О шпаргалках на экзаменах
Хотя использование на экзаменах шпаргалок является грубым нарушением инструкции, тем не менее шпаргалки, к сожалению, не такая уж редкость.
За много лет работы в школе мы почти не вспомним случая, чтобы когда-нибудь в печати, на учительских форумах серьезно поднималась проблема борьбы с подсказками, списыванием и т. д. Или, быть может, проблемы этого уродливого наследия старой школы не существует?
Возьмем на себя смелость со всей ответственностью заявить, что подсказки в устной и письменной форме, списывание, шпаргалки еще далеко не изжиты из практики и с этим позорным явлением в целом ряде школ не ведется должной и систематической борьбы. Особенно это проявляется в период подготовки и проведения экзаменов.
Кроме листочков, исписанных от руки обычно мелким почерком, кое-где используются перефотографированные формулы, задачи, планы ответов, а иногда и целые сочинения.
Иные ученики, не надеясь на свои знания, в период подготовки к экзаменам не столько повторяют материал, сколько тратят массу времени на заготовку самых разнообразных шпаргалок.
И на экзаменах отдельные ученики, готовясь к ответу, не напрягают свой ум, а ищут момент для использования заготовленного ответа на вопросы билета.
Как же следует членам экзаменационных комиссий относиться к шпаргалкам? Так, как указано в инструкции,— никаких недозволенных приемов в сдаче экзаменов. Под недозволенными приемами, безусловно, имеются в виду в первую очередь шпаргалки. Об этом ученики должны хорошо знать во время учебного года, быть предупреждены самым серьезным образом на предэкзаменационных консультациях.
Ученики должны знать о том, что замеченные в использовании шпаргалок будут оценены с учетом несамостоятельной подготовки, что они вообще могут быть удалены с экзамена за нарушение установленных правил.
Совершенно не признавая правомерность шпаргалок, нам все-таки хотелось сделать некоторые оговорки.
Однажды во время экзамена по физике в кабинет директора буквально вбежала заплаканная десятиклассница. Сбиваясь и захлебываясь от рыданий, она рассказала, что ее только что выгнали с экзамена за шпаргалку и объявили, что выставят «2».
Во время учебного года эта ученица училась очень хорошо и по физике у нее были преимущественно пятерки. Зачем ей нужна была шпаргалка?
Как выяснилось, во время подготовки к ответу выпускница что-то искала в кармане фартука. Подошедшая учительница, член экзаменационной комиссии, взяла у нее злополучную шпаргалку и, ничего не выяснив, не допуская никаких возражений, даже не посоветовавшись с другими членами экзаменационной комиссии, выставила ученицу из класса.
Не будем здесь говорить о такте, вернее, бестактности учительницы, о превышении ею своих полномочий. «В принципе она поступила правильно, — скажут многие коллеги,— не нужно было ученице приносить с собой шпаргалку, не нужно было нарушать инструкцию».
Но давайте подойдем к этому событию не с позиций общих правил, а как было в конкретном, приведенном выше случае. Сам факт, что у девочки в кармане оказалась шпаргалка, — бесспорный. Но когда разобрались в случившемся спокойно, то оказалось, что шпаргалка ученицы никакого отношения к ее билету не имела, поэтому воспользоваться ею она никак не могла, что написала она ее «просто так», больше «по традиции», указав там лишь несколько наиболее трудных, с ее точки зрения, формул. Когда выпускницу удалось успокоить, она прекрасно ответила не только на вопросы билета, но и на дополнительные.
Нам представляется, что в подобном случае правильнее бы поступила учительница, если бы, услышав шелест бумажки, внимательно проследила за подготовкой ученицы к ответу и убедилась в том, было ли нарушение требований к экзаменам. Долг членов комиссии не столько в том, чтобы обнаруживать шпаргальщиков, сколько в том, чтобы избежать этого нежелательного явления.
И уж если все-таки возникло сомнение относительно самостоятельности ответа ученика, то во время устного экзамена у членов комиссии всегда есть возможность убедиться в его знаниях.
О том, что это не либерализм, подтверждают и интересные рассуждения об этом крупных ученых; в частности, академик А. Н. Леонтьев писал: Многое из программного материала требуется просто выучивать, хранить в памяти — по крайней мере до экзамена. А для этого нужна масса времени. Вот это-то время и можно высвободить, перенеся уже понятые сведения в справочники, которыми учащийся может открыто пользоваться даже на экзаменах. Ведь в жизни мы не зазубриваем всех данных, которые нам могут понадобиться, а берем их из изустных нам источников и иногда выписываем на бумажку для лекции, для доклада или выступления и т, д.
Кстати сказать, в школе такая бумажка называется шпаргалкой и расценивается как» криминал».
Не пора ли узаконить в школе, даже на экзаменах, использование опорных конспектов, таблиц и схем типа контурных карт? Может быть, есть смысл разрешить в период подготовки к ответу отдельным учащимся посмотреть наиболее трудные формулы? Ведь во время устного экзамена можно выяснить, как разбирается в материале ученик, как он его понимает.
Главное в ответе ученика — не механическое зазубривание формул, сведений, а осмысленное их понимание.
Если же ученик написал шпаргалку, в которой указан весь ответ или его часть, предупрежден членами комиссии, но не реагирует на их замечания, то такого нарушителя установленного порядка, следует удалить с экзамена.
Другими словами, мы за принципиальный и справедливый подход экзаменаторов, но с проявлением гибкости, педагогического такта и мудрости в этом вопросе.
Дата добавления: 2024-07-26; просмотров: 78;