Общие черты развития врачевания в рабовладельческом обществе
ВРАЧЕВАНИЕ В ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. ВРАЧЕВАНИЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ (ШУМЕРЕ, ВАВИЛОНИИ И АССИРИИ) И ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
Процесс разложения первобытно-общинного строя и образование древнейшего рабовладельческого общества лучше всего может быть прослежен в истории народов, живших на обширной территории от пустыни Сахары на западе, до берегов Тихого океана на востоке. Издавна в Европе страны Северо-Восточной Африки, Восточного Средиземноморья, Передней, Южной и Восточной Азии назывались восточными. Поэтому, история древнего Востока есть первая страница во всемирной истории классовых обществ и государств.
Общие черты развития врачевания в рабовладельческом обществе
Одним из величайших достижений эпохи рабовладения было изобретение письменности. Сначала появилось наиболее простое письмо – пиктография, а затем более сложное – иероглифическое и клинопись. Дошедшие до нашего времени древние памятники медицинской письменности: египетские папирусы, глиняные таблички Вавилона и Ассирии, рукописные книги, являются основными источниками информации о развитии врачевания в рабовладельческих государствах древнего Востока.
В эпоху рабства в классовом обществе формируются два философских мировоззрения: материализм и идеализм. Причем, воззрения древних философов и врачей первоначально имели стихийно-материалистический характер, так как вели свое начало отнаивного реализма первобытных людей. В рабовладельческих государствах народная медицина продолжает оставаться основой формой врачевания. Естественнонаучной основой народной медицины является древняя натурфилософия, объединявшая в себе все естественные науки своего времени. Впоследствии, медицина первой выделилась из натурфилософии и стала самостоятельной наукой.
В течение длительного времени в рабовладельческом обществе медицинская деятельность была тесно связана с религией, культом и храмами. Этот период в истории медицины носит название жреческойили храмовой медицины. С возникновением и развитием религии изменились представления о причинах здоровья и болезней. В мифологических представлениях появились злые боги болезней и добрые боги здоровья. Жрецы считали себя посредниками между людьми и богами, умеющими с помощью молитв и жертвоприношений умилостивить богов и, следуя их указаниям, возвращать утраченное здоровье. Кроме культового врачевания, основанного на религиозно-мистических верованиях, формируется эмпирическое врачевание, основанное на многовековом практическом опыте народа.
Появление классов и государств послужили предпосылкой к появлению врача-профессионала. Это был врач-универсал, который лечил все болезни, мужчин и женщин, взрослых и детей. Однако в древнем Египте в IV тысячелетии до н. э. среди врачей уже появляется узкая специализация. Профессия врача не только становится самостоятельной, но и получает признание со стороны государства.
В эпоху рабовладения формируются две системы подготовки врачевателей:
1. Школы при храмах;
2. Семейные школы.
В рабовладельческом обществе начинают формироваться основы врачебной этики, и закладываться основы классового подхода к врачеванию.
Дата добавления: 2020-03-21; просмотров: 1255;