общественных, производственных зданий и комплексов.
Архитектурно-композиционные решения жилых,
Проблема архитектурной композиции в условиях массового строительства - это проблема комплексного композиционного освоения пространств крупного градостроительного масштаба, что может и должно решаться на стадии генерального плана и других проектов планировок.
Современное жилое образование - жилая группа, микрорайон, жилой район, межмагистральная территория - представляет собой сложный организм или сложную систему, элементы которой непосредственно участвуют в формировании композиции жилой среды. Отдельный жилой дом, блок-секция массового применения в составе серии, сложная комбинированная жилая структура являются главными элементами системы. Вместе с тем в условиях комплексного строительства целыми образованиями жилище утратило роль обособленного произведения архитектуры и полностью стало подчиняться законам архитектурного ансамбля.
Этим требованиям должны подчиняться и все другие элементы системы жилой среды, к которой относятся: здания и учреждения общественного обслуживания (детские учреждения, магазины, различные ателье, учреждения общественного питания, культурно-зрелищные, лечебно-профилактические, спортивные и т. п.), элементы благоустройства и оборудования территории, малые архитектурные формы, инженерно-технические и транспортные сооружения и устройства, элементы монументального, декоративного и изобразительного искусства, градостроительного дизайна и, наконец, природная окружающая среда со всеми элементами ландшафта, включая "архитектуру земли".
Архитектурная композиция жилой среды зависит от целого комплекса факторов. К числу основных факторов относятся социально-экономические, функцио- нально-утилитарные, градостроительные, природно-климатические (в целом экологические) и композиционно-эстетические.
К основным композиционно-эстетическим факторам следует отнести общую объёмно-пространственную композицию, ансамблевое сочетание всех объектов, составляющих жилое образование, средства гармонизации ансамбля, синтез искусств, градостроительный дизайн и др. Все эти факторы предопределяют характер объёмно-пространственной композиции жилой среды в целом и отдельных ее объектов.
СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИИ ЖИЛОЙ СРЕДЫ
В отечественной практике последних двух десятилетий функциональное зонирование территории, непосредственно связанное с приемами застройки, повсеместно проводится по принципу микрорайонирования.
Композиционная организация жилых образований основывается на общих планировочных приемах застройки. К ним относятся: периметральная, строчная, свободная и комбинированная. Последняя представляет различные сочетания предыдущих. Периметральная и строчная относятся к приемам регулярной застройки, свободная - нерегулярной, комбинированная сочетает приемы регулярной и нерегулярной застроек.
Общие принципы, которые обеспечивают высокое качество архитектуры жилища и которые можно рекомендовать для застройки жилых районов:
• градостроительный подход к решению главных вопросов застройки (дороги и инженерные коммуникации, сети общественного обслуживания, озеленение и др.) на основе положений, установленных генеральным планом городов;
• соответствие детального проекта застройки районов социальнодемографической структуре населения, природно-климатическим особенностям местности;
• творческое освоение прогрессивных градостроительных и национальнобытовых традиций;
• учет требований заводского домостроения;
• использование в застройке домов, разных по этажности, протяженности, конфигурации плана;
• применение метода блокировки домов, секций и вставок, маневренное и вариантное их использование для создания функционально оправданных и разнообразных объемно-планировочных жилых образований, отвечающих особенностям участка строительства;
• использование соединительных блок-вставок с разной конфигурацией плана, протяженностью, с проездом или проходом в уровне первого этажа;
• использование простых приемов блокировки, не дающих резкого увеличения номенклатуры индустриальных изделий: сдвиги по горизонтали и по вертикали, проектирование домов переменной этажности и ступенчатых (особенно для сложного рельефа), способствующих созданию силуэта и разнообразию застройки; применение домов, дифференцированных по типам размещаемых в них квартир ( для малосемейных, больших семей, общежитий). Профильные дома различаются планировочной структурой, обусловленной их функциональным назначением, в связи с чем имеют своеобразную архитектурную композицию и пластичное решение объемов.
