А) Мелодика (высота голоса).


Мелодика является основным компонентом интона­ции и обеспечивает повышение и понижение тона го­лоса. Фонетическая мелодика в сочетании с ударением и паузами оформляет смысловые отношения между час­тями фразы. Русской речи свойственно четыре вида ме­лодики по направлению движения тона: нисходящая мелодика, восходящая мелодика, восходяще-нисходя­щая мелодика, ровная мелодика.

Для мелодического контура высказывания вообще характерен так называемый восходяще-нисходящий мелодический контур, т. е. с началом высказывания частота начинает повышаться, а достигнув определенного значения — понижается. Однако этот общий контур различается как по месту мелодического перелома, так и по характеру понижения мелодики к концу высказывания. Основные изменения мелодики происходят на ударных гласных, однако и движение тона на безударных участвует в общем мелодическом оформлении.

Мелодика определяет коммуникативный тип пред­ложения. Выделяются три вида мелодики:

1. Повествовательная мелодика речи, которая харак­теризуется понижением голоса на последнем ударном слоге.

2. Вопросительная мелодика речи, которая характе­ризуется повышением тона голоса на том слове, кото­рое служит смысловым центром (ключевым словом) вопроса.

3. Восклицательная мелодика речи, свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.

Изменение мелодики для каждого типа имеет характерные признаки.

Интонационный центр, т. е. та часть высказывания, где происходят наиболее существенные мелодические изменения, характеризуется разным направлением этих изменений: для повествования характерно понижение, для вопроса — резкое повышение, для восклицания — некоторое повышение с дальнейшим понижением, а для незавершенности — повышение, но не такое значительное, как при вопросе.

В русском языке выделяется семь типов интонационных конструкций. Рассмотрим их

В повествовательном предложении при выражении завершенности предцентровая часть произносится в среднем тоне, на гласном центра тон понижается, по-стцентровая часть звучит ниже среднего. (ИК-1) У вопросительных предложений, обращений предцентровая часть также произносится в среднем тоне, а постцентровая – ниже среднего, на гласном центра движение тона ровное или нисходящее, но в отличие от ИК-1 усилено словесное ударение (оно на схеме обозна-чено жирной чертой). (ИК-2) Если приходится повторить вопрос или произносится вопросительное предложение без вопроситель-ного слова и только интонация определяет его характер, тогда используется ИК-3

В чем отличие ИК-3? Только в том, что на гласном центра тон резко повышается. Интонация в данном слу-чае позволяет говорящему подчеркнуть то, что его инте-ресует: или кто взял, или взял ли, или что взял

При выражении сопоставительного вопроса, а также вопроса с оттенком требования интонация (ИК-4) имеет свои особенности: на гласном центра тон понижа-ется, затем повышается (нисходяще-восходящая интона-ция), предцентровая часть произносится средним тоном, а в постцентровой высокий уровень тона держится до кон-ца конструкции

В экспрессивных предложениях, когда дается вы-сокая оценка, выражается восхищение, а также в вопро-сительных предложениях с вопросительным словом используется ИК-5. ИК-5 имеет два центра. В первом идет повышение тона, во втором – понижение. Между центрами тон выше среднего, а в постцентровой – ниже среднего. Когда же мы недоумеваем, когда хотим под-черкнуть высокую степень признака, действия, состоя-ния, тогда на гласном центра тон повышается и его высо-кий уровень сохраняется до конца конструкции. (ИК-6) В русском языке нередко одну и ту же мысль можно выразить по-разному. Например: Никаких обычаев у них нет

Какие у них обычаи! Смысл у приведенных предложений один и тот же, а интонация различна. В первом случае констатируется факт, во втором выражается экспрессивное отрицание. При произнесении первой фразы используется ИК-1. Ин-тонация второго предложения иная: на гласном центра тон резко повышается, гласный заканчивается смычкой голосовых связок (смычка обозначается пересечением линий), и это отличает ИК-7 от ИК-3.

