Растительность Тарханкутского полуострова
Тарханкутский полуостров характеризуется, кроме сухости климата, относительно сильно расчлененным рельефом, образованным увалами, местами изрезанными многочисленными балками. Здесь очень заметны выходы известняков, которые располагаются близко от поверхности.
Почвы большей частью маломощные, щебнистые и каменистые. Поэтому значительная часть полуострова сохранилась в целинном состоянии; ее используют как естественное пастбище. Многолетний усиленный выпас наложил глубокий отпечаток на растительность.
Разнообразие природных условий полуострова определило и разнообразие его растительного покрова. Наиболее широко здесь распространены различные типы степей.
Выровненные площади увалов со слабощебнистыми и нещебнистыми карбонатными черноземами (темноцветными и красно-бурыми), наиболее благоприятные для развития растительности, были заняты ковыльными степями с господством ковыля Лессинга (сейчас они в большей своей части распаханы и сохранились лишь в виде небольших клочков). Подчиненную роль играют другие злаки: плотнодерновинные (тырса, типчак, виды тонконога), рыхлодерновинные (житняки: гребенчатый — Agropyron pectiniforme и черепитчатый, с мохнатыми колосками, — A. imbricatum) и корневищные виды костра.
Очень обильны и разнообразны представители разнотравья, чаще других встречаются желтоцветная скабиоза украинская (Scabiosa ucrainica), юринея узколистная (Jurinea stoechadifolia) с ее сиреневыми соцветиями-корзинками.
Реже встречаются шалфей поникший, подмаренник (Galium verum) с густо собранными, многочисленными мелкими желтыми цветками, издающими приятный медовый запах, голубой лен австрийский, крупные кустистые особи зопника колючего (Phlomis pungens) с его большими сиреневыми цветками, образующие после созревания плодов «перекати-поле», разные виды гвоздики, молочая, полынь Лерхе (Artemisia lercheana) и многие другие. Весной многочисленны эфемеры. Местами юринея узколистная наравне с ковылем становится господствующим растением.
Под влиянием выпаса соотношение основных видов растений в сообществе меняется. Господство с ковылем Лессинга разделяют другие злаки из числа перечисленных выше. Затем этот ковыль уходит на второй план и в конце концов вытесняется совсем. Уменьшается количество и изменяется состав представителей разнотравья. В итоге ковыльные сообщества сменяются сначала ковыльно-злаковыми, а потом — житняково-ковыльными и житняковыми.
На слабопокатых вершинах увалов, на маломощных (нередко всего 15—20 см) нещебнистых почвах, лежащих на известняковом плитняке, местами можно видеть участки своеобразной растительной группировки с преобладанием ковыля Лессинга и многолетнего полукустарничкового вьюнка (Convolvulus holosericeus) с листьями серебристыми от густого опушения и крупными кремовыми цветками.
Увеличение щебнистости и карбонатности почв вместе с уменьшением мощности почвенного слоя создает благоприятные условия для развития пустынной полукустарниковой полыни Лерхе, количество которой увеличивается, и в результате формируются белополынно-злаковые сообщества. В них, кроме полыни, распространены житняки, мятлики, тонконог укороченный (Koeleria brevis), костер каппадокийский и более бедное, более ксерофильное разнотравье. Иногда встречаются сообщества, где господствует та же полынь вместе с ковылем Лессинга.
С дальнейшим усилением щебнистости почвы и сокращением толщины почвенного слоя в злаковых группировках, наряду с преобладающими злаками (житняком, видами тонконога, типчаком, относительно редким ковылем), усиливается роль петрофильных полукустарничков, из которых особенно характерна полынь кавказская (Artemisia caucasica), дубровник белый, дрок беловатый (Genista albida), виды тимьяна и др.
На сильно каменистых участках полуострова развиваются типичные полупустынные петрофитные сообщества. Они очень разнообразны, в зависимости от степени рыхлости известняков (а отсюда — от их водопроницаемости), от количества и состава мелкозема, от степени эродированности и других причин. Так, на узких водоразделах, сложенных более рыхлыми, большей частью красноцветными известняками, распространены группировки с господством тимьянов и с участием в них дубровника, житняка, полыни кавказской и т. д.
На относительно ровных вершинах увалов, покрытых такими же известняками, встречаются тимьяновые, тимьяново-полынно-ковыльные и полынно-ковыльные растительные сообщества с господством ковыля Лессинга, полыни Лерхе и тимьянов. Последние преобладают на выпуклых участках с малоразвитыми, обычно красноцветными карбонатными черноземами.
На каменистых пологих склонах с большим количеством крупной известняковой щебенки можно видеть группировки из полыни кавказской и копеечника белоснежного (Hedysarum candidum), многолетнего растения из семейства бобовых с соцветиями розовых цветов, который обязан своим видовым названием густому белому опушению листьев.
На грубощебнисто-каменистых и крупнокаменистых участках с некоторым количеством мелкозема и с выходами известняков, образующими голые места, встречаются отдельные пятна сообщества из полыни кавказской; между ними единично лежат дерновины злаков (тонконога укороченного, типчака, житняка) и некоторые представители петрофильного разнотравья.