Для повышения качества архитектуры домов также рекомендуется:
■ при проектирований учитывать неравноценность условий внешней и внутренней среды (улицы, проезды, дворовая территория), предопределяющих различное архитектурное и масштабное решение фасадов жилых домов;
■ использовать разнообразные планировочные решения блокирующихся эле- ментов (домов, блок-секций, вставок), сочетание которых позволит создавать раз-личные композиционные решения фасадов: гладкие и с ризалитами, центрично- осевые и нейтральные, асимметричные и симметричные с разным ритмом и груп- пировкой оконных проемов, лоджий, балконов, эркеров и других элементов и деталей;
■ разрабатывать варианты решения функциональных элементов и архитектурных деталей для маневренного их применения в пластичной и масштабной. композиции дома: открытых помещений (с разным типом ограждений), эркеров, входов в дома, противопожарных переходов, лестнично-лифтовых узлов, разделительных экранов, солнцезащитных и ветрозащитных устройств и т. п. Особое внимание следует уделить венчающей части здания, в решении которой необходимо архитектурно осмыслить детали инженерного оборудования (вентиляционные блоки, антенны, лифтовые шахты и др.);
■ предусматривать в проектах зданий варианты цветовой композиции домов, используя при этом декоративные свойства строительных и отделочных материалов в соответствии с общим колористическим решением застройки районов.
АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ
Художественный облик любого города или жилого массива в значительной мере определяют общественные здания и сооружения, располагаемые, как правило, на площадях и основных магистралях. Современные общественные здания должны хорошо сочетаться с сохранившимися памятниками зодчества, с окружающим ландшафтом, отражать лучшие национальные традиции. В системе городской застройки эти здания несут на себе черты современной архитектуры, выражают ее прогрессивные тенденции. Общественные центры городов, являясь узловыми пунктами планировочной структуры и местами сосредоточения многообразной деловой и общественной деятельности населения, объединяют и формируют план города, в значительной мере определяют его архитектурный облик.
Социальной характеристике и масштабу современного города соответствует многофункциональный городской центр. Возглавить сложную структуру города и связать в единую систему архитектурные ансамбля и окружающую застройку уже не под силу одной площади. Городской центр сам становится системой пространственно взаимосвязанных архитектурных ансамблей. Крупные общественные здания, объединенные в сложную многофункциональную систему взаимосвязанных пространств, придают городу современность и новый масштаб.
Архитектурно-художественная композиция общественного здания складывается из внешнего архитектурного облика здания и архитектурно-художественной организации его внутренней пространственной структуры и интерьеров помещений. Архитектурный образ общественного здания и формирование его внутреннего пространства определяются рядом основных положений:
- социальным и градостроительным значением, функциональным назначением и конструктивной структурой;
- природно-климатическими особенностями места строительства;
- национально-художественными традициями;
- связью архитектуры здания с окружающей средой;
- использованием необходимых художественных средств архитектурной композиции и материальных ресурсов в соответствии с социальной ролью здания и его назначением.
Общественные здания как доминирующие элементы архитектурных ансамблей выявляют с помощью следующих архитектурно-композиционных приемов:
• используют крупный архитектурный масштаб членений и элементов фасадов зданий, соответствующий значительным размерам помещений;
• применяют вертикальные и горизонтальные членения (ленточные окна, вертикальные ребра, столбы, витражи и т. п.) больших размеров;
• создают единство разнообразных объемно-пространственных композиций на основе группировки и функциональных взаимосвязей помещений, выделяя главные и соподчиненные композиционные оси и взаимосвязи внутреннего пространства с внешним объемом и главным входом в здание;
достигают образности и выразительности общественного здания за счет членения объемов, пластичности и крупномасштабности архитектурных форм, построения общего силуэта в художественной взаимосвязи с окружающей застройкой и ландшафтом, озеленения и малых архитектурных форм;
• сочетанием архитектуры с изобразительными искусствами (скульптурой, монументальной живописью, мозаикой) и с элементами информационного характера (витринами, рекламой, световыми табло, часами, указателями и т. п.) подчеркивают архитектурно-художественную индивидуальность зданий;
• добиваются гармоничной соразмерности частей и целого в архитектурнохудожественном решении интерьера отдельных помещений и всего здания с учетом функциональных и конструктивных требований и общей композиции.