Заударные гласные также вносят свой вклад в общую мелодическую картину: понижение, характерное для ударного гласного в повествовании и восклицании, продолжается и на заударных, при повышающейся мелодике вопроса на заударном слоге происходит понижение, благодаря которому и осуществляется общий восходящее-нисходящий мелодический контур; незавершенная интонация характеризуется тем, что повышение продолжается и на заударных слогах. Мелодические характеристики предударных слогов как бы предваряют мелодику интонационного центра: их частотные характеристики подчеркивают восходящий или нисходящий рисунок мелодического центра. Рассмотренный здесь пример допускает и другое положение интонационного центра — в случае, если ударением во фразе выделено другое слово: Э т о мамонт. Э т о мамонт? и т. д. О таких случаях мы поговорим при рассмотрении проблем интонационного ударения.

Динамическая организация высказывания, т. е. изменения громкости, подчиняется общему правилу: для любого высказывания характерно ослабление громкости от начала его к концу — падающая динамическая кривая. Это ослабление может быть более или менее сильным в зависимости от того, где находится интонационный центр: если он расположен близко к началу высказывания, то падение более резкое, если близко к концу, то падение более плавное.

Степень ослабления интенсивности зависит также и от типа интонации: она максимальна для завершенной повествовательной интонации.

 

Мелодика речи выполняет следующие функции:

· организует фразу, расчленяя её на синтагмы (совокупность нескольких слов, объединенных по принципу семантико-грамматически-фонетической сочетаемости) и ритмические группы и связывая её части;

· различает коммуникативные типы высказывания (вопрос, побуждение, повествование, восклицание и другие);

· выделяет наиболее важный отрезок высказывания (грамматически значимую часть фразы, к которой обычно относится зона последнего ударного слога предложения вместе с предударным и заударным слогами]) или подчёркивает его отдельные элементы (ср. рус. Вы были в театре, Вы были в театре, Вы были в театре);

· выражает эмоции, оттенки модальности, иронию, подтекст и др.

Б) Темп речи

Это важнейший компонент интонации. Темп — ско­рость произнесения речевых элементов. Темп речи мо­жет изменяться. Это зависит от содержания высказыва­ния, эмоционального настроя говорящего.

Подвижность - это способность голоса изменять без напряжения свою громкость, высоту и скорость. Это, в свою очередь, помогает избежать монотонности в речи. Ведь, чем больше контрастов мы используем (тише — громче, выше — ниже, быстрее — медленнее), тем выразительнее становится наша речь.
Чтобы выработать подвижность голоса и поработать над скоростью (темпом) своей речи, предлагается проделать следующие упражнения.

Упражнение 1. Начинайте читать медленно, постепенно ускоряясь (соответственно содержанию).

 

ТРИ КРУГА

Темп речи убыстрять учусь,Сейчас три круга я промчусь.
Вот в первый круг пустился я,Хоть речь и быстрая моя,
Но до предела далеко,Я говорю слова легко
И на пути ни оговорки,В том помогли скороговорки.

Вот в круг вступил теперь второй,Ускорился темп речи мой,
Всё собранней, короче слово,Точна предельно мысль моя,
А интонация готова Всё выразить, что вижу я.

Вот третий круг ещё быстрее,Чтоб финиша достичь скорее!
Слова строчат из пулемёта:«Тра-та-та-та!» Язык намётан,
Весь речевой мой аппарат,Готовый к бою, только рад,
Когда пред ним трудней задача.Тренировался – есть удача!
Кто ж тренингом пренебрегал,Тот в мастерстве своём отстал!

 

Упражнение 2. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: «Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали».

 

Упражнение 3. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:

Божья коровушка,Полети на облышко,
Принеси нам с неба,Чтобы было летом:
В огороде бобы,В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,Во поле пшеница.

 

Упражнение 4.Прочитайте стихотворение в заданном темпе:

 

Еле-еле, еле-еле — — — (медленный темп)
Завертелись карусели. — — — (медленный темп)
А потом, потом, потом — — — (средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! — — — (быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, — — — (очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! — — — (очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите — — — (средний темп)
Карусель остановите. — — — (средний темп)
Раз, два, раз, два — — — (медленный темп)
Вот и кончилась игра. — — — (медленный темп)

 

Упражнение 5. Прочитайте стихотворение. Выбирайте темп речи, соответствующий содержанию текста:

 

Убежало молоко,
Убежало молоко!
Вниз по лестнице скатилось,
Вдоль по улице пустилось,
Через площадь потекло,
Постового обошло,
Под скамейкой проскочило,
Трех старушек подмочило,
Угостило трех котят,
Разогрелось — и назад:
Вдоль по улице летело,
Вверх по лестнице пыхтело
И в кастрюлю заползло,
Отдуваясь тяжело.
Тут хозяйка подоспела:
— Закипело?
— Закипело!

