Организационно-экономические проблемы
В соответствии с новыми требованиями экологической безопасности и современными тенденциями в области экологического менеджмента для многих нефтедобывающих предприятий, особенно мелких, входящих в более крупные вертикально интегрированные компании, необходима сбалансированная экологическая политика. Чаще всего она отсутствует, что тормозит продвижение принципов экологического управления и снижает эффективность управления персоналом.
Следует отметить, что до настоящего времени требования основного документа СП 11-101-95 "Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснования инвестиций в строительство предприятий, зданий, сооружений" [71] учитываются очень слабо или вообще игнорируются многими предприятиями добывающей отрасли.
К организационным проблемам нефтедобывающих предприятий следует также отнести отсутствие оценок экологической эффективности их деятельности в системе управления ОС в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14031 -2001. Можно отметить только первые шаги в области оценок жизненного цикла продукции, предприятий или проектов согласно ГОСТам Р ИСО 14040-99 и 14041-2000, а также 14042 и 14043. Такие оценки представляют высокоэффективный аппарат исследования не только "входных" и "выходных" потоков веществ и энергии добывающих предприятий, но и рисков по фазам жизненного цикла проекта.
Проектирование и разработка месторождений имеют стадийный характер, а результирующими техническими документами являются:
- проекты пробной эксплуатации;
- технологические схемы опытно-промышленной разработки;
- технологические схемы разработки;
- проекты разработки;
- уточненные проекты разработки;
- анализы разработки.
Во всех перечисленных документах ООС и состояние природных экосистем рассматриваются в разной степени. Техническим заданием (ТЗ) на составление технологической схемы разработки месторождения предписывается получение следующих природоохранных сведений:
- при организации технологии добычи - наличие водоохранных зон, зон приоритетного природопользования местным населением, участков кедровников, высокобонитетных пахотных земель и т.д.;
- при необходимости - особые требования по охране недр и ОС, другие возможные ограничения [29].
Если по другим технологическим мероприятиям (например, объемам бурения, технологическим условиям сепарации нефти и др.) позиции в ТЗ сформулированы достаточно четко, то по природоохранным мероприятиям - весьма расплывчато. Например, отсутствует информация о том, каким образом будут проведены природоохранные мероприятия при вовлечении в землепользование зон приоритетного природопользования; какой экономический и экологический ущерб будет нанесен ОС и местному населению; какова экологическая и промышленная безопасность мероприятий, включенных в ТЗ; что такое особые требования по ООС и недр; при каких условиях эксплуатации природных и других видов ресурсов они возникают и почему они особые. Неясно, какие другие возможные ограничения возникают при составлении технологической схемы разработки месторождения. При такой постановке вопроса под ограничения можно подвести практически любой вид природопользования в процессе добычи и подготовки нефти, а также другие виды деятельности.
Отсутствие четко прописанных требований по экологическому сопровождению проектной документации на вышеперечисленных стадиях в предпроектных документах приводит к тому, что многие экологические проблемы регионов освоения, охраны недр и экологической безопасности будущего предприятия остаются упущенными и автоматически переходят в проектную стадию обустройства месторождения. Таким образом, возникают осложняющие факторы, которые сказываются на последующих стадиях жизненного цикла продукции и деятельности нефтедобывающего предприятия.
Такое положение дел обусловлено в большей степени тем, что затраты на экологические исследования и мероприятия относятся к производственным, к тому же они весьма дорогостоящие и длительные и могут значительно снизить экономическую эффективность производства товарной нефти или газа. Пора осознать, что это такие же необходимые элементы затрат, как и затраты на производство электроэнергии, водоснабжение, потребление других видов ресурсов.
Еще одна организационная проблема связана с низким уровнем экологических проработок задач, возникающих на всех стадиях эксплуатации месторождений. Специально проведенные исследования в различных нефтегазодобывающих регионах по нескольким позициям за период 1964-1998 гг. позволили сделать следующие актуальные выводы:
- все проекты и ТЭО не отвечают частично или полностью требованиям официальных документов по оценкам воздействия на ОС (ОВОС);
- в подавляющем большинстве проектов отсутствуют важные показатели экологического состояния компонентов ПС, определенные Правилами по проведению экологической экспертизы и другими официальными документами;
- разделы ОВОС или "Охрана окружающей среды" заполнены общими сведениями описательного характера, предложениями о проведении природоохранных мероприятий, заимствованными из нормативных документов;
- в материалах в большинстве случаев отсутствуют расчетные данные и прогнозные сценарии воздействия, кондиционный картографический материал, позволяющий эффективно использовать его в практической деятельности.