Перспективным направлением в современной архитектуре стало создание общественных комплексов, где в пределах ограниченного пространства совместно осуществляются различные функции. Комплекс в большей степени, чем отдельно стоящие сооружения, удовлетворяет многообразные потребности человека и дает ощутимый функциональный и экономический эффект. Проектирование комплексов принципиально отличается от проектирования отдельно стоящих зданий: здесь на первый план выдвигается объединение и совместное функционирование различных учреждений, создается качественно новая, максимально эффективная архитектурная среда.
Актуальнейшей проблемой современной градостроительной практики стало повышение композиционных и эстетической качеств массовой городской жилой застройки.
Градостроительные и природные условия районов строительства различны, отсюда многообразные планировочные а объемно-пространственные решения жилых комплексов. Возможность архитектурного разнообразия жилой застройки расширилась в связи с изменением метода проектирования домов, их индустриального изготовления и применения в застройке. Разработка проектов блокирующихся жилых домов и автономных их частей (блок-секций, полусекций) с разным набором квартир, конфигурацией плана, протяженностью и пластическим решением объемов позволяет создавать различные пространственные композиции жилых комплексов в соответствии с конкретными демографическими, градостроительными и природными условиями.
В современной застройке микрорайонов повысилось значение объемнопластической и архитектурной композиции жилых групп и отдельных домов, так как они стали крупными структурными элементами и неотъемлемыми слагаемыми градостроительного решения. Композиционная роль жилых групп (домов) стала более значительной в связи с увеличением их протяженности и этажности, усложнением их планировочного и объемно-пространственного решения.
Новая технология, новые строительные материалы и конструктивные формы всегда оказывали на архитектуру огромное влияние. Но обычно проходит какое-то время, прежде чем они получают художественное осмысление.
Сегодня наша домостроительная промышленность достигла уровня, позволяющего полноценно решать архитектурно-художественные задачи массового строительства, а архитекторы научились использовать возможности, предоставляемые индустриальным домостроением. Сейчас уже можно говорить о сложившихся реальных направлениях в решении всего комплекса проблем, от которых зависит художественная выразительность и разнообразие архитектуры.
Одно из таких направлений связано с разработкой и внедрением каталогов унифицированных индустриальных строительных изделий, определяющих переход на открытую систему типизации. Открытая система типизации предусматривает выпуск определенного числа элементов, из которых методом вариантного ш£ пользования создаются разнообразные здания и комплексы.
Современная практика массового жилищного строительства показывает, что ведущим методом типового проектирования стал блок-секционный метод, закономерно пришедший на смену типизации жилых домов законченной структуры. Широта и универсальность набора блок-секций, пластическая свобода блокировки обеспечивают вариантность компоновочных приемов, что позволяет решать разнообразные проблемы застройки - гигиенические, экономические, эстетические и др.
Жилые здания имеют особые архитектурно-художественные свойства и композиционные построения, определяемые объёмно-пространственной и конструктивной структурой.