Еще богаче и разнообразнее растительность балок и их склонов, что объясняется более благоприятными условиями увлажнения, более плодородными почвами и большим разнообразием экологических условий.
Для склонов балок очень характерен сложный комплекс кустарниковых и степных травянистых растительных группировок. Кустарниковые сообщества располагаются на дне балок и в нижней части их склонов. По склонам, обращенным к северу, эти заросли поднимаются выше и лучше развиты. На южных же склонах, сильнее иссушаемых солнцем, заросли кустарников развиты слабее и нередко вообще почти отсутствуют.
Чаще всего в них преобладают боярышники и шановники; меньшую роль играют терн, крушина слабительная, ежевика; изредка встречаются бузина черная и барбарис. По опушкам зарослей можно видеть бирючину и жасмин (Jasminium frulicans), типичный средиземноморский небольшой кустарник с желтыми цветками и черными ягодовидными плодами.
Реже встречаются заросли ежевики и терна. Среди кустарниковых зарослей попадаются иногда отдельные небольшие деревца береста, диких яблони и груши. Травяной покров здесь состоит из различных мезофильных видов многолетних и однолетних растений.
Степные группировки по склонам балок разнообразятся в зависимости от крутизны склона, степени его каменистости и отчасти — направления (с чем связаны и условия увлажения). На суглинистых некаменистых или слабокаменистых карбонатных черноземах нижней и средней части склонов обычно располагаются богаторазнотравные злаковые сообщества с преобладанием обычных дерновинных и корневищных степных злаков и ксерофитного разнотравья.
Однако заметны и более мезофильные лугово-степные виды (мятлик узколистный— Роа angustifolia, лабазник шестилепестный, или таволжанка, — Filipendula hexapetala, шалфей дубравный— Salvia neinorosa, зопник клубненосный — Phiomis tuberosa и многие другие). Травостой густой, довольно богатый и пестрый.
На маломощных щебнистых черноземах, главным образом северных склонов, встречаются участки асфоделиново-ковыльных и асфоделиново-житняковых степей, где господствуют ковыль Лессинга или житняк и асфоделина крымская (Asphodeline taurica) — эффектное растение из семейства лилейных с выходящими из середины густого пучка узких прикорневых листьев высокими стрелками-стеблями, несущими густо сидящие, довольно крупные белые цветы.
Асфоделина цветет ранней весной и придает степи красивый и своеобразный вид. Здесь обитает также множество злаков (типчак, виды мятлика, тонконога, костра) и разнообразных представителей разнотравья (главным образом более или менее ксерофильного и петрофильного).
На каменистых склонах распространены растительные сообщества с господством петрофильных полукустарничков— тимьяна, полыни кавказской, дубровника белого. Тут же можно видеть отдельные кусты шиповника, боярышника, терна, скумпии, изредка — дерезы, или желтой акации (Caragana frutex), своими корнями укрепляющихся в трещинах известняков.
Местами наряду с многолетними корневищными и дерновинными злаками в травостое большую роль играет солнцецвет иволистный (Helianthemum salicifolium), небольшой однолетник с относительно крупными нежными желтыми цветками.
Наконец, в устьях балок, где условия увлажнения наиболее благоприятны, располагаются местами участки типичной луговой растительности с преобладанием овсяницы луговой (Festuca pratensis), образующей вместе с сопровождающими ее другими растениями густой и высокий (до 1,3 м) травостой.
На наиболее влажных участках устьев встречаются и лугово-болотные сообщества с такими растениями, как тростник и другие, а в центральной части влажных устьев — солончаковые луга, где ведущую роль играет злак бескильница и ситник Жерара, известные нам из описаний Присивашья, а также сообщества с преобладанием полыни солончаковой и заросли сведы, солероса в сопровождении других галофитов.
Интереснейшее место Тарханкутского полуострова и, пожалуй, всего степного Крыма — это небольшой участок (длина—около 5 км, ширина—около 0,5 км), расположенный к северу от с. Оленевки, между Прибойновской и Рыбацкой бухтами,—Джангульское оползневое побережье.
Здесь резко проявляются оползневые явления: от высокого (до 60 м) берега отрываются и скатываются вниз глыбы известняков, часто вместе с покрывающим их почвенным слоем и растительным покровом. Береговая линия причудливо изломана выступами известняковых массивов и оползней. Берег здесь быстро отступает— в среднем па 0,1—0,2 м в год.
Рис. Асфоделина таврическая в степи крымского предгорья
Растительность Джангульского побережья и прорезающих его глубоких балок очень оригинальна, чему способствуют приморское положение, высокая влажность воздуха, защищенность от холодных ветров, выходы пресных подземных вод и т. д. Водораздельные пространства между балками и оползневые блоки (крупные глыбы) с сохранившимся на них почвенным покровом заняты полынно-злаковыми (типчак, житняк) и асфоделиново-злаковыми степными сообществами.
