкнутые враждующие между собой феоды (поместья). Дух воинственности и самозащиты характерны для Р.и. Церкви принадлежало исключительное право, поэтому главными заказчиками были монастыри, а строители, скульпторы и живописцы – монахами (только в конце 11 в. появились бродячие артели каменотесов-мирян (строители и скульпторы).

Основным видом искусства в Романский период является архитектура, а монументальная живопись и скульптура была связана с ней. По своим функциям она различалась по 2 видам: оборонительная (замки, города) и культовая (христианские храмы и монастыри). Замки господствовали над округой как «град Божий», т.е. как наглядное выражение могущества феодального владыки. Цитаделью замка был донжон– прямоугольные или круглые 4-х ярусные башни с бойницами (нижний ярус – склад, 2-й – помещение для слуг, 3-й – покои хозяев, 4-й – рыцарский зал). В состав замка были включены хозяйственные постройки, водопровод и цистерны для сбора воды. В жилище доминировала утилитарность.

Характерными особенностями построек Р.с. были геометризм, массивность, тяжеловесность, узкие проемы окон, ступенчатый углубленный портал, высокие башни. Ромаснкие здания – это система простых объемов (кубов, параллепипедов, призм, цилиндров), их поверхность расчленена лопатками, ажурными фризами, галереями.

Храмы романского стиля – это базилики (прямоугольные в плане и вытянутые в длину здания, разделенные на 3 или 5 нефов. Средний неф шире и выше боковых. В восточной части – полукруглые выступы (апсиды), где размещается алтарь. В западной части – портал. Продольные нефы пересекает трансепт – поперечный неф, т.о. здание имеет форму креста. На средокрестии возвышается башня. Образцом романского стиля являются три храма на Рейне: соборы в Вормске, Шпейере и Майнце. Вормский собор – это храм-корабль с массивной башней. Во внутреннем убранстве собора скульптуры святых. Аскетизм христианской религии предполагал главенство духа над плотью, поэтому плоть человека была объявлена «сосудом греха», обнаженные фигуры изображать было запрещено, а главную цель художник видел в воплощении некой абстрагированной идеи – божественного предопределения мира. Теперь предмет изображения превращается в символ, олицетворяющий идею, смысл которой в величии божества, жертвенном страдании Христа. Фигуры святых приземисты, мужиковаты, явно простонародного происхождения. («Валаам и ангел», «Страшный суд»). Искусство грубоватое и дикое («наивное»), но непосредственное и искреннее, т.к. романские художники – это простые ремесленники и каменотесы, плотники и гончары. Встречаются изображения кентавров, львов, полуящер, полуптиц, химер, в которых отражаются «варварские» основы искусства Средневековья и олицетворяют силы дьявола.

Готическое искусство (сер. 12-14 вв)

Условное название как синоним варварства в представлении гуманистов эпохи Возрождения, которые впервые применили этот термин.

Г.И. связано с жизнью средневекового города-коммуны, с борьбой за независимость от феодальной зависимости. Г.с. развивается в странах, где господствовала католическая церковь, поэтому стало преимущественно культовым по назначению и религиозной по тематике. Готика стала зарождаться так же и в странах с сильной королевской властью Франции, Испании, Чехии, Англии, в которых короли внедряли готику как символ христианской монархии. Вместе с тем в городах образуются церковные и городские школы, а Болонье, в 1118 г. в Оксворде, в 1209 г. – Кембридже, в 1215 г. – в Париже, 1220 г. – Тулузе – университеты, ставшие центрами науки и ареной религиозных диспутов, очагами вольнодумства. Популярна в городской среде поэзия вагантов (лат. «бродячие люди»), в придворной рыцарской среде с 13-14 вв рождается светское отношение к миру Наряду с эпосом и рыцарским романом расцветает любовная лирика трубадуров – «альбы», «концоны», «баллады», проникнутые индивидуальным чувством. Т.О., в рамках официального мировоззрения «религиозного аскетизма» реальный мир уже не отрицается полностью, его рассматривают как творение Божие.

Родиной готики считается Сев. Франция – Иль-де-Франс.

Периодизация:

- сер. 12 в. – до конца 12 в. – ранняя готика

- 13 в. – расцвет готики («Высокая готика»)

- 14 и 15 вв – поздняя готика или «Пламенеющая», «Лучистая»

Архитектура:

В городах - соборы, ратуши, биржи, крытые рынки, жилые дома, сосредоточенные вокруг центральной площади. Готические собор стал важным общественным местом в городе, олицетворяющим «божественную вселенную». Это базилики, которые отличались каркасно-нервюрной конструкцией: в основе травеи - каркас из четырех внутренних столбов с пересекающимися стрельчатыми арками, прорезанными сетью выступающих ребер-нервюр. Но остроконечная арка, в отличие от полукруглой, была неустойчивой. Для ее укрепления и служили контрфорсы – вертикальные каменные столбы-подпоры для укрепления стены и противодействия давлению свода. Контрфорсы присоединялись к стене здания или соединялись с ней аркбутанами – упорная арка, противодействующая силе давления свода. Т.О. стена становится ненужной в конструкции здания и на ее месте появляются сквозные галереи для статуй, аркады и большие окна-розы. На средокрестии – дозорные, световые башни беффруа. Богатый декор рождает впечатление движения вверх. Вимперги – остроконечные фронтоны, завершающие порталы и окна храма, украшенные крабами – декор в виде листьев; фиалы (греч. чаша, кубок) – башенки, венчающие контрфорсы в виде пирамиды с цветокрестием и крабами; пинакли – башенки, столбики в виде пирамиды с цветокрестием. Химеры, горгулии на соборах – аллегории грехов человеческих и их греховных страстей.