Патологически быстрая речь (тахилалия) требует усиленного внимания, что вызывает утомление. Пато­логически замедленная речь (брадилалия), наоборот, ослабляет внимание, что тоже приводит к утомлению.

Темп речи зависит от возраста говорящего. Темп ре­чи определяется содержанием текста.

Временная организация высказывания подчинена мелодической и усиливает ее. При нормальном развитии восходяще-нисходящего контура, оформляющего повествование, темп речи характеризуется замедлением к концу высказывания, и это замедление вместе с понижающейся мелодикой сигнализирует о завершенности. Отсутствие замедления служит своеобразным сигналом того, что или высказывание незавершено, или же оно требует продолжения от собеседника — когда это вопрос. Поскольку существует общая тенденция произносить более медленно то, что говорящему кажется наиболее важным, наибольшую длительность будет иметь ударный гласный слова, находящегося в интонационном центре, обычно на него падает и особое ударение. Если сравнивать среднюю длительность звуков при разном интонационном оформлении, то видно, что максимальна она при восклицательной интонации, далее следует интонация завершенности, а интонация вопроса и интонация незавершенности характеризуются наименьшей средней длительностью звука, т. е. самым быстрым темпом произнесения.

 

Оптимизация речевого общения тесно связана с выбором оптимального Т. р.. Оптимальный Т. р., взависимости от условий, может быть и медленным, и быстрым, и умеренным. Обычно противопоставляютмедленный и быстрый Т. р. некоторому среднему Т. р. и называют его «нормальным». Правильнее этотпоследний называть умеренным или средним темпом, поскольку понятия «нормальный» и «оптимальный» близки по содержанию. Средний Т. р. русских составляет около 120 слов в минуту. Иными являются нормы«учебной речи»: в V—VI классах учитель, как правило, произносит не более 60, а в XI — не более 75 слов вминуту. Хотя темп речи каждого отдельного индивидуума может меняться в широких пределах – от 60-70 мс при беглой речи до 150-200 мс при медленной.

Скорость речи зависит от индивидуальных качеств говорящего, его темперамента, подготовленности кразвернутому высказыванию, от содержания речи и ситуации общения. Т. артикулирования возрастает припроизнесении языковых единиц, которые являются привычными, как бы «лежащими наготове» в активномсловарном запасе говорящего (различного рода устойчивые словосочетания, привычные речения, междометия и т. д.). Частная беседа, особенно на случайные темы, протекает в более быстром Т., чемпубличное выступление (и в частности урок). Замечено: чем важнее содержание, тем медленнее речь. Т. р., особенно лекции, значительно замедляется, если слушатели ведут запись. Когда речь произносится вбольшом зале, отраженное эхо может накладываться на последующие слова, поэтому в этом случае следуетговорить медленнее.

Замедление Т. р. может осуществляться двумя способами: путем увеличения длительности звуков и путемпроизнесения фразы с паузами между словами. Чувство подавленности, инертность, раздумье – замедляют Т.р. Очень медленный темп характерен также для речи затрудненной, речи тяжело больного, очень старого человека. В замедленном темпе читается судебный приговор, произносится присяга, торжественное обещание. Нежелательна сильно замедленная речь. О ней народ говорит: «У него слово слову костыль подает», «Слово за словом на тараканьих ножках ползет», «Говорит, как воду цедит». Замедленная речь расхолаживает слушателей, ослабляет внимание и тоже утомляет аудиторию.