Композицию и архитектурный образ жилого дома формируют следующими приемами и средствами:
- применением разнообразных объемно-пространственных форм, ритмических и пластических построений;
- различными способами размещения и группировки окон, балконов, лоджий, выделением частей фасадов и разной фактурой и цветом поверхностей;
- ритмом композиционного строя повторяемых элементов (посекционно, поквартирно) с выявлением на фасадах композиционных осей в виде входов в здание, выделением лестничных клеток, сетки окон, группировкой балконов и лоджий, объемов и деталей зданий;
- масштабной согласованностью высоты этажей, окон, входных дверей, балконов, лоджий, эркеров;
укрупнением архитектурной масштабности за счет объединения элементов фасада (лоджий, балконов, эркеров и т. п.) в единый композиционный элемент и выделения его фактурой, рисунком или цветом;
- разнообразием архитектурных решений входов в жилые здания, ограждений-экранов балконов и лоджий с различными вариантами рисунка и плоскости | (сплошные, решетчатые, рельефные и т. п.);
- использованием выразительных свойств материалов, применяемых для стен, и технологии их возведения (пластика фасадов, разрезка стен, фактура, облицовка);
- активным цветовым решением элементов или здания в целом;
- синтезом искусств (мозаика, роспись, рельеф и т. п.);
- использованием национальных традиционных мотивов;
- применением пластически и эстетически выразительных элементов благоустройства и озеленения, обеспечивающих эмоциональное богатство жилой застройки и городской среды.
Любые средства архитектурной композиции, начиная от пространственной формы, ритма и метра, симметрии и асимметрии и кончая пластикой, фактурой и цветом поверхности, представляют собой познанные и материализованные закономерности процессов жизнедеятельности человека и их пространственной организации.
АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
Архитектурная композиция промышленных предприятий зависит от производственного процесса, именно он определяет соответствующую компоновку производственных корпусов, характер инженерного оборудования, систему коммуникаций.
Архитектуру промышленных сооружений формируют три основные группы факторов и условий. Первая группа объединяет градостроительные вопросы размещения, планировки и композиционного построения промышленных объектов. Вторая определяет решение технологических задач производства с оптимизацией функциональных, объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений. Третья имеет гуманистическое содержание: она обеспечивает социальные потребности человека на промышленном предприятии и создает комфортные условия производственной среды.
Современный комплексный градостроительный подход к размещению промышленных предприятий отражается в создании промышленных узлов и районов на основе широкого кооперирования основных и вспомогательные производств объектов культурно-бытового, научного и административного назначения. Размещение промышленных комплексов определяет организацию функциональной, пространственной и транспортной структуры, что влияет на архитектурно-: композиционное решение города в целом. Производственные комплексы все ак- тивнее становятся значительными градостроительными объектами и возводятся на ответственных участках, где имеют значение композиционных доминант.
Совершенствование промышленной архитектуры на современном этапе связано с комплексной оптимизацией функциональных, объемно-планировочных и конструк-тивных решений промышленных объектов.
Процесс укрупнении единичных мощностей и габаритов оборудования при- водит к значительному увеличению свободного пространства, изолированного от 1 внешней среды, что отражается на укрупнении размеров зданий и сооружений и качественном развитии композиции производственного комплекса, выразительно- сти и образности его архитектурного облика, индивидуальной значимости в окру- жающем пространстве.
Внедрение нового производственного процесса в стадии модернизации или ; реконструкции промышленных зданий без изменения конструктивно-планировочной схемы здания обеспечивается созданием универсальных промышленных зданий.
Значительные архитектурно-композиционные возможности заложены в блокировании промышленных зданий и цехов. Вопрос об объединении всех помещений в одном здании или размещении их в отдельных павильонах может быть правильно решен только на основе глубокого изучения технологического процесса, учета степени его стабильности, а также требований отдельных производств к объемно-планировочной структуре и характеру стенового ограждения объекта. При проектировании промышленных предприятий всегда стремятся к максимальному объединению всех элементов функционального процесса в минимальном количестве зданий. Блокирование цехов дает возможность приблизить и связать воедино отдельные звенья технологической цепочки, сэкономить заводскую территорию, уменьшить единовременные и эксплуатационные расхода. При этом блокирование повышает требования к архитектурному решению предприятия в целом, способствует упорядочению и укрупнению застройки.