Можно добавить к этому отсутствие конкретных мероприятий, программ и схем организации экологического мониторинга, а также расчетов размеров экономических ущербов и платежей за загрязнение ОС, планов компенсационных мероприятий, обоснования экологических затрат в экономической оценке вариантов разработки, отсутствие предложений по альтернативным вариантам разработки и эксплуатации месторождений по экологическим соображениям.
Реальный путь преодоления обозначенных выше недостатков видится в проведении повторных ревизий природоохранных документов при аудиторских проверках на месторождениях, а также в ужесточении экологических требований при проведении экспертиз Государственной комиссией по запасам и Комиссией по разработке.
Охрана ОС и природопользование нефтедобывающих предприятий в современных условиях немыслимы без экономических проработок, начиная от инвестиционного замысла и заканчивая ликвидацией инфраструктуры месторождения. От качества эколого-экономических оценок стоимости ПР, ущербов, наносимых в результате деятельности предприятия, а также компенсационных мероприятий зависит весь жизненный цикл объекта и себестоимость товарной продукции. Если на стадии ТЭО разработки месторождения экономика предприятия просчитывается в вариантных модификациях на годы или даже на десятки лет, то в разделах "Охрана окружающей среды и недр" инвестиционных и строительных проектов не проработан даже список простейших эколого-экономических показателей, не говоря уже о показателях социальных последствий работы производственных объектов.
В проектах отсутствуют сведения об экономических ущербах, платежах за аренду земельных участков, предполагаемых платежах за выбросы вредных веществ в ОС, за образование и размещение отходов, о стоимости рекультивационных работ, об организационных затратах на создание и поддержание системы мониторинга и других экологических расходах. Руководство большинства нефтедобывающих предприятий не понимает, что эколого-экономический анализ деятельности по добыче углеводородов (УВ) является важнейшим инструментом средозащитного менеджмента при:
- проектировании и строительстве новых производств;
- функционировании предприятия как субъекта природопользования, управлении действующим объектом;
- оценке эффективности природоохранных мероприятий;
- экономическом стимулировании поддержания качества ОС;
- возмещении ущерба в случае его возникновения;
- проведении экологического аудита, экологическом страховании, получении лицензии на природопользование и др.
Учет эколого-экономических составляющих проектов разработки месторождений позволяет оптимизировать инвестирование средств в технологии, транспортировку сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, организацию системы транспорта и сбыта готовой продукции; рассматривать сценарии возникновения и ограничения аварий; формирование нормативов и лимитов образования отходов, анализировать другие стороны деятельности предприятий.
Назрела острая необходимость в разработке отраслевых методических рекомендаций по эколого-экономической оценке проектов разработки месторождений УВ, а также деятельности предприятий, включая стадию их ликвидации.
Необходимость оценок экологических рисков обусловлена процедурой выбора оптимальных технических решений на стадиях ТЭО при инвестировании. Сегодня практически во всех крупных зарубежных нефтяных компаниях существует система управления проектными рисками. Российские нефтяные компании только приступают к подобным проработкам, хотя в ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "Руководстве по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации" и др. необходимость определения экологически приемлемых уровней рисков и расчетов компенсации по возмещению вреда ОС сформулирована вполне определенно.
Понятие "экологический риск" трактуется как математическое ожидание ущерба, наносимого ОС, определяемого из множества неблагоприятных событий (величина среднего риска). Показатель среднего риска (R) рассчитывается как:
где Рi - вероятность получения ущерба размера Xi в результате наступления какого-либо неблагоприятного события (группы событий); Хi - величина ущерба, выраженная в соответствующих показателях (в экономике природопользования, как правило, в стоимостном выражении); n - число возможных вариантов ущерба, который может возникнуть при наступлении неблагоприятного события, включая нулевой ущерб.
Проблема идентификации рисков возникает еще на предпроектной стадии и даже на стадии инвестиционного замысла. Поэтому при проектировании разработки месторождений УВ должны быть выявлены следующие группы рисков: геологические, инжиниринговые, строительные, эксплуатационные, финансовые, маркетинговые и экологические. Последние могут возникнуть на любой стадии реализации проекта в результате событий различного характера - природного, техногенного или смешанного. Вероятность экологических рисков максимальна на всех стадиях жизненного цикла нефтедобывающего предприятия - от инвестиционной до ликвидационной.
