Категории «добро» и «зло», их диалектика применительно к служебной деятельности сотрудника.
Поскольку мораль исторически изменчива, человеческие представления о добре и зле меняются от эпохи к эпохе, что позволяет говорить об относительности этих понятий и их конкретно-историческом характере. В разных культурах различны нравственные оценки одних и тех же явлений, поступков. Например,
в западных странах похвальными качествами являются:
- стремление к самовыражению, выделению из общности;
- деятельное, завоевательное отношение к внешнему миру, субъективное вмешательство в природу.
в странах Востока нравственный человек:
- должен быть гармоничной частью общности, не выпячивать свою индивидуальность;
- исповедовать даосский принцип недеяния, не вмешиваться в ход вещей, плыть по течению.
Формы проявления добра и добродетели многообразны и в принципе присущи всякому человеческому позитивному качеству, поведению или поступку. Например, в отношении к труду — это добросовестность, самоотверженность, точность, аккуратность и т.п.; в отношении к человеку — это гуманность, справедливость, доброжелательность, чуткость, тактичность и пр.
Добро - категория этики, объединяющая все имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее ограничению нравственного от безнравственного, противостоящее злу.
Соответственно, добро - это все, что способствует благу.
В современной этике категория добра имеет несколько тесно взаимосвязанных аспектов:
во-первых, добро - объективное моральное качество поступка;
во-вторых, добро - идеал, т.е. общее понятие, объединяющее всю совокупность положительных принципов и норм данной морали;
в-третьих, добро - нравственная цель поведения, где оно выступает как мотив поступка;
в-четвертых, добро - моральное качество человека добродетель.
Добру всегда противостояло зло. Зло - все, что разрушает благо. Зло - это категория этики, по содержанию противоположная добру и благу. Она включает в себя представления о том, что противоречит требованиям морали, представляет собой поступки и отрицательные моральные качества, заслуживающие осуждения.
Зло, существующее в мире, можно разделить, по крайней мере, на три вида.
Первый - физическое или природное зло. Это все стихийные силы, которые разрушают наше благополучие: землетрясения, наводнения, ураганы. Они не зависят от воли человека.
Вторым видом объективного зла является зло в общественных процессах. Оно совершается уже с участием человеческого сознания - социальное отчуждение (классовая ненависть, насилие, борьба за земли).
Третий вид зла - зло моральное, нравственное. Нравственным мы называем то зло, которое совершается при непосредственном участии человеческого внутреннего мира - его сознания и воли. Это зло, происходящее и творимое по решению самого человека, по его выбору.
Современные исследователи выделяют две разновидности морального зла - враждебность и распущенность. К враждебности относится стремление к разрушению, насилию, гнев, ненависть. Это зло активное, направлено вовне. Распущенность - другая разновидность зла - объединяет такие человеческие пороки: малодушие, трусость, лень, холопство, неумение совладать со своими влечениями, желаниями, страстями, жадностью, обжорством, неуемной страстью к разным удовольствиям.
Одно и тоже явление может одновременно выступать как благо и как зло. Например, научно-технический прогресс является несомненно благом для человечества. В тоже время плодами прогресса являются экологические и техногенные катастрофы, ядерное и бактериологическое оружие и многое другое. С этой точки зрения научно-технический прогресс может рассматриваться как зло.
Убийство человека — само по себе зло. Но если в схватке сотрудников правоохранительных органов с бандитами последние были убиты, то это деяние получает нравственное оправдание и рассматривается как добро, благо. Призывы к убийству людей с позиции общей нравственной нормы безнравственны и представляют зло. А вот статья Ильи Эренбурга под названием «Убей немца» во время Великой Отечественной войны стала своеобразной программой действий для бойцов Красной Армии.
Возьмем, например, проблему освобождения заложников. Вариантов здесь много. Можно пойти по пути выполнения требований преступников: выплатить им требуемую сумму денег, дать твердую гарантию сохранить им жизнь и т.п. Однако этот «наиболее легкий» путь является в то же время самым неэффективным и самым безнравственным, ибо только поощряет бандитов и провоцирует их на совершение подобных деяний и впредь. Есть путь уговоров, есть путь освобождения силой, иногда удается добиться нужного результата хитростью. Но во всех случаях речь идет, прежде всего, о том, чтобы торжество добра было достигнуто меньшим злом.
Объективным критерием добра всегда является реализация наиболее существенных интересов людей, достигаемая через гармонию личного и общественного. Конечно, решать эту задачу, как правило, весьма трудно, но к этому стремиться следует всегда.
Для определения истинности добра в этих случаях целесообразно ориентироваться на общественное мнение, являющееся как бы обобщенным представлением людей о добре. Именно эти обобщенные нравственные ценности лежат в основе юридических норм, именно здесь наиболее важные из них охраняются правовыми санкциями. И именно здесь происходит слияние морали и права, что дает основание утверждать: борьба со злом, защита и утверждение добра — суть и смысл работы правоохранительных органов.
Сотрудники органов внутренних дел, предупреждая, пресекая и раскрывая преступления, обеспечивая правопорядок способствуют уменьшению социального зла и возрастанию добра в обществе. В этом проявляется нравственное содержание их профессиональной деятельности. Отражение данного постулата мы видим в Кодексе профессиональной этики: оправдание взяточничества, жестокости, черствости или халатности ссылками на «рыночную психологию, «новые стандарты», «сложную обстановку» и т.п. права на существование не имеют.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 7852;