На крутых каменистых склонах и осыпях господствуют дубровник, юринея, тимьяны и другие петрофильные растения. В понижениях побережья, на нижних частях склонов и на дне балок располагаются кустарниковые заросли, обычно образующие сомкнутый покров. В них господствуют боярышник и шиповник. Тут же встречаются крушина слабительная, терн, бузина черная, бересклет бородавчатый, барбарис, ежевика, скумпия и отдельные деревца береста, диких яблони. и груши.
Эти кустарники и деревья сопровождаются соответствующими лесными и лесостепными травами, видами дикой спаржи (Asparagus), фиалкой удивительной (Viola mirabilis), аронником (Arum elongatum), василистником малым (Thalictrum minus), злаками — ежой сборной (Daclylis glomerala), пыреем ползучим и многими другими. Наконец, встречаются и типичные средиземноморские растения — кустарник жасмин и лиана (лазающее и вьющееся растение) плющ.
«Коридоры» между оползневыми глыбами местами густо заросли скумпией, бузиной, крушиной, ежевикой и другими кустарниками из числа перечисленных ранее. Кое-где обрывы заросли плющом, прикрепляющимся к камням своими многочисленными корешкам и-присосками, отходящими от стеблей. Растительность Джангульского побережья имеет в общем лесостепной характер.
Тарханкутский полуостров к востоку переходит в возвышенность, которую можно назвать Сарыбашско-Евпаторийской. Она отличается меньшей высотой, меньшим расчленением рельефа с мягкими, сглаженными очертаниями и более мощными, обычно щебнистыми почвами, подстилаемыми главным образом глинами и суглинками различной мощности.
Известняки залегают здесь несколько глубже, а потому выходы их распространены меньше. Плоские водораздельные пространства этого района в настоящее время распаханы, и первобытная растительность сохранилась главным образом по склонам, да и то очень измененная интенсивным многовековым выпасом.
Когда-то эти пространства были покрыты дерновинно-злаковыми бедноразнотравными степями, где господствовали дерновинные злаки —перистые ковыли (Лессинга и украинский), тырса. типчак, житняк и, как следствие щебнистости почвы, полынь Лерхе, придававшая им полупустынный характер. На сохранившихся участках таких степей перистых ковылей очень мало и из дерновинных злаков преобладает житняк гребенчатый. Там, где растительность сохранилась лучше, известную роль играет и тырса.
Эти злаки сопровождаются обычным ксерофитным и петрофитным разнотравьем — зопником колючим, дубровником белым, видами гвоздики и т. д.
На каменистых и сильнощебннстых почвах с выходами известняков (более широко распространены в восточной части Сарыбашской возвышенности, почему там и сохранилось больше нераспаханных участков) мы встречаем степные сообщества, где основной фон образуют морская полынь, житняк, тырса, нередко с большим участием многолетних корневищных и однолетних костров, количество которых иногда настолько велико, что можно говорить о кострово-дерновинно-злаковых и кострово-полынных степях.
Иногда на щебнистых почвах преобладают тимьяны, дерновинные степные злаки и ромашник тысячелистный (Tanacelum millefolium), образующий большие серые пятна. Иногда ясно проявляется господство какого-либо одного из перечисленных растений, или же, наконец, они преобладают, но в разных соотношениях. Поэтому можно говорить, например, о полынно-ромаш- никовых полупустынных сообществах, о чабрецовых и т. п.
В верховьях балок, где условия увлажнения более благоприятны, растительность богаче. Появляются некоторые мезофильные растения — зверобой, шалфей дубравный и другие, но все же основная масса представителей разнотравья состоит из типичных ксерофитов. Основной фон нередко образует пырей ползучий.
Мелкоземистые склоны балок заняты ковыльными и ковыльно-злаковыми степями (с участием типчака, видов костра и т. д.) и бедным разнотравьем. На каменистых же склонах распространены сообщества с преобладанием полукустарников: полыни Лерхе, тимьяна и других, находящихся в различных соотношениях со злаками. Таким образом, можно говорить частично о полупустынном характере растительного покрова. В то же время на таких же склонах, но в более благоприятных условиях увлажнения, встречаются и участки разнотравно-злаковых степей.
Что касается представителей разнотравья, распространенных в перечисленных сообществах, то они характеризуются преимущественно обычными ксерофитами, часто — петрофитами. Здесь и зопник колючий, и виды молочая, и дубровник белый, и скабиоза украинская, и виды вьюнка, и другие.
Местами небольшими участками на склонах и по дну балок располагаются солонцеватые и солончаковатые почвы, которые сформировались на слабо выщелоченных гипсоносных и соленосных глинах. Здесь мы встречаемся с сообществами также полупустынного характера с преобладанием полыни крымской и с участием прутняка, камфоросмы и других полукустарничков. Из злаков здесь значительную роль играют житняк, типчак, тонконог укороченный и др.
Флора района Сарыбашско-Евпаторийской возвышенности отличается от флоры собственно Тарханкутского полуострова отсутствием здесь асфоделины, солнцецвета иволистного, жасмина, плюща и т. д. Редки здесь заросли кустарников: терн встречается единичными группами и очень редок, степной миндаль отмечен также единичными особями и группами лишь в верховьях балок. Другие виды кустарников, по-видимому, вообще отсутствуют.
Дата добавления: 2024-03-15; просмотров: 165;