Создание творческой обстановки на экзаменах
Успешной сдаче экзаменов в немалой степени способствует добрая, располагающая к творчеству обстановка.
Как же такая обстановка создается?
Кроме внешних условий (хорошо проветренная и освещенная аудитория и т. п.), мы считаем, что способствует этому мажорное и деловое поздравление учащихся председателем экзаменационной комиссии с началом экзаменов.
На письменном экзамене по литературе в VIII и X классах после поздравления председатель комиссии или экзаменатор вскрывает пакет (делается это спокойно и деловито), затем четко и громко читает тему сочинений или условия задачи и примеры, после чего учащиеся правильно их записывают. Пренебрегая такой несложной процедурой, мы порождаем ненужные ошибки, ученик перепутал знак, цифру, написал не то слово и т. д.
Письменные экзамены часто проходят в залах, где глубина ряда значительно больше, чем в классах, зачастую хуже акустика, поэтому некоторым учащимся, сидящим сзади, плохо видно и слышно. И если такие ученики подойдут поближе, чтобы лучше рассмотреть написанное на доске, или переспросят об этом у членов комиссии, мы не считаем это нарушением.
Хотелось бы обратить внимание на такой частный вопрос проведения письменных экзаменов. Нередко учителя математики за полчаса до вскрытия пакета и начала экзаменов (по инструкции) не успевают полностью решить или согласовать отдельные вопросы решения задачи, примера, составления чертежа. Мы в своей практике обычно начинаем экзамен, а решение работы по математике учителями продолжается, но делается это спокойно, без лишних жестов и эмоций, ибо выпускники быстро догадываются, что даже учителя не решили. Это не способствует успеху экзамена.
Иногда по просьбе учащихся, чаще — по инициативе самих экзаменаторов, ребятам разъясняются особенности и специфика темы сочинения или задачи (обращается внимание на выделение узловых вопросов или последовательность изложения плана сочинения, в решении задачи— как составить чертеж, с чего начинать решение и т. д.). Этого делать не следует. Во-первых, в инструкции такая «помощь» не предусмотрена; во-вторых, сама логика проведения экзаменов (проверка знаний, умений и навыков) говорит против нее.
Хотя есть и другое мнение. Так, известный учитель- методист школы № 516 Ленинграда Е. Ильин пишет: «Моральное право сочетать (в разумных пропорциях, конечно) контрольную и творческую функцию на последнем уроке, каким по существу является экзамен, есть право учителя-воспитателя, может быть, только словесника... педагогическая помощь не помеха, а еще один шаг к зрелости: и учителя, и учащихся». Свои мысли автор подкрепляет примерами.
Вот некоторые из них: учитель подходит к экзаменующемуся ученику и говорит ему негромко: «Может, все-таки покажешь текстом, где Левинсон ведет отряд, а где сам идет за отрядом. Ну как я на уроке...» Потом другого выпускника автор наталкивает на мысль более точно написать о смерти Гали Четвертак (из повести «А зори здесь тихие»).
И еще одна мысль из этой статьи: «Вслед за душевным равновесием, которое обретено рядом и вместе с учителем, приходит работоспособность, а с ней удача. Никто так не успокоит ученика, не вызовет прилива творческих сил, как мысль, ориентирующая на глубину конкретного раздумья.
Итак, в статье утверждается право учителя на помощь ученику (пусть и в разумных пределах) во время проведения экзаменов.
Бесспорно, высказанная мысль учителя, его совет или деловое замечание улучшат работу учащихся, этим смогут чаще воспользоваться ученики, хорошо знающие материал. Спорно другое. Где та норма разумности, где та грань дозволенного и недозволенного? Сколько учителей, к сожалению, не чувствуя ни этой грани, ни нормы, а иногда и пренебрегая ими, встают на путь прямых подсказок. Да и ученик иной (а затем и его родители) будет рассуждать: «К Борису, Тане, Наташе, Василию, например, учитель подходил, о чем-то разговаривал с ними, помогал им, а ко мне или вообще не подходил, или обмолвился лишь несколькими словами».