Однако руководство многих компаний до настоящего времени игнорирует необходимость и целесообразность учета перечисленных видов рисков при организации производств по добыче УВ.
Нормирование воздействия предприятий нефтегазового комплекса (НГК) является одной из самых действенных мер снижения вреда, наносимого ОС, и заключается в установлении лимитов на выбросы в атмосферу (ПДВ), в водные объекты (ПДС), нормативов образования и размещения отходов, ПДУ и физических полей, предельно допустимых техногенных нагрузок (ПДТН) и др. Однако при установлении лимитов воздействия на ОС нефтедобывающими предприятиями практикуются следующие принципы:
- нормативы воздействия устанавливаются и утверждаются на 5 лет на стадиях согласования проектной документации, при этом слабо учитываются реальные условия функционирования объекта (неравномерность освоения месторождения, ввода мощностей и др.);
- нормативы воздействия часто автоматически продлеваются на новый срок без снижения объемов выбросов и сбросов, а также концентраций токсических веществ в отходах производств;
- отсутствуют нормативные разработки выполнения проектов образования отходов и лимитов на их размещение, хотя, по данным о природоохранных платежах, 80-90 % общей суммы платы составляет именно эта категория -отходы при бурении;
- нормирование воздействия предприятий НГК на ОС слабо учитывает местные условия, состояние ПР и адаптацию компонентов экосистем к подобного рода воздействию;
- дается недостаточное экологическое обоснование границ горных отводов, а также отводов земельных участков под строительство скважин и других объектов;
- зачастую фактическое оформление земельных отводов и получение экологических заключений происходит уже по окончании работ по строительству скважин, что приводит к наложению штрафных санкций природоохранными органами и сверхлимитным платежам;
- отсутствие единых отраслевых классификаторов отходов и единых подходов к контролю за их образованием и размещением выдвигает проблему нормирования отходов в число первоочередных.
Следуя Закону "Об охране окружающей среды", любое предприятие, производящее выбросы в ОС или нарушающее компоненты экосистем, обязано проводить мониторинговые наблюдения, цель которых - получение интегральных показателей состояния ПС. Большинство добывающих предприятий не имеет собственных служб мониторинга, а наблюдения проводятся эпизодически и бессистемно различными организациями, часто неаттестованными методами и приборами. Получаемые при этом данные не отвечают цели мониторинга - возможности сопоставления результатов оценки состояния компонентов ОС - и не позволяют осуществлять прогноз изменения этого состояния.
Функция прогноза в экологическом мониторинге является одной из основных и требует достаточно надежной фактологической основы. К сожалению, об этом моменте работникам нефтедобывающих предприятий неизвестно, а наблюдения проводятся ради наблюдений, без должной интерпретации, на ограниченном количестве объектов с замером слаборепрезентативных показателей.
Несколько лучше обстоит дело с геоэкологической (абиогенной) частью мониторинга. Однако и она в большинстве случаев оторвана от производственной деятельности и выполняется не в полном объеме, не так, как этого требует инструкции.
Многие нефтедобывающие предприятия имеют постоянно действующие геолого-технологические модели разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, которые регулярно пополняются геолого-геофизической и промысловой информацией, позволяющей эффективно проводить отработку залежей с учетом свойств (чаще фильтрационно-емкостных) пластов.
Блок данных по геоэкологическому мониторингу в этих моделях отсутствует (по крайней мере, в инструкциях его нет), хотя информационная база в составе этих моделей позволяет использовать многие геологические и промысловые данные для прогноза нежелательных явлений - активизации зон высоких пластовых давлений, возможных заколонных перетоков, засолений пресных вод, геодинамически активных участков и др.
В последнее время на некоторых месторождениях создаются геоинформационные системы (ГИС), которые рассматриваются как комплекс программного и аппаратного обеспечения, позволяющий поддерживать связь между математическим описанием территории с присущими ей природными особенностями и слоями техногенной нагрузки [4]. Кроме технологических аспектов добычи, сбора, подготовки, транспортировки и переработки добываемой нефти функции ГИС состоят в экологическом мониторинге. По-видимому, расширить эти функции можно за счет постоянно действующих моделей эксплуатации месторождений с созданием автоматизированной информационной системы. По сути аппарат этой системы нацелен на рациональное управление природными, производственными и людскими ресурсами на основе интеграции информационных потоков с целью принятия управленческих решений в различных ситуациях, в том числе и чрезвычайных.
Дата добавления: 2016-06-18; просмотров: 2540;