Убыстрение Т. р. достигается путем сокращениядлительности звуков (т. е. увеличением скорости артикуляции); при быстром Т. р. паузы между словамиделаются короче или вовсе исчезают. При убыстрении Т. р. согласные сохраняются лучше, чем гласные. Этосвязано с тем, что при их произнесении артикуляционные движения носят более компактный характер и, следовательно, могут быть совершены с большей скоростью. Что касается гласных, то убыстрение Т. р. приводит к их количественной и качественной редукции. Другим следствием убыстрения речи может бытьисчезновение ряда звуков этоявление, довольно часто встречающееся в обиходной речи.Следовательно, высокий Т. р. создает трудности для дикции при произнесении как согласных, так и гласных иможет привести к нарушениям орфоэпического характера, к снижению информативной ценностивысказывания. Чтобы этого не произошло, требуются хорошая натренированность артикуляции и умениеследить за своей речью с точки зрения оптимального, наиболее подходящего Т. р. Вообще, чувства восторга, радости, гнева ускоряют темп речи. Встречаются люди, которые при всех обстоятельствах говорят очень быстро. Именно о них сложены пословицы: «За твоим языком не поспеешь босиком», «Строчит, как из пулемета», « Тысячу слов в минуту». Быстрая речь, особенно если это лекция, требует усиленного внимания, что вызывает утомление и желание передохнуть, т. е. перестать слушать выступающего.

В) Тембр

Индивидуальный компонент интонации — тембр, колорит голоса. У каждого человека свой тембр. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоциональ­ного состояния человека, от времени суток. Тембр го­лоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно (свойственный только данному лицу, личный). Повлиять на тембр голоса могут также следующие факторы: осанка человека; скорость произношения слов; усталость. Тональность становится менее четкой, если говорящий устал или проговаривает все слова очень быстро. При искривленной осанке человек также неправильно дышит. От дыхания зависит то, как будет звучать речь, поэтому на тембр голоса осанка не может не повлиять.

Это – дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса. Тон вокала или голоса в обычной речи определяется следующими качествами: анатомической формой трахеи; размером трахеи; объемом резонатора (резонатор – полости в организме человека, отвечающие за усиление звука – ротовая и носовая полости, а также горло);плотностью смыкания голосовых связок.

В полости рта в результате большего или меньшего напряжения органов речи и изменений объема резонатора образуются обертоны, т. е. дополнительные тоны, придающие основному тону особый оттенок, особую окраску. Поэтому тембр называют еще «цветом» голоса.

Психологическое состояние, как и все эти анатомические характеристики, определяет то, какой голос звучит в данный момент времени. Именно поэтому по тембру можно судить о состоянии человека, а также его самочувствии. Эта характеристика непостоянная – человек может менять свой тон произвольно.

По тембру голоса устанавливают его тип: бас, баритон, тенор, сопрано, колоратурное сопрано и др

Тип голоса может быть общим, но у каждого человека свой тембр, как и отпечатки пальцев

Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека. Поэтому тембром называют также специфическую окраску речи, которая придает ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Такое значение приобретает иногда и термин тон. В таком случае тембр и тон становятся терминами-дублетами.

Характер тембра настолько бывает разнообразным, а его восприятие субъективным, что ученые в описании особенностей тембра используют самые различные определения, подчеркивающие то зрительное восприятие (светлый, темный, тусклый, блестящий), то слуховое (глухой, вибрирующий, дрожащий, звонкий, крикливый, скрипящий, шепотной), то осязательное (мягкий, острый, твердый, тяжелый, холодный, горячий, легкий, жесткий, сухой, гладкий), то ассоциативное (бархатный, медный, золотой, серебряный, металлический), то эмоциональное (угрюмый, хмурый, раздосадованный, веселый, ликующий, резвый, восхищенный, насмешливый, пренебрежительный, сердитый, благодушный). Действительно, очень трудно дать точное описание тембру, если у каждого человека своя тембровая окраска.

Певческие голоса бывают таких типов: мягкий; мелодический; приятный; металлический; глухой.

Сценические тональности (важно, что это характерно только для певцов): бархатные; золотые; медные; серебряные.

Типы голосов в самой общей классификации: холодный; мягкий; тяжелый; слабый; твердый; жесткий.

