Эколого-экономические риски нефтедобывающих предприятий
Экологические риски принято оценивать как вероятность наступления неблагоприятного с точки зрения воздействия на ОПС события (количественная мера опасности). В таком случае величина экологического риска будет выражена в долях единицы или в процентах вероятности. Для экономической оценки экологических рисков (определения эколого-экономического риска) используются показатели ущерба ОПС. При этом значение риска будет определяться произведением показателя вероятности неблагоприятного события и экономического ущерба от его наступления, а оценка риска выражается в денежных единицах. Понятие ущерба связывается с ухудшением состояния или даже гибелью объекта (элемента ОС), которые характеризуются определенным размером потерь. В связи с этим в РФ принято все предприятия делить на три группы опасности для ОС:
- функционирующие с риском, полностью приемлемым для ОС (малоопасные предприятия);
- функционирующие с риском, приемлемым частично для ОС (опасные предприятия);
- функционирующие с риском, полностью неприемлемым для ОС (особо опасные предприятия).
Эколого-экономические риски определяются как риски экономических потерь, ущербов, которые могут возникать вследствие ухудшения состояния (качества) ОС (экологических нарушений). Состояние (качество) компонентов ОС в первом приближении может быть определено с помощью критериев оценки экологической обстановки для выявления зон ЧС и экологического бедствия (гл. 3).
Концепции управления рисками уже довольно давно применяются на зарубежных нефтегазодобывающих предприятиях и получают все большую популярность в России. В первую очередь это обусловлено тем, что экономические оценки экологических рисков являются необходимым компонентом страхования (и не только экологического). В некоторых случаях предприятие само выражает заинтересованность в оценке возможных финансовых последствий различных событий, неблагоприятных для ОПС.
Значительный вклад в развитие экологического страхования и управление экологическими рисками вносит государственная и отраслевая политика в области безопасности деятельности опасных производственных объектов. Так, в России за последние несколько лет были приняты многочисленные документы, регламентирующие перечень объектов, подвергаемых обязательному страхованию, порядок проведения оценок рисков и страхования опасных объектов. Согласно этому перечню объекты НГК являются опасными и подлежат обязательному страхованию, в том числе экологическому, а оценка риска становится обязательным компонентом экологических оценок, в том числе эколого-экономических. Таким образом, экологические риски являются важнейшим объектом экономических исследований.
При таком подходе система управления риском в недропользовании включает блок оценки уровня риска эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО) и их страховых рисков [25]. Объекты, которые должны стать приоритетными для страхования, выявляются по результатам предстрахового аудита, в ходе которого анализируется состояние крупных производственных единиц (предприятие в целом и составляющие его линейные и площадные объекты). В качестве методической основы такого аудита рассматриваются стандарты серии ИСО 10011 и ИСО 14000. Особенностью предстрахового аудита является повышенное внимание к исследованию страховых рисков, которые рассматриваются как "предполагаемое опасное событие, на случай наступления которого проводится страхование" [84].
К числу рисков, от которых должны быть застрахованы ОПО, согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" относятся аварии - "разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на ОПО, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ". При таком подходе не все аварии (или иные события) могут быть покрыты страхованием (например, аварии, обусловленные коррозией).
При проведении предстрахового аудита предприятий нефтегазодобычи решаются и более частные задачи, в том числе оценка частоты, масштабов и последствий аварийных ситуаций, определение важнейших при страховании показателей - расчетного "нормального" и "катастрофического" максимально возможных ущербов (МВУ) и других параметров.
Для случаев страхования методология оценки ущерба и риска реализуется в виде следующих основных этапов исследований (рис. 8.7).
На практике данная схема детализируется [29] выполнением следующих формальных процедур, которые выражаются в конкретных результатах расчетов, позволяющих объективизировать принятые подходы (рис. 8.8).
Рис. 8.7. Этапы оценки риска ОПО при экологическом страховании
Рис. 8.8. Порядок определения величины экологических рисков
В общем виде степень риска для источника загрязнения [29] определяется по формуле
Я = |> -D, ■Ei Р., КГС;, (8.79)
где R - стоимостная оценка риска, млн руб./год; i - источник ЗВ; Q - объем выброса, т/год; D - характеристика распространения загрязнений; Е - модель экспозиции загрязнений на людей и экологические объекты (кратность ПДК во временных координатах); Р - демографический фактор; К ~ вероятность события или вероятность поражения объекта; С - стоимостный эквивалент события: стоимость загрязнения питьевой воды (м3), почвы (га), человека (стоимость лечения или жизни и т.д.).
В качестве коэффициентов вероятности события рекомендовано [29] использовать следующие величины:
- вероятность аварии при бурении эксплуатационной скважины с выбросом пластового флюида, равная 9 • 10~4 скв./ год (выборка статистических данных);
- вероятность поражения человека при воздействии токсиканта при С/ПДК = 1, равная 10~5 чел./ год (результаты экспертных оценок: Wilgon R. Analysis the Daily Risk Life// Technology Review. February, 1979. P. 45).
Величина Qi-Dj-Ei определяется с помощью применяемых в практике подразделений Минприроды физико-математических моделей распространения веществ в приземном слое воздуха (ЭФИР и др). Поле концентраций токсиканта С/ПДК > 1 разбивается на зоны с различными кратными значениями ПДК и определяется число людей, находящихся в каждой зоне (Р;).
Дата добавления: 2016-06-18; просмотров: 3432;