Франция: Собор Парижской Богоматери (сер. 13 – 14 вв), Реймский собор (нач. 13 – нач. 14 вв) – место коронование французских королей и символ национального объединения. Амьенский и Страсбурский соборы – примеры «пламенеющей» готики. Германии: сочетание готики и романской традиции (Фрейбургский собор (13-15 вв) , стрельчатый Кельнский собор (13 -19 вв) – «пламенеющая» готика; Италия: Миланский собор (кон. 14 – 19 вв) – двойственный характер Готики и Ренессанса, Венеция – Дворец Дожей – венецианская готика ( сочетание готической, ренессансной традиций и византийской декоративности.

Изобразительное искусство Готики:

Готическая скульптура органическая часть архитектуры. Скульптурные композиции сосредоточены, в основном, в порталах: большие по размеру статуи святых, пророков, апостолов как бы встречают верующих. Готическаяскульптура сохраняет связь со стеной, с опорой. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры, их пропорции находятся в точном соотношении с архитектурными формами. Вместе с тем, усиливается роль круглой скульптуры, т.к. статуи отделяются от стены и помещаются в нишах на отдельных постаментах. В скульптурах появляются легкие изгибы, повороты в торсах, перенесение тяжести тела на одну ногу, позы, жесты наполняют фигуры движением, которые начинают нарушать архитектурные вертикали. В характеристике святых появляется человечность, мягкость. Возвышенное сочетается в них с житейским. В лицах переживания, они обращены друг к другу, словно беседуют между собой, духовно объединены, много жизненных деталей обогащают скульптуру. Например, скульптуры Марии и Елизаветы реймского собора. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое решение и поставлена на отдельный постамент, но внутренне они объединены. Повернувшись друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумья. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, прислушивается к пробуждению новой жизни. Это волнение выражено в сложном движении корпуса, в вибрации драпировок одежд. Мария в своем духовном подъеме, внутренней просветленностью противопоставлена пожилой Елизавете, поникшей и осунувшейся, с морщинистым лицом и трагическим предчувствием. Эти образы привлекают своей нравственной силой и в то же время жизненностью и простотой.

Изображение Христа как странствующего проповедника: образ «Христа-странника» (Реймский собор) как углубленного в свои мысли человека, скорбного, примирившегося с судьбой, проповедник, обличающий богатых грешников.

Образ Марии с младенцем на руках – «Золоченая Мадонна» (Амьенский собор) 13 в. – воплощение девичьей чистоты и материнской нежности. Она изображена с гибким станом, с нежно склоненной к младенцу головой, улыбающейся; женское очарование и мягкость.

Кроме мира возвышенных образов в готической скульптуре встречаются и бытовые мотивы: фигуры монархов, жанровые фигуры аптекарей, мясников, сборщиков винограда, торговцев. Изображаются «Каменные календари» в Амьенском соборе, в которых характерные для каждого месяца работы и занятия граждан (сбор винограда, работа на полях и др.). В Германии появляются и конные статуи на соборах. Например, «Бамбергский всадник» - рыцарь на коне как воплощение мужества и рыцарской энергии и власти с чувственным надменным лицом.

Живопись:

- витражи с религиозными сюжетами, сценами труда и литературными сюжетами. Витражи сочетали цветовое и световое начала живописи, создавая особую эмоциональность. Цветное стекло в витражах соборов Шатра, Парижа и др. дополнялось бесцветными вставками, создавая эффект иррационального пространственного фона.

- книжная миниатюра – это многоцветные яркие картины, наполненные деталями быта, всевозможными жизненными сценами в иллюстрациях Библии или рукописях светского содержания («Большие хроники» Франции и др.)

- живопись алтарей – роспись створок алтаря, как отдельных картин. Живопись алтарей драматична, с подробностями реального мира. Пространство трактуется плоскостно, орнаментально. Фигуры разномасштабны: главное лицо – в центре и большого размера. Движения угловаты, S-образны изгиб фигуры, пышные каскады одежд – как языки пламени. (Примеры: «Христос на горе Елеонской», «Воскресение Христа»).

В Византии в архитектуре были выработаны новые формы: помимо базиликального типа храмов, возникли и крестово-купольные (с квадратом в основании, расчлененным внутренними столбами на нефы (3 или 5), полукруглыми выступами в восточной части храма – апсидами, внутренними сводами, опирающимися на столбы и поддерживающими барабан купола). Пример совмещения обоих типов храмов – Софийский собор в Константинополе (6 в., Исидор и Анфимин), с большим куполом, опирающимся на подкуполья. Изобразительное искусство представлено в форме фресок (от ит. «сырой»- живопись по сырой штукатурке, красками разведенными на воде); мозаики (живопись, выполненная путем вдавливания в штукатурку смальты – раскрашенное стекло, частик камней) – пример: «Добрый пастырь в райском саду» - мозаика в мавзолее Галлы Плацыдии, мозаика церкви Сан Витали (изображение Юстиниана и Феодоры); книжная миниатюра; иконопись - икона Владимирской Богоматери византийского письма.

Живописи Византии присущи локальные цвета, ритмические линии, выразительные контуры, плоскостные формы, фон золотой (божественный нетварный свет), большую роль играла символика композиции и цвета. Интерес в живописи направлен внутрь духа индивида, а человеческое тело теряет свое значение. На смену красоте обнаженной натуры приходит культ умерщвления плоти, тело скрывается тяжелой монашеской одеждой. Художники не передавали различие взросло и ребенка: Христос и младенец и взрослы человек, разница в размерах. Живопись условно-плоскостная. Господство христианского спиритуализма – духовно-символического начала).

 

 



Дата добавления: 2016-06-22; просмотров: 5496;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.013 сек.