СХЕМА ОСНОВНЫХ УРОВНЕЙ ДЕЙСТВИЯ


Мы рассматриваем психику, точнее ориентировочную деятельность, как важнейший вспомогательный аппарат поведения, аппарат управления поведением. Этот аппарат возникает на том уровне развития активных животных, ко­гда в результате их подвижности и возрастающей изменчи­вости отношений между ними и объектами среды животные оказываются в непрерывно меняющихся, индивидуальных, одноразовых ситуациях. С этого уровня возникает необхо­димость приспосабливать действия к этим одноразовым ус­ловиям. Такое приспособление достигается с помощью примеривания, экстраполяции и коррекции действий в плане образа наличной ситуации, что и составляет жизненную функцию ориентировочной деятельности. Понимая так психическую деятельность, мы можем представить себе ее место в общем развитии мира, если рассмотрим отдельную единицу поведения — отдельное действие — со стороны от­ношения между его результатом и его механизмом, с точки зрения того, поддерживает ли результат действия произ­водящий его механизм. Тогда общую линию эволюции действия — от неорганического мира до человека вклю­чительно — можно схематически разделить на четыре боль­шие ступени, каждой из которых соответствует определен­ный тип действия: физическое действие, физиологическое действие, действие субъекта и действие личности.

Уровень физического действия, У нас нет оснований исключить действие физических тел из группы тех явле­ний, которые на всех языках обозначаются словом «дей­ствие». Наоборот, физическое действие составляет основ­ное содержание понятия о действии; оно должно быть нами принято в качестве исходного. Особенность и огра­ниченность физического действия в интересующем нас аспекте заключается в том, что в неорганическом мире ме­ханизм, производящий действие, безразличен к его резуль­татам, а результат не оказывает никакого, кроме случайно­го, влияния на сохранение породившего его механизма. «Вода точит камень»— таково действие воды на камень, но результаты этого действия безразличны для источника и не поддерживают ни его существование, ни этого его дейст­вия. Существование потока, который прокладывает себе путь через скалы, зависит вовсе не от этого пути, а от того, что снова и снова пополняет воды потока.

Если мы возьмем машины, созданные человеком, то их можно снабдить программой управления, механизмом обратной связи, с помощью которых регулируется дейст­вие этой машины. Но результат, который служит объек­том обратной связи, не поддерживает существование та­кой машины. Он только регулирует ее работу. Но работа машины и этого регулирующего механизма ведет к их из­носу и разлаживанию, к сбою. Если предоставить машину самой себе, то вместе со своим регулирующим механиз­мом она в конце концов будет давать такой продукт, кото­рый будет негоден сточки зрения человека, построивше­го эту машину. Не результат действий машины, а человек, заинтересованный в этом результате, заботится о сохра­нении такого механизма (или о его замене более совершен­ным); результат действия машины не поддерживает ее су­ществование.

Уровень физиологического действия. На этом уровне мы находим организмы, которые не только выполняют дей­ствия во внешней среде, но и заинтересованы в опреде­ленных результатах этихдействий, а следовательно, и в их механизмах. Здесь результаты действий не только регули­руют их исполнение, но если эти результаты положитель­ны, то они и подкрепляют механизм, производящий эти действия.

Однако для этого нового уровня развития действий ха­рактерно одно существенное ограничение — результаты действуют лишь после того, как они физически достигну­ты. Такое влияние может иметь не только конечный, но и промежуточный результат, однако лишь результат, матери­ально уже достигнутый. На уровне чисто физиологических отношений такой коррекции вполне достаточно.

Уровень действия субъекта. Как мы видели выше, ус­ловия подвижной жизни в сложно-расчлененной среде постоянно приводят животное к таким одноразовым ва­риантам ситуаций, в которых прошлый опыт недостато­чен для успешного выполнения действий. Наоборот, вос­произведение действий в том виде, в каком они были успешны в прошлом опыте, может привести к неудаче в новых, несколько изменившихся условиях. Здесь необ­ходимо приспособление действия и до его начала, и по ходу исполнения, но обязательно до его окончания. А для этого необходимо прибегнуть к примериванию действий или к их экстраполяции в плане образа. Лишь это позво­ляет внести необходимые поправки до физического вы­полнения или, по меньшей мере, до завершения этих дей­ствий и тем обеспечить их успешность.