Производства самого разнообразного профиля размещаются в многоэтажных зданиях, которые обладают большими градостроительными возможностями, чем одноэтажные, и являются доминирующими в ансамбле городской застройки. При реконструкции или расширении существующих предприятий преимущества компактности и выразительности многоэтажных зданий являются решающими.
Современный период развития, промышленной архитектуры характеризуется повышением требований к художественно-образной стороне формирования производственных объектов. Композиционная выразительность и индивидуальность архитектурного решения должны сочетаться с высоким качеством строительства.
ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ И АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБРАЗ В ПРОМЫШЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ
Город и его отдельные районы имеют характерный облик, силуэт, объемнопространственную структуру с определенным соотношением архитектурных масс и открытого пространства, сочетанием зданий средней этажности с высотными. Промышленная застройка отличается от жилой и общественной застройки по размерам, пропорциям и масштабу форм.
В различных зданиях и комплексах заложены большие возможности компо- зиционной выразительности, которые должны стать основой решения художественно-образных задач архитектуры и градостроительства, достижения индивидуальности архитектурного облика отдельных промышленных предприятий, а вместе с этим и окружающей их городской среды в целом.
Рациональное, эстетически осмысленное построение заводских комплексов с выразительными архитектурными формами можно получить лишь при формировании архитектурных ансамблей крупных промышленных зданий и сооружений. В зависимости от построения по принципу восприятия извне или изнутри архитектурные ансамбли промышленных комплексов подразделяются на следующие виды: центрические, объемно-пространственные структуры которых построены на основе регулярных и симметричных композиций с выявлением доминирующего сооружения и подчинением ему остальных элементов ансамбля; панорамные, формирование которых отличается соразмерностью и уравновешенностью, объединяющими пространственные планы панорамы комплекса и ее силуэт в целостную и завершенную композицию; осевые, в которых разобщенные группы зданий и сооружений располагаются на одной композиционной оси и пространственно подчиняются главной оси ансамбля; линейные, здания и сооружения которых располагаются симметрично относительно продольной планировочной оси, ориентированной на завершающий ее доминирующий архитектурный объем (здание, сооружение, монумент).
Основы формирования ансамблевых композиций определяются тремя главными условиями: целостностью общего пространственного решения, единством ритмических и модульных соотношений, соразмерностью и единством масштаба объединяемых в ансамбль зданий и сооружений.
При размещении промышленного предприятия в пределах города комплекс его зданий и сооружений включается в единую систему городской застройки.
Предзаводская площадь предприятия является промежуточным звеном между двумя функционально различными территориями - производственной и селитебной. Пространственную композицию предзаводской площади организует группа объектов обслуживающего характера: административные, бытовые, научно- исследовательские, технического обучения, общественного питания, здравпункты и помещения охраны и контроля.
Архитектурная взаимосвязь зданий общественного назначения с производственными корпусами определяет художественно-эстетическую цельность решения предзаводской площади и всего предприятия в целом.
Композиционные приемы сочетания общественных и производственных объектов, объединяются в ряд композиционных схем:
• фронтальная или линейная схема характерна для крупных однокорпусных предприятий, в которых общественные объекты размещаются в одном протяженном административно-бытовом здании, встроенном, пристроенном или отдельно стоящем вдоль фасада производственного здания;
• компактная схема характерна для предприятий, которые имеют административно-бытовые здания незначительного или среднего объема и отличаются высокой плотностью застройки;
• пространственная простая (для небольших предприятий) или пространственная сложная (для крупных и многообъектных предприятий) - эти схемы характерны для комплексов с многообъемным решением зданий общественной группы, в которые часто входят и многоэтажные здания (ПИИ, КБ, ВЦ, лаборатории и др.).
