III. Психологический подход
Субстрат права - правосознание людей.
Правосознание– это совокупность взглядов и представлений о праве.
Аргумент «за»:
а) правосознание регулирует человеческое поведение, поэтому право тоже регулятор человеческого поведения; б) правосознание является наиболее древней формой права, как и правоотношения; в) без правосознания невозможно существование юридических норм и правоотношений.
Аргумент «против»:
а) право - это не только наши взгляды и представления о нем, но и то, что существует, воплощается в фактическом поведении людей, то, что есть в реальной действительности; б) правосознание, которое формально не закреплено в юридических нормах, теряет общедоступные и четкие границы, поэтому с его помощью невозможно правильно описать варианты правомерного человеческого поведения; в) правосознание, как и юридические нормы и правоотношения может быть деформировано.
Широкие взгляды
У всех этих вариантов под субстратом права понимают вариант синтеза узких подходов.
Единственный свободный от недостатков вариант понимания субстрата права – диалектическое единство правоотношений, правосознания, юридических норм, которые выражают право без искажений.
Нормативный тип - наиболее благоприятен для организации государственного управления, психологический тип – обосновывает необходимость ликвидации системы царских законов (как и нормативный тип), но не создает новой системы, следовательно, в качестве права провозглашается человеческое правосознание. И, наконец, социологический тип развивается, когда право предложено считать новые общественные отношения, возникшие, но не закрепленные в юридических нормах.
ЕЩЕ: Интегративный подход: Знакомство с разными подходами к праву обнаруживает также много ценного и приемлемого в каждом из них. И в этой связи возникает желание объединить в единое понятие все признаки, более всего отвечающие интересам правоприменительной практики. Опасность одна: где гарантии, что этот выбор не будет субъективен, что он не объединит все недостатки, все пороки? Следуя интегративному подходу, не стоит настаивать на том, что тот или другой признак права является неприемлемым или, напротив, существенным, необходимым, без которого права вообще нет.
Право- это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.
Выделяют также:
Теория естественного права – право выводится из разума или природы общества и человека, а человеку приписываются врожденные и неотъемлемые права, существующие независимо от гос-ва и предшествующие ему. Философское понимание права – право определяет условия, при которых человек, связанный или наделенный общественным статусом, может действовать свободно, т.е. опр-ет сферу или границы, меру свободы человека.
Исходя из сущности права:
1) идеалистический подход правопонимания – характерно утверждение божественного происх-ия и сущности права. 2) материалистический подход правопонимания – связан с классовым характером права, который опр-ся материальными условиями жизни, отличается насильственной направленностью, т.к. выступает орудием подавления одним классом другого класса (выражает гос волю).
Широко известно определение права, данное К. Марксом и Ф. Энгельсом в "Манифесте Коммунистической партии". Обращаясь к классу буржуазии, они писали: "Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса". Другими словами, воля господствующего в экономике и политике класса навязывается как закон всему обществу. При таком понимании право с необходимостью предполагает бесправие иных, негосподствующих слоев населения и расценивается ими как инструмент угнетения и эксплуатации. Ограниченность классового подхода состояла в том, что исторически преходящие стороны содержания права принимались за его сущность, а само право получало негативную оценку как инструмент насилия, как социальное зло, подлежащее уничтожению.
26. Теории происхождения права.
1) Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право - Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру. 2) Теория естественного права (теория общественного договора). Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное гос-ом путем законодательствования, и естественное право. Если позитивное право возникает по воле людей, гос-ва, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Представитель Г. Греции утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости. В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным. 3) Создатели исторической школы права в Германии 18-19 вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не диктуется законодателем. Оно вытекает из "национального", "народного" сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что "право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право". 4) В соотв-ии с органической теориейсамо человечество возникает как рез-т эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение). Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). 5) Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право- не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало. 6) Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в "императивно-атрибутивных правовых переживаниях". Право- это "особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида". Отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной. 7) Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.
27. Сущность и социальная ценность государства и права.
Право– это система общеобязательных, формально определенных юр. норм, устанавливаемых и обеспечиваемых гос-вом, являющихся регулятором общ.отношений и основывающихся на принципах естественного права.
