ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ


Само слово «Возрождение» (фр. Ренессанс) означает отказ от средневековой культуры и возвращение (возрождение) культуры и искусства Греко-римской античности, явное преобладание светского, рационального начала над религиозным. Утверждаются принципы нового искусства, основанного на гуманистическом мировоззрении, открывающего и познающего реальный мир. Сам термин «гумманизхм» (от лат. Humanus- человеческий) обнаружил в латинских текстах Франческо Петрарко («Книга песен»). Именно он и еще Данте Алигъере (роман «Новая жизнь» и «Божественная комедия») и Джованни Боккаччо («Декамерон») в своих работах, трактатах, сонетах провозгласили принципы гуманизма: в отличие от средневекового аскетизма с его пренебрежением ко всему земному, телесному, гуманизм считал человека венцом мироздания, утверждая его безграничные возможности. На смену средневекового имперсонализма пришло понимание ценности индивидуальной личности и ее неповторимости. Одна из существенных черт гуманизма, а тем самым и Ренессанса – обращение к Античности как к идеалу, лучшему образцу для подражания. Эстетический идеал ренессанса – образ самого себя создающего, «не ведующего стеснений» универсального человека, было не столько прямым отражением эпохи, сколько ее идеальным излучением. Люди в изображении ренессансных художников выглядят одновременно и совсем живыми и необыкновенными.

Возрождение связано с коренной ломкой старой феодальной системы: развитие городской культуры, ломка сословных отношений, децентрализация страны, начало развития новых капиталистических отношений (кон. 13-нач. 14 в.). В ряде городов Италии в 12 в. возникают города-коммуны, сбросившие иго феодалов и ликвидировавшие крепостное право. В 14 в. образуются первые мануфактуры, новые формы торговли и банковские операции. Новая культура утверждалась в разных областях и городах Италии: Тоскане, Умбрии, Венеции, Падуе, Ферарраре. С начала 16 в. ведущим центром стал Рим, но роль колыбели Возрождения, бесспорно, принадлежит Флоренции (в других местах мастера еще продолжали следовать традициям Средневековья).

Периодизация:

- Дученто – кон. 13 в. (Проторенессанс)

- Треченто – 14 в. (Проторенессанс)

- Кватроченто – 15 в. (Раннее Возрождение)

- Чинквеченто – кон. 15 в. – первые 30 лет 16 в. (Высокое Возрождение)

- Позднее Возрождение – с сер. до конца 16 в.

Архитектура:

Зарождалась новая потребность в роскоши и пышности . Города соперничали друг с другом в пышности, богатстве и красоте. Всюду появлялись мощные здания судебных установлений и цеховых правлений, всюду красуются лоджии, возводятся дворцы – пышные патрицианские дома, на публичных площадях появляются конные статуи. Фасады палаццо украшались рустом (руст – лат. грубый, неотесанный) – оформление грубоотесанным камнем, а также глазурованным глиняным барельефом. Палаццо (дворец) Синьории или Веккио (Старый) во Флоренции (13-14 вв) – Арнольфо ди Камбио – отличается зубцами и рустовкой стен, тяжелым аркатурным карнизом, башней с часами. Кроме рустовки в декорирования фасадов используются детали античного ордера (колонны, пилястры с коринфскими капителями) и инкрустация стен – облицовка цветными мраморными плитками. Мраморная инкрустация придает им своеобразный вид: весь фасад четко расчленен на прямоугольники различной величины в сочетании с кругами и дугами арок: церковь Сан Миньято во Флоренции, Кафедральный собор в Сиене. Подлинным шедевром эпохи Возрождения является кафедральный собор Санта Мария дела Фьоре во Флоренции (13-15 вв) Арнольфо ди Камбио, Андрео Пизано, Франческо Таленти и др., завершение собора принадлежит великому архитектору Филиппо Брунеллески, построившему двухрядный кирпичный купол собора В вершине, которого, где сходятся 8 ребер внешней и внутренней оболочек, находится круглое каменное ограждение – серальо, располагающееся вокруг отверстия («окулуса»), диаметром = 6 м.

Живопись стала ведущим искусством:

- усиление антиаскетичного пафоса, к богатству жизни;

- антропоцентризм: воскрешается интерес к человеческому телу, античные традиции красоты, гармонии, пропорций человеческой фигуры в сочетании с красотой одухотворенности тела, духовной жизни, светящейся в лице и глазах, красоту человеческой кожи, прелесть женского тела (Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан и др.);

- подчеркиваются радость бытия, духовное и чувственное наслаждение жизнью (гедонизм), тончайшим образом воспроизводится анатомия человеческого тела – изменение мышц, соотношение частей тела при разных ракурсах, движении;

- живопись выработала систему средств реалистического изображения действительности (прямая и воздушная перспектива, изучение анатомии, использование техники масляной живописи (светотеневая моделировка). Идеи перспективы разрабатывались Ф. Брунеллески и Альберти, которые учили организовывать пространство картины таким образом, чтобы она была сечением пирамиды, образуемой лучами, идущими от предметов к нашим глазам.

Достижения живописи Возрождения были предвосхищены в кон. 13 и в 14 в. Джотто ди Бондоне («Возвращение Иокима к пастухам»: разрыв с средневековой традицией: драматизм, жизненность, смелое построение пространства, объемность фигур, выразительность жестов, ракурсов, психологизм, соблюдение в композиции единства времени и места, светлый колорит); Симоне Мартине («Благовещение»: светский характер представления библейской темы).

Об овладении пространством перспективы говорят картины Леонардо да Винчи («Мадонна в гроте», фреска «Тайная вечера»). В венецианской живописи широко использовался бытовизм в религиозных сюжетах: Веронезе («Брак в Канне Галлелейской»), Тинторетто («Тайная вечеря»), красота женского тела, культ пышных форм, тел: Тициан («Венера перед зеркалом», «Кающаяся Мария Магдалена»).

Специфически развивалось искусство Северного Возрождения (Нидерланды, Германия, Франция):

- здесь не было античной традиции, воспринимали ее через Италию;

- развивалось позднее (15-16 вв), связано с реформацией (Германия 16 в., Мартин Лютер), с крестьянской войной в Германии Томаса Мюнцера, 100 летней войной между Англией и Францией, Нидерландской революцией;

- были сильны средневековые традиции народной культуры, символизм (Ян Ван Эйк «Чета Арнофили», творчество Иеронимуса Босха «Операция глупости», «Воз сена» и др.; Брейгель «Страна лентяев, «Слепые» «Падение Икара» и др.).

Скульптура Возрождения постепенно освобождается от религиозно-мистического содержания и переходит к более непосредственному изображению жизни, появляются реалистические тенденции.

В 15-16 вв итальянская скульптура, опираясь на античную традицию, все более тяготеет к выражению идеалов ренессансного гуманизма: воплощение ярких человеческих характеров, проникнутых духом жизнеутверждения, стали ее главной задачей. Был сделан важный шаг вперед в создании свободно стоящих (т.е. независимой от архитектуры) статуй (Верроккьо, Донателло: статуи «Гаттамелата», «Давид»). Одной из вершин искусства Возрождения является скульптура Микеланджело, полные титанической мощи, напряженного драматизма («Пьета», «Давид», скульптуры гробниц Джулиана и Лоренцо Медичи).

 



Дата добавления: 2016-06-22; просмотров: 2700;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.