В организации архитектурных ансамблей промышленных предприятий применяются следующие средства архитектурной композиции:
■ контрастные сочетания объемно-планировочных и конструктивных решений различных по архитектурным формам и габаритам общественных и производственных зданий, которые подчеркивают их индивидуальность и придают выразительность ансамблю;
■ контраст фасадных решений, т. е. контраст пластики, фактуры и цвета наружных стен, различное решение оконных проемов и т. п.;
включение в композицию архитектурных акцентов (проходные, главные входы, секции вспомогательных объектов);
■ включение в композицию инженерных сооружений (водонапорные башни, трубы, вытяжные шахты, градирни, емкости и т. п.), малых форм промышленной архитектуры (подстанции, котельные, воздухозаборные шахты и т. п.), благоустройства и озеленения (деревья, цветы, скульптуры, бассейны, площадки отдыха трудящихся);
■ применение системы архитектурного освещения, куда входит функциональное освещение, подсвечивание зданий и отдельных элементов, световая реклама.
При стандартности и предельной простоте крупных элементов индустриального строительства в архитектурном решении производственных зданий особое значение приобретают такие средства композиции, как масштаб, ритм, метр, контраст фактур и материалов, пластика. Эти средства архитектурной композиции, как правило, способствуют выявлению конструктивной структуры здания в решении фасада, т. е. его тектоники.
Увеличение шага колонн и пролетов несущего каркаса, применение крупноразмерных железобетонных панелей в качестве основного элемента ограждающих конструкций привели к укрупнению масштабного строя промышленных зданий: здания получили большие размеры частей и целого, крупные архитектурные членения.
Выявление на фасаде элементов несущих конструкций (колонн, перекрытий), подчеркивание шага колонн и соразмерных человеку деталей (лестничных маршей, ограждений и т. п.) - один из наиболее распространенных способов раскрытая масштаба промышленного здания.
Важное место в архитектурной композиции производственных зданий (особенно одноэтажных) занимают покрытия. Они во многом определяют характер внутреннего пространства и внешний облик сооружения.
Наряду с каркасными конструкциями покрытий для промышленных зданий применяются пространственные, в частности, различные оболочки: складчатые, короткие и длинные цилиндрические, эллиптические (положительной кривизны), гиперболические (отрицательной гауссовой кривизны), коноидальные, а также своды и купола. Выполняются они из стали, железобетона, клееной древесины, алюминиевых сплавов и пластмасс.
Конструктивная схема покрытия предопределяет силуэт промышленного зда- ния. Фермы и фонари различной конструкции, в частности сегментные фермы, придают промышленным зданиям своеобразный силуэт. Эти элементы также важны в масштабной характеристике производственного здания, в системе его архитектурного членения.
Укрупненный конструктивный модуль, выявляемый шагом колонн, швами между панелями ограждающих конструкций, междуэтажными перекрытиями многоэтажных зданий и т. п., становится основой ритмического построения архитектурной композиции производственных зданий.
В решении фасада современного каркасного здания с четкой дифференциацией на несущие и. ограждающие конструкции наблюдаются две противоположные тенденции: в одном случае каркас скрыт навесными ограждениями, в другом он открыт и четко выявлен на фасад здания.
На внешний облик здания накладывают отпечаток материалы стенового ограждения и индустриальные изделия, в частности, железобетонные панели. Крупные размеры, заводская готовность, незначительная трудоемкость монтажа делают панель незаменимой в современном промышленном строительстве.
В архитектурном решении предприятий важное место занимают элементы благоустройства и монументально-декоративного искусства, придающие композиции завершенность и целостность.
Решение комплекса функциональных и архитектурно-художественных задач промышленной архитектуры направлено на создание технически целесообразных и художественно-выразительных зданий и сооружений, на эстетическую организацию производственной среда для деятельности человека.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Крест главного купола и легенда о голубе | | | Сушилки и агрегаты для производства травяной и витаминно-травяной муки, их устройство принцип работы и регулировка |
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 2917;