Если на устном экзамене еще можно в присутствии всей группы оказать тому или иному ученику разумную помощь и тем самым соединить обучающую и контролирующую функции, то на письменном экзамене, думается, пусть будет лишь контролирующая функция, исключающая всякое вмешательство экзаменаторов в работу учащихся.
На практике, к сожалению, приходится наблюдать, когда в начале экзамена учитель так «прозрачно» говорит учащимся об особенностях той или иной темы, так комментирует специфику задачи, что не приходится уже говорить о самостоятельности работы. А в ходе экзаменов нередко разгуливают между рядами, задерживаясь у того или иного стола, экзаменаторы, ассистенты, а то и не члены комиссии, например классные руководители.
Хождение учителя мешает ребятам сосредоточиться, настроиться на работу, отвлекает их, у иных возникает желание получить помощь. Имеют место случаи, когда учитель, не разобравшись в работе ученика, не вдумавшись в его вопрос, отвечает ему неверно. Да и как, например, можно помочь написать ученику сочинение, если во время работы у того свой план, свой строй мыслей? Совет учителя может нарушить логику работы, понятную только ученику, поэтому долг членов комиссии способствовать дисциплине и порядку, добиваться тишины, помогать ученикам самим продуктивно работать. Зная психологические особенности своих учащихся, видя их состояние и поведение во время экзамена (один слишком долго не приступает к работе, другой болезненно сморщился, третий отвлекается и упускает драгоценное время), учитель должен вовремя их настраивать на работу. Одних подбодрить, других призвать к порядку и т. п.
Такая помощь не только возможна, но и разумна, ибо не влияет на самостоятельность выполнения работы учащимися, а только способствует лучшему проведению экзаменов.
Благоприятную обстановку на устных экзаменах создают рациональное размещение наглядных пособий и приборов, соблюдение меры в дополнительных вопросах и т. д. Во многом она зависит от искусства и культуры общения учителей с учащимися, от контакта между ними, от их взаимоотношений. Если во время экзаменов создана атмосфера взаимного доверия и уважения, если экзаменаторы доброжелательно выявляют знания учащихся, то и результаты экзаменов будут объективнее.
Тон, мимика, жесты, выражение лица учителя способствуют мобилизации ученика на выявление своих знаний, помогают ему привести их в систему, мобилизуют его готовность к полному их изложению или затормаживают его память, внимание и гасят стремление отвечать.
Опытные учителя общению с учащимися уделяют первостепенное значение. Они считают, что повышение качества учебно-воспитательного процесса вообще нужно начинать с решения проблемы общения: «учитель — ученик». Они расширяют сферу общения с учащимися, не ограничивая ее только уроком. Здесь кружковая и факультативная работа, проведение политинформаций, классных часов, диспутов, читательских конференций, проведение вечеров вопросов и ответов, ученических собраний, пионерских сборов и многое другое.
Важно, чтобы во время внеурочных форм общения с учащимися, как и на уроках, соблюдая известную дистанцию, учитель проявлял искреннюю заинтересованность в их делах.
Опытные учителя учат ребят спрашивать, умению формулировать вопросы, корректно спорить и отстаивать свою точку зрения, критически относиться к услышанному.
В общении, безусловно, важна личность учителя. Его эрудиция, культура, его доброта, мера принципиальности и снисходительности. Не следует забывать о том, что ученик должен любить своего учителя. Почему-то об этом мы, стыдимся говорить. Ведь на одной требовательности, бескомпромиссности и даже только справедливости далеко не уедешь.
В процессе общения раскрываются и обогащаются интеллектуальные и нравственные качества учителя и учащихся. Если люди добры, тактичны, отзывчивы, как говорят, коммуникабельны, то общение доставит им подлинную радость. Повторяем, все это имеет первостепенное значение во время проведения экзаменов, особенно устных.
Итак, если на экзаменах создана обстановка творчества, спокойной деловитости, раскованности, то учащиеся сумеют мобилизовать свои силы и знания.
Дата добавления: 2024-07-26; просмотров: 84;