Принципиальное значение в расширении приспосо­бительных возможностей животного на этом уровне дей­ствия заключается именно в том, что животное получает возможность установить пригодность действия и внести в него изменения еще до его физического исполнения или завершения. Здесь тоже действуют принципы обратной связи, необходимых коррекций, подкрепления удачно ис­полненных действий, но они действуют не только в фи­зическом поле, но и в плане образа. Новые, более или менее измененные значения объектов (по сравнению с теми значениями, которые они имели в прошлом опыте) используются без их закрепления, только для одного раза. Но зато каждый раз процедура может быть легко повторе­на, действие приспособлено к индивидуальным, единич­ным обстоятельствам и удачный результат подкрепляет не только исполнительный, но и управляющий механизм действия.

Уровень действия личности. Если действие животного отличается от чисто физиологических отношений с ок­ружающей средой тем, что его коррекции возможны 1з плане образа, восприятия открывающейся перед живот­ным среды, то действие личности означает принципиаль­но новый шаг вперед. Здесь субъект действия учитывает не только свое восприятие предметов, но и накопленные обществом знания о них, и не только их естественные свойства и отношения, но также их социальное значение и общественные формы отношения к ним. Человек не ог­раничен индивидуальным опытом, он усваивает и исполь­зует общественный опыт той социальной группы, внутри которой он воспитывается и живет.

И у человека в его целенаправленных предметных дей­ствиях полностью сохраняются принципы кибернетиче­ского управления. Но условия этих действий, факторы, с которыми считается такое управление, это прежде всего общественная оценка и характеристика целей, вещей и намечаемых действий.

У животного намечаемый план действия выступает лишь как непосредственно воспринимаемый путь среди ве­щей; у человека этот план выделяется и оформляется в са­мостоятельный объект, наряду с миром вещей, среди кото­рых или с которыми предстоит действовать. Таким образом, в среду природных вещей вводится новая «вещь» — план человеческого действия. А с ним и цель в прямом смысле слова, т, е. в качестве того, чего в готовом виде нет и что еще должно быть сделано, произведено.

Соотношение основных эволюционных уровней действия.

Каждая более высокая ступень развития действия обяза­тельно включает в себя предыдущие. Уровень физиологи­ческого действия, конечно, включает физическое взаимо­действие и физические механизмы действия. Уровень животного как субъекта действия включает физиологиче­ские механизмы, обеспечивающие только физиологиче­ское взаимодействие с внешней средой, однако над ними надстраиваются физиологические механизмы высшего порядка, осуществляющие психические отражения объ­ективного мира и психологическое управление дей­ствиями. Наконец, уровень личности включает и физи­ческие, и физиологические, и психические механизмы поведения. Но у личности над всем этим господствует новая инстанция — регуляция действия на основе созна­ния общественного значения ситуации и общественных средств, образцов и способов действия.

Поэтому каждую более высокую форму действия мож­но и нужно изучать со стороны участвующих в ней более простых механизмов, но вместе с тем для изучения каж­дой более высокой ступени одного изучения этих более простых механизмов принципиально недостаточно. Не­достаточно не в том смысле, что эти высшие механизмы не могут возникнуть из более простых, а в том, что обра­зование высших из более простых не может идти по схе­мам более простых механизмов, но требует нового плана их использования. Этот новый план возникает вследст­вие включения в новые условия, в новые отношения. Воз­никновение живых существ выдвигает новые отноше­ния между механизмом действия и его результатом, который начинает подкреплять существование механиз­ма, производящего полезную реакцию. Возникновение индивидуально изменчивых одноразовых ситуаций дик­тует необходимость приспособления наличных реакций в плане образа и, следовательно, необходимость пси­хических отражений. Возникновение таких обществен­ных форм совместной деятельности (по добыванию средств существования и борьбы с врагами), которые не­доступны даже высшим животным, диктует необходи­мость формирования труда и речи, общественного соз­нания.

Таким образом, основные эволюционные уровни дей­ствия намечают, собственно говоря, основную линию раз­вития материи: от ее неорганических форм — к живым существам, организмам, затем — к животным, наделен­ным психикой, и от них — к человеку с его обществен­ным сознанием. А сознание, по меткому замечанию Ле­нина, «...не только отражает объективный мир, но и творит его»[101]. Творит по мере того, как становится все более пол­ным и глубоким отражением механизмов общественной жизни и ведущим началом совокупной человеческой дея­тельности.



Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 593;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.