Этика Нового времени


Основные положения:

- отход от представления о божественном происхождении нравственности;

- попытки определить естественный источник морали (натуралистическая этика);

- зарождение социально-исторического подхода к морали;

- попытки согласования индивидуального и общественного интересов;

- приобретение этикой самостоятельного статуса;

- развитие идеи суверенности (независимости) морального субъекта;

- разнонаправленность этических исканий

Философы- моралисты Нового времени (XVI – XVII вв.)

Мишель Монтень (1533 – 1592)

- отвергает догматизм морали;

- утверждает право личности на поиск истины и самостоятельность суждений;

- порицает ненависть, жадность, несправедливость, ханжество

Рене Декарт (1596 – 1650)

- человеческие страсти толковал как физик-естествоиспытатель;

- человек есть автомат, оптимизирующий свое поведение согласно обстановке;

- нравственность строго детерминирована окружающей средой

Томас Гоббс (1588 – 1679)

- основа нравственности – человеческая природа. Все, что способствует природному стремлению к удовольствию – добро, а что препятствует – зло;

- источник морали – право. «Все установленное законом, следует считать добром, а все запрещенное – злом»;

- цель государства – гражданское благосостояние, благополучие народа. Государство – результат общественного договора

Философы- моралисты Нового времени (XVIII в.)

Дэвид Юм (1711 – 1776)

- источник морали – инстинкты человека;

- важную роль в нравственном поведении играют эмоциональные механизмы;

- наряду с эгоизмом человеку присущи благожелательность и чувство справедливости

Клод Гельвеций (1715 – 1771)

- основу морали составляют себялюбие, жажда удовольствий и правильно понятый личный интерес;

- противоречия между личным и общественным порождаются «несовершенством законов»

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778)

- человек изначально нравственен и по природе добр. Его портит рассудочная цивилизация;

- моральные нормы складываются на базе «общественного договора»;

- добродетель определяется государственным устройством;

- необходимость поддержания гражданской дисциплины допускает применение суровых мер принуждения

Иммануил Кант (1724 – 1804)

- центральная категория этики – нравственный долг;

- главное условие морального выбора – свобода и независимость субъекта;

- моральные ценности не могут быть навязаны извне;

Категорический императив И. Канта:

- «Поступай согласно совести, даже если это противоречит «научным истинам» или требованиям общественности»;

- «Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства»;

- «Относись всегда к другому человеку как к цели, но не как к средству»

Георг Гегель (1770 – 1831)

- придал воззрениям на мораль и нравственность исторический характер;

- этика есть мораль обязанностей перед семьей, обществом и государством;

- «Все действительное разумно, все разумное действительно»;

- «Будь лицом и уважай чужие лица»



Дата добавления: 2022-07-20; просмотров: 73;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.