Сущность права – волевая природа права. Право имеет общесоциальную сущность, служит всем без исключения людям, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие соц. связей
Факторы, влияющие на сущность: По горизонтали – столкновение 2х интересов: личных и общественных, противоречие. По вертикали – отражено социально необходимое и соц допустимое поведение.
Соц. назначение формируется, складывается из потребностей общ.развития. Соц. назначение права в упорядочении общ.отношений, придании им должной стабильности, создании необходимых правовых условий для нормального и прогрессивного развития общества. Соц назначение тесно связано с его соц ценностью. Соц ценность права – значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и об-ва.
Соц роль права: 1) Обеспечивает устойчивый порядок в общественных отношениях. 2) Достигает определенности, точности в самом содержании общественных отношений. 3) Дает возможность нормальных активных действий человека, т.к. препятствует незаконному вмешательству в сферу его правомерной деят-ти. 4) Обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости в об-ве. 5) На его основе формируются институты гр общества рыночная экономика, правовое гос-во.
28. Понятие и классификация принципов права.
Принципы права – основополагающие, руководящие идеи, его фундаментальные положения. Им отведена особая роль:
а) характеризуются наибольшей стабильностью, чем юридические нормы. Принципы права обладают большей юридической силой, чем правовые нормы и выполняют правотворческую функцию, следовательно, являются основой действующей системы правовых норм;
б) регулируют возникшие пробелы в правоотношениях (неурегулированные), поэтому позволяют поддерживать правопорядок, даже без существующих юридических норм.
Принципы права возникли позднее норм, это является парадоксом, таким образом подтверждается, что правила поведения (обычаи) создаются в силу того, что такова закономерность общественного развития (для возникновения принципов права необходимо, чтобы человеческое сознание достигло определенного уровня рзвития и было бы в состоянии их сформулировать).
Виды:
I. в зависимости от сферы реализации:
1) Общие (действуют во всех сферах правового регулирования), например принцип свободы, справедливости, гуманизма, единства юридических прав и обязанностей; 2) Межотраслевые (проявляются в нескольких областях, сферах правового регулирования), например принцип процессуального права; 3) Отраслевые (в одной области, сфере правового регулирования), например принципы уголовного права, принципы административного права; 4) Институциональные или отдельных правовых институтов (распространяются на какую-то часть отдельной области правового регулирования), например принцип гражданско-правовой ответственности.
II. в зависимости от способа изложения:
1) Принципы, получившие прямое закрепление в содержании конкретных правовых норм. Например, принцип законности; 2) Принципы, получившие косвенное закрепление, содержание которых выводится из содержания многих юридических норм. Например, принцип свободы.
III. по характеру содержания:
1) Общесоциальные принципы права (это такие его идеи, которые для права неспецифичны и которые можно обнаружить и у других социальных регуляторов). Например, принцип справедливости, гуманизма; 2) Специально-юридические принципы права (присущи только праву). Например, принцип свободы, единства прав и обязанностей.
Также существуют принципы правосознания, которые не закреплены в юридических документах.
В механизме правового регулирования принципы права явл-ся активными центрами, а именно выполняют роли: А) систематизирующую (на их основе формируются те или иные системы, отрасли, институты права. Они обеспечивают существенную, устойчивую, необходимую связь между разнообразными нормами права и иными нормативно-правовыми предписаниями, выступают важными ориентирами в правотворческом процессе и систематизации, толковании и реализации права); Б) правотворческую (направляющие конструкции правотворческой деят-ти гос-ва. Они обеспечивают единообразное формулирование норм права, опр-ют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя); В) регулятивную (направляют применение юр норм, намечают общую линию решения того или иного юр дела); Г) интегративную (связующее звено между основными закономерностями развития и функционирования общ-ва и правовой системы).
29. Функции права.
Функции права – это основные направления воздействия права на человеческое поведение или на общественные отношения.
Признаки функций:
1) это основные направления воздействия права на состояние общ-ых отн-ий; 2) выражают сущность и соц назначение права; 3) направлены на упорядочение общ-ых отн-ий; 4) харак-ся непрерывностью, длительностью воздействия на общ-ые отн-ия, имеющие постоянный хар-р.
