Индивидуальные занятия


 

В спортивном совершенствовании мастеров спорта главное внимание следует уделять индивидуальным за­нятиям: групповые занятия занимают здесь второстепен­ное место.

Выбор средств для индивидуальных упражнений дол­жен быть подчинен физическим и психологическим осо­бенностям каждого отдельного боксера, его сложившейся боевой манере. Необходимо также учитывать и харак­терные недостатки боксера, и обычные для него ошибки в технике и тактике.

Наблюдения на тренировочных занятиях и соревнова­ниях позволяют собрать материал для характеристики боксера. На основе этой характеристики тренер подбирает средства для спортивного совершенствования, чтобы закрепить сильные стороны в технике и тактике
боксера, устранить ошибки, восполнить недостаток в боевых средствах, не нарушая основной манеры боя этого боксера.

В 1952 г. во время подготовки команды СССР к турниру семи социалистических стран (СССР, Польша, Венгрия, Чехословакия, ГДР, Болгария и Румыния) в занятия с командой было включено большое количество приемов ближнего боя, в том числе различные серии ударов, способы вхождения в ближний бой и выхода из него.

Успех советских боксеров на турнире стран народной: демократии показал, как важно включать в программу тренировки основные приемы ближнего боя. Как извест­но, команда боксеров СССР выиграла турнир с подав­ляющим преимуществом.

Подготовка к первенству Европы 1953 г. включала значительный материал для индивидуальных занятий. Примером этого может служить подготовка Б. Тишина к встрече с сильнейшим средневесом мира Л. Паппом.

Б. Тишин, чрезвычайно опасный боксер на дальней дистанций, с которой он атаковал противников резкими и сильными прямыми ударами, совершенно не владел приемами ближнего боя, а потому избегал его в сорев­нованиях.

В индивидуальных занятиях с ним это было учтено, как и то, что будущий противник Б. Тишина Л. Папп бок­сирует преимущественно на средней дистанции, хотя в ближнем бою его несерийные удары всегда крайне опасны.

Несмотря на то, что серии ударов в ближнем бою бы­ли совершенно не характерны для боевой манеры Б. Ти­шина, мы, учитывая, что он не имеет шансов выиграть у Паппа, пользуясь приемами дистанционного боя, сосре­доточили его внимание на ближнем бое.

Б. Тишин совершенствовался в приемах вхождения в ближний бой и выхода из него, в комбинациях и разно­образных сериях непосредственно в ближнем бою, действиях у канатов и в углу ринга, сочетая комбинации в ближнем бою и на средней дистанции.

Встреча Тишина с Паппом, исключительно острая и напряженная, показала неоспоримое преимущество со­ветского боксера, который полностью реализовал все свои возможности и выиграл бой главным образом за счет умелого ведения ближнего боя, оказавшегося совер­шенно неожиданным для Паппа.

В ряде случаев, поскольку тренировка происходила перед ответственными соревнованиями и боксера готови­ли к встрече с определенным противником или даже не­сколькими противниками, ему приходилось подчас овла­девать очень разнообразными средствами подготовки.

Так, мастер спорта Г. Толстиков, как известно, никог­да не пользовался ближним боем. Выступая против раз­личных противников, он действовал обычно на дальней дистанции, развивая успех в случае удачной атаки пря­мыми ударами на средней дистанции.

В подготовке к первенству СССР 1