 

Однако, как бы ни разнились голоса людей, как бы ни различалась их манера интонировать свою речь, есть какие-то общие для всех интонационные правила, есть типичные интонационные конструкции. Иначе невозможно было бы общаться, невозможно было бы понять друг друга

Г) Интeнcивнocть peчи, т. e. cилa или cлaбocть пpoизнeceния, cвязaнныe c ycилeниeм или ocлaблeниeм выдыxaния (cp. peчь в кoмнaтнoй oбcтaнoвкe и нa плoщaди). На слух различают уровень интенсивности. Он бывает низким, средним и высоким. Уровень силы звучания может не изменяться (ровный, спокойный голос), но чаще всего направление и характер интенсивности меняется: увеличивается или уменьшается и это может происходить резко или плавно.

Сила голоса зависит от того, как направлены звуки голоса в резонаторы, в каком состоянии они находятся. Громкость обеспечивается хорошей работой дыхатель­ного аппарата, активной артикуляцией, отсутствием лишнего мышечного напряжения. При нарушении силы голоса он становится иссякающим, слабым, либо слиш­ком громким. Сила голоса — это величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Сила звучания зависит от амплитуды (размаха) колеба­ния голосовых связок, степени их напряженности, а также от деятельности резонаторов (полости рта и носа).

Взаимодействие тона и интенсивности усиливает громкость речи. Громкость голоса зависит от его силы. Но если сила голоса — величина объективная, то громкость — поня­тие субъективное, связанное с нашим восприятием зву­ка. Громкость — это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных об­стоятельств общения. Гибкое изменение громкости го­лоса — это средств достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.

Жизненная ситуация, психическое состояние человека, его воспитанность, уважительное отношение к окружающим определяют, каким тоном он будет произносить речь, вести разговор. Так, на митинге, параде, на вокзале (к примеру, когда один находится в вагоне, а другой на перроне), если собеседники разделены расстоянием, а необходимо сказать что-то важное, позволительно говорить громко. Когда же человек находится в семье или в кругу друзей, на приеме у врача, в кабинете начальника, в трамвае, в магазине или другом общественном месте, то громкая речь будет свидетельствовать о невоспитанности или чрезмерной нервозности, возбужденном состоянии или, наконец, о стремлении говорящего обратить на себя внимание

Д) Ритм

Это закономерное повторение соизмеримых и чув­ственно ощутимых единиц. Ритм в широком смысле присущ непосредственно целому ряду природных явле­ний и человеческому организму (ритмичное дыхание, работа сердца, кровообращение и т.д.). Ритм peчи, т. e. чepeдoвaниe yдapныx и бeзyдapныx, дoлгиx и кpaткиx cлoгoв (cp. peчь пpoзaичecкyю и peчь cтиxoтвopнyю).

Белякова, Дьякова: Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.

Различают ряд компонентов ритма. Основным свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма составляют его “скелет”, что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов). Различают еще и неметрические признаки ритма, которые входят в понятие мелодики речи.

Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

В настоящее время можно говорить о таких понятиях, как темпо-ритмо-интонационное членение речи, которое возникает не в результате звуковой аранжировки, готовой лексико-синтаксической структуры высказывания, а в процессе текущего формирования мысли и ее вербализации. Темпо-ритмо-интонационное членение пронизывает все фазы построения высказывания, начиная от намерения говорящего (интенция) и включая лексико-синтаксическое структурирование, а также моторно-дыхательную ритмизацию речевого потока (артикуляция и дыхание).

В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма, т.е. отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением. Она имеет физиологическую целостность и отграниченность и выступает как ритмический период устной речи. Синтагма связана со смыслом, а значит с синтаксисом и интонацией. В прозе синтагма в среднем включает 2-4 слова, а в стихе — 2-3 слова. Она произносится на одном речевом выдохе и представляет единый артикуляционный комплекс.

Синтагму, произносимую на одном речевом выдохе, без пауз в процессе беспрерывной артикуляции, можно связывать с понятием плавности речи. Другими словами,плавная речь характеризуется единым артикуляционным комплексом произнесения синтагмы на одном речевом выдохе.

В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания. Их длительность и характер распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.

Пауза

Редко кто из говорящих задумывается над тем, что такое пауза, для чего она нужна, какие паузы бывают. Считается, что пауза особой роли в речи не играет, что ее никто не замечает, что она нужна исключительно для вдыхания воздуха в легкие. А почему же тогда, если наш собеседник во время разговора вдруг делает паузу, мы испытываем чувство волнения: что это с ним произошло? не приступ ли? или он на что-то обиделся? или засомневался в правоте моих слов? И с нетерпением ждем, когда последует продолжение разговора.