I. По характеру воздействия на человеческое поведение функции права делят на:
Специально-юридические (внутренние) - характеризуют специфику правового регулирования:
1) регулятивно-статическая (регулирование с помощью юридических средств, закрепленных реально сложившимися общественными отношениями); 2) регулятивно-динамическая (юридические средства создают условия для возникновения новых общественных отношений и их развития); 3) охранительная (заключается в вытеснении вредных общественных отношений и в защите правоотношений от противоправных посягательств).
Общесоциальные – заключается в проявление специально-юридических функций в конкретных сферах общественной жизни:
1) экономической (воздействие права на экономические отн-ия, т.е. отн-ия по произв-ву, распределению, обмену, потреблению мтер. благ); 2) политической (воздействие права на полит отн-ия, т.е. отн-ия между субъектами полит сис-мы общ-ва по поводу полит жизни); 3) социальной (обеспечение достойного уровня жизни гр-н и свободное развитие человека); 4) духовной; 5) идеологической (информационной) – способствует форм-ию идеологии в области права, оказывает влияние на сознание людей, воспитывает правосознание и формирует стимулы правомерного поведения людей; 6) экологической (воздействует на экологические отн-ия, т.е. отн-ия по рациональному использ-ию природных ресурсов, охране окр среды, обеспечению экологического правопорядка.
Некоторые ученые предлагают изменить терминологию для обозначения специально-юридических функций права. Например, термин «регулятивная» применять и для охранительной функции, т.к. и в этой области осуществляется регуляция общественных отношений.
II. 1) общеправовые функции (пр.: функция соц контроля) – право оказывает воздействие на поведение субъектов, с одной стороны, в качестве средства стимулирования, поощрения, с другой – ограничения того или иного поведения. 2) функции отраслей права (пр.: для ГП характерна функция обеспечения равенства сторон в имущ-ых отн-ях); 3) функции правовых институтов (пр.: для юр отв-ти хар-ны карательная (штрафная) функция, восстановительная (компенсационная), воспитательная; 4) функции правовых норм (пр.: функция обеспечения правомерного поведения субъектов права, функция регулирования общ-ых отн-ий).
30. Право и иные социальные регуляторы. Соотношение права и морали.
Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие.
1. Так называемые стихийные регуляторы как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий. Это, например, увеличение продолжительности жизни людей, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т. д.
2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей.
3. Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга.
Норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы и т. д.), конституируемое его природой, - естественная норма. Норма - это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества, - социальная норма.
Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил (правил работы с техническими или природными объектами), стать основанием социального нормирования (например, установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы - сформировать характер объекта, его качественное состояние. Таким образом, в зависимости от соотношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить как минимум четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов.
1. Естественные нормы, существующие в виде сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой. Такие нормы формирует, например, наука.
2. Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами подобные правила принято называть техническими нормами.
3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм.
4. Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед обществом, или потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юридические процессуальные нормы, ритуалы и т. п.
При обсуждении роли права в системе социального нормативного регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой группы, в литературе именно их принято квалифицировать как социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь общества.
Соотношение норм права и норм морали.
Норма права – это установленное и обеспеченное государством общеобязательное правило поведения, предназначенное для регулирования отношений в обществе.
Виды социальных норм, с которыми взаимодействуют нормы права:
1) нормы нравственности. Закрепляют в своем содержании одни и те же ценности, а также имеют один и тот же объект. Способы взаимодействия:
а) когда в процессе взаимодействия они усиливают, дополняют друг друга, выполняя влияние на человеческое поведение (например, статья 61 УК РФсмягчающие обст-ва); б) когда в результате взаимодействия происходит их ослабление и после этого эти нормы постепенно отменяются (например, показание (свидетельствование) против близких); в) когда нормы права и нормы нравственности по отношению друг к другу нейтральны (например, отношения любви и дружбы, атрибутика положений следственных действий).
Нормы морали – правила поведения, отражающие представления людей о добре и зле, справедливости, красоте, чести и достоинстве, смысле жизни и др нравственных идеалах.
Отличие норм морали от норм права:
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 2851;