Логическое ударение.
Специфика логического ударения — в особой семантике и в мере выделения акцентируемого слова. Следовательно, средствами выражения логического ударения являются: усиление словесного ударения, повышение или понижение тона на ударном слоге выделенного слова, увеличение длительности, которое достигается усилением напряженности артикуляции ударного слога.
Логическое ударение | Словесное ударение (или просто ударение) |
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе. Например, в стихотворении А. Ахматовой «Мужество» (1942 г.) строки Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне... произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы. | это выделение слога в слове. Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо. Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные. Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле. |
Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.
1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.
- Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на предпоследний слог, в чешском языке – на первый слог.
- В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.
Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.
2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.
Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты.
3. Именно ударение может:
- отличать одно слово от другого;
Ср.: а́тлас – атла́с.
- быть показателем грамматической формы слова.
Ср.: ру́ки – руки́.
4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.
Высо´коодарённый, ве´чнозелёный.
5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.
Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка.
6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.
Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное.
7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.
Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.
Обычно варианты различаются сферой употребления.
- Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся).
- Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).
Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.
- При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.
А-крó-поль, ал-ко-гóль, ал-фа-ви́т, а-нá-лог, а-по-стрóф, а-си-мме-три́-я, би-бли-о-тé-ка, боль-ши́-е срé-дства, бу-ла-вá, вéр-ба, вдо-вствó, ве-ро-и-спо-вé-да-ни-е, вью́-га, гý-се-ни-ца, га-зо-про-вóд, ге-ктáр, гум-нó, дó-гмат, дó-ллар, до-бы́-ча у-гля́, до-го-вóр, до-ку-мéнт, до-сýг, до-цéнт, дре-мó-та, е-ре-ти́к, жа-лю-зи́, за-ви́-дно, зем-ля́-нин, и-нá-че, ин-сýльт, ин-стру-мéнт, ка-та-лóг, ка-у-чýк, квар-тáл, ко-клю́ш, ко-ры́сть, кра-пи́-ва, кра-сá-вец, кре-мéнь, ма-га-зи́н, мастер-ски́, ме-та-ллур-ги́я, мо-ло-дёжь, на-мé-ре-ни-е, нар-ко-мá-ни-я, не-кро-лóг, о-бе-спé-че-ни-е, о-бщó, о-стро-гá, о-тзы́в де-пу-тá-та, пó-хо-ро-ны, вер-нý-ться с по-хо-рóн, го-тó-ви-ться к по-хо-ро-нáм, пýр-пур, па-ра-ли́ч, пар-тéр, псе-вдо-ни́м, рé-фе-ри, ра-кý-шка, свё-кла, бé-дны-е си-рó-ты, сла-би-нá, сла-вя-ни́н, сле-пéнь, снá-до-бье, со-зы́в съé-зда, де-пу-тá-ты пéр-во-го со-зы́-ва, со-плó, со-сре-до-тó-че-ни-е, стá-ту-я, сто-ля́р, тý-фля, та-мó-жня, тан-цó-вщик, тан-цó-вщи-ца, фа-кси́-ми-ле, флю-о-ро-грá-фи-я, хо-дá-тай-ство, цéн-тнер, це-мéнт, цы-гáн, чи́-стиль-щик, шéр-шень, ше-стер-ня́, шо-фёр, щé-бень, ща-вéль, ще-голь-ствó, э-кспéрт, э-пи-лé-пси-я.
Речевое дыхание.Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению А. Р Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике. Дыхание бывает трех типов: ключичное, грудное, грудобрюшное (диафрагмальное нижнереберное). Под речевым дыханием понимают способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит — семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.
Речевое дыхание- это основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменить силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Правильное использование дыхания в речи заключается, во-первых, в экономном и равномерном расходовании воздуха, во-вторых, в своевременном и незаметном наполнении запаса его (на паузах).
В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания.
Полетность голосаЭто способность голоса быть слышимым на больших расстояниях при минимальных затратах сил говорящего или поющего.
ДикцияОснова четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного аппарата: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.
Просодические элементы речи: мелодика, сила произнесения слов и слогов, соотношение отрезков речи и пауз, общая тембровая окраска не зависят от качества звуков речи. Кратчайшая просодическая единица языка — слог или мора (лат. тога — «промежуток времени, пауза»).
В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма — отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением. Она выступает как ритмический элемент устной речи. Синтагма связана со смыслом, а значит с синтаксисом и интонацией.
По данным Винарской, голосовые реакции детей раннего возраста в довербальный период развития имеют богатую эмоциональную семантику. Крики, гуление, лепет, формирующиеся на их основе псведослова (ложный, мнимый) и псевдосинтагмы, еще не обладают языковым значением, но носят функцию коммуникаций.
Дата добавления: 2020-02-05; просмотров: 1004;