Пауза определяется как перерыв в звучании голоса на определенное время. При этом акустическим коррелятом паузы является падение интенсивности голоса до нуля, а физиологическим — перерыв в работе артикуляционных органов. Самые короткие паузы связаны с особенностями произношения смычных согласных. Они характеризуются отсутствием голоса на тот период, пока органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии перед “взрывом”. В среднем они длятся около 0,1 сек.

В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи. Это происходит в момент так называемых “дыхательных пауз”. Их частота и длительность зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Эти паузы несут на себе также и смысловую нагрузку, так как членят текст на смысловые отрезки. Продолжительность этих пауз составляет в среднем 0,5-1,5 сек.

В обыденной обстановке могут встречаются и «пустые» паузы. Есть люди очень ограниченные, их интеллект слабо развит, они почти ничего не читали, мало что знают. Когда они вступают в разговор, то речь их бывает «испещрена» паузами, ничего не значащими, не несущими никакой информации. Такие паузы не создают комфорта при общении, они затягивают разговор, а некоторых собеседников даже раздражают. С пустой паузой, порожденной отсутствием мысли, не следует смешивать паузы хезитации, т. е. паузы обдумывания, размышления. Чаще всего паузы хезитации встречаются в речи людей, обсуждающих политические, социальные, научные проблемы, когда у выступающих еще не сформировалось окончательное мнение по обсуждаемой проблеме, они ищут решение вопроса, вслух обдумывают его. Паузы помогают говорящим оформить свои мысли и предложения, находить лучшую, наиболее точную и ясную форму изложения. Паузы размышления возникают в любом месте высказывания и отражают колебания при выборе возможных речевых средств. Их могут заменять сочетания слов: «пожалуй», «точнее сказать...», «лучше сформулировать так...», «правильнее будет...», «нет, не так надо сказать...» После этих оговорок дается новая формулировка мысли. Паузы хезитации уместны и необходимы. Итак, в контекстной устной речи, в отличие от чтения, паузы встречаются не только на границах синтагм, но и внутри них. Их продолжительность очень вариабельна. Эти паузы получили название пауз хезитации, они характеризуют период напряженной умственной деятельности, связанной с решением мыслительной задачи и осуществлением планирования высказывания на лексико-грамматическом уровне.

Итак, паузы — это «незвуковое» интонационное средство. Паузы необхо­димы, так как они разрывают поток речи, чем облегча­ют восприятие речи. Интонационно-логические паузы отделяют один речевой такт от другого, помогают выяс­нить их смысл. Если не делать логической паузы, полу­чится сплошной текст, в котором трудно разобрать, ка­кие слова в предложении по смыслу тесно связаны между собой и объединены интонационно. Различают смысловую паузу (логическую), целиком определяемую синтаксисом, и ритмическую паузу, от синтаксиса не зависящую и определяемую ритмическим импульсом. Первая наличествует во всякой речи, вторая — только в стихотворной. Длительность пауз и характер их рас­пределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.

Пауза – это молчание. Но и молчание может быть выразительным и значимым. Даже наука такая есть – паузология. Первый паузолог США профессор О'Коннор считает, что паузы могут сказать о человеке не меньше, чем слова, что в разговоре на них уходит 40–50% времени.

Не случайно, говоря о первом спектакле в Московском Художественном театре, о том, как играли актеры и как принимали их зрители, В. И. Немирович-Данченко вспоминает и о паузах. Он подчеркивает, что они в речи актеров были «не пустые, а заполненные дыханием этой жизни и этого вечера; паузы, в которых выражалось недоговоренное чувство, намеки на характер, полутона». Тонкий знаток сценического искусства, прекрасно знающий возможности живого устного слова с его разнообразием интонаций и пауз, Немирович-Данченко понимал, что паузы бывают разные. Он писал: «паузы не пустые, а заполненные». Что же имел в виду В. И. Немирович-Данченко, противопоставив «пустые» паузы «заполненным»? Какие паузы он считал «пустыми»? В письме К. С. Станиславскому читаем: Прежде всего роль знать, как «Отче наш», выработать беглую речь, не испещренную паузами, беглую и легкую. Чтобы слова лились из Ваших уст легко, без напряжения. Вот, оказывается, в чем причина «пустых» пауз в сценической речи. Это– плохое знание текста роли, когда актер постоянно думает о том, что дальше следует говорить. «Пустые» паузы встречаются и в обыденной обстановке. Есть люди очень ограниченные, их интеллект слабо развит, они почти ничего не читали, мало что знают. С пустой паузой, порожденной отсутствием мысли, не следует смешивать паузы хезитации, т. е. паузы обдумывания, размышления.

