Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени
1. Предпосылки возникновения гуманистической и прогрессивной философии Голландии эпохи Возрождения и нового времени, ее ведущие представители.
Голландия (Нидерланды)стала родиной передовой и прогрессивной для своего времени (XVI - XVII вв.) философии. Этому способствовали:
• выдающиеся успехи Нидерландов в ремесле и торговле (использование новейших технических средств, изобретения, развитое мореплавание, коммуникации);
• более ранние, чем в других странах Европы, буржуазные общественно-экономические отношения;
• первая в Европе буржуазно-демократическая революция;
• высокий уровень грамотности населения, развитое книгопечатание;
• распространение идей гуманизма.
Наиболее выдающимися философами Голландии эпохи Возрождения и нового времени являлись:
• Эразм Роттердамский;
• Гуго Гроций;
• Бенедикт (Барух) Спиноза.
2. "ФилософияХриста" Эразма Роттердамского.
Дезидерий Эразм Роттердамский(1469 - 1536) - философ, богослов, гуманист, представитель так называемого "Северного Возрождения". Основными направлениями его философии были:
• критика и высмеивание средневековой схоластики;
• восхваление раннего христианства (именно в возвращении к идеям и практике ранних христиан - "ренессансе раннего христианства" и отказе от католического идейного, организационного, политического засилья философ видел путь спасения христианства как истинной веры);
• призывы к моральному поведению (соблюдению "философии Христа");
• обоснование в качестве идеала государства сильной, но гуманной монархии.
Самое знаменитое произведение философа (в котором затрагиваются данные вопросы) - "Похвала Глупости".
Также Эразм Роттердамский пытается объяснить окружающий мир и найти оптимальный путь поведения в нем человека. Он приходит к следующим главным выводам:
• мир двойственен (диалектичен) - нес взаимосвязано, все противоположные процессы, явления. Есть разные стороны одного целого;
• необходимо всеми силами избегать эксцессов, аффектов, экзальтации, ослепленности какой-либо идеей - всегда соблюдать спокойствие и трезвость мышления.
Рисуя идеал человека, философ выделяет его хорошие и дурные качества.
К первым (хорошим и желательным) он относит:
• свободу;
• миролюбие;
• воздержанность;
• простоту;
• образованность;
• здравый смысл.
К отрицательным (нежелательным и несущим беду) философ относит:
• фанатизм;
• невежество;
• насилие;
• лицемерие;
• чрезмерную интеллектуальную усложненность (за что он особенно критиковал "схоластику" - "идеологические основы" прогресса того времени).
3. Предмет философских исследований Баруха Спинозы.
Бенедикт (Барух) Спиноза(1632 - 1677) стал автором наиболее разработанной, полной и обоснованной философской системы Голландии нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма.
Предметом философских исследований Спинозы были:
• проблема субстанции;
• теория познания;
• этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.
Важная философская заслуга Спинозы - подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции Декарта (см. вопрос 27 "Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции"), с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную.
Главным недостатком декартовой теории субстанции Спиноза считал ее дуализм, видя в нем противоречивость, которая заключалась в том, что, по Декарту: субстанция - это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя; все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самого себя, тем не менее сотворены кем-то (чем-то) иным - высшей и единственной истинной субстанцией - Богом и в своем существовании полностью зависит от него.
Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций от всех других субстанций и одновременной зависимостью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении существования) от другой субстанции - Бога.
4. Теория Спинозы о "единой субстанции".
Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции,суть которого в следующем:
• не существует различия между высшей субстанцией - Богом и сотворенными им другими субстанциями;
• существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;
• данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога;
• природа и Бог - едины;
• не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой;
• Бог внутри Природы;
• только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является "миром творящим" и создает "мир сотворенный" - единичные вещи;
• единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями - "модусами" единой субстанции - Природы-Бога;
• внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования.
Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами:
• существует;
• самостоятельна и независима от кого-либо;
• имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;
• обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых - мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение - свойства всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта);
• бесконечна в пространстве и времени;
• вечна (несотворима и неуничтожимая неподвижна).
Теорию субстанции Спинозы можно представить в виде следующей схемы (сравните ее со схемой теории субстанции Декарта, вопрос 27 "Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции").
5. Три ступени познания Спинозы.
Изучая проблемы гносеологии, Спиноза выделяет три ступени познания:
• "познание в чистом виде", которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, - высший вид познания;
• познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций), - второй уровень, менее истинный;
• чувственное отражение окружающего мира согласно Спинозе - полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.
6. Проблема соотношения свободы и необходимости.
Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы:
• детерминизма (обусловленности всего в природе);
• соотношения свободы и необходимости.
• Исследуя их, философ пришел к следующим выводам: t/ свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно целое;
• • Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости;
• $/ модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости;
•
• модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в "тисках" необходимости;
• желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью (является "духовным автоматом", по выражению Спинозы);
• путь к свободе - это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю;
• свобода - это познанная необходимость.
• Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:
• максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) -внешней причины всего сущего;
• освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.) - так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости.
По этим причинам девиз Спинозы:"Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать".
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 676;