В теории публичной речи, кроме интонационно-логической, выделяют еще психологическую паузу. В чем ее суть? Чем она отличается от логической? К. С. Станиславский на эти вопросы отвечает так: ...в то время как логическая пауза механически формирует такты, целые фразы и тем помогает выяснить их смысл, психологическая пауза дает жизнь этой мысли, фразе и такту, стараясь передать их подтекст. Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической она безжизненна

1. Логическая пауза пассивна, формальна, бездейственна; психологическая – непременно всегда активна, богата внутренним содержанием

2. Логическая пауза служит уму, психологическая – чувству. Знаете ли вы, как высоко ценится психологическая пауза? Она не подчиняется никаким законам, а ей подчиняются все без исключения законы речи. Там, где, казалось бы, логически и грамматически невозможно сделать остановки, там ее смело вводит психологическая пауза. Например: представьте себе, что наш театр едет за границу. Всех учеников берут в поездку, за исключением двух. – Кто они? – спрашиваете вы в волнении у Шустова. – Я и... (психологическая пауза, чтобы смягчить готовящийся удар или, напротив, чтобы усилить негодование)... и... ты! – отвечает вам Шустов. Известно, что союз «и» не допускает после себя никаких остановок. Но психологическая пауза не стесняется нарушить этот закон и вводит незаконную остановку.

Помимо пауз хезитации, логических и психологиче-ских выделяются еще интонационно-синтаксические паузы. Они соответствуют знакам препинания в письменной речи и различаются длительностью. Самая короткая пауза – на месте запятой, а самую длинную требует точка. Интонационно-синтаксической паузой отделяются в звучащей речи однородные члены предложения, вставные конструкции, обращения; пауза заполняет то место в предложении, где подразумевается пропуск слова.

Есть еще две разновидности пауз. Представим себе такую картину, идут вступитель-ные экзамены. Абитуриенты пишут диктант. Преподаватель читает текст медленно, повторяет части предлож-ния и, повторяя, делает паузы. Что это за паузы? Как они называются? Какова их функция? Эти паузы вызваны ситуацией. Надо, чтобы абитуриенты успели написать текст диктанта, чтобы в шуме и на далеком расстоянии люди услышали и поняли друг друга. Поскольку паузы вызваны той или иной ситуацией, они называются ситуативными. Последняя разновидность – паузы физиологические. Они появляются, когда не хватает воздуха в легких, особенно при одышке, или когда поражена центральная нервная система и в результате забывается нужное слово, трудно выразить какую-нибудь мысль. Хорошо, если человек обходится без таких пауз!

Е) Ударение.

В интонацию включается ударение. В основе ударе­ния лежит интенсивность, сила звука. Акустически уда­рение выражается интенсивностью, длительностью, по­вышением или понижением основного тона. Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Под словесным ударениемподразумевают вершину слова.

Синтагматическое ударениеслужит для выделения в составе синтагмы и предложения наиболее информа­тивного, наиболее коммуникативно важного слова. Синтагматическое ударение является смысловым цент­ром. Основное слово синтагмы произносится с большей длительностью и большей интенсивностью, чем осталь­ные слова.

Фразовое ударениепередается подъемом или сниже­нием всего контура предложения, выражает закончен­ность высказывания.

Для подчеркивания семантической стороны выска­зывания применяется логическое ударение. Логическое ударение реализуется путем выделения наиболее важно­го слова в ряду остальных слов, для того чтобы придать предложению более точный смысл.



Дата добавления: 2020-02-05; просмотров: 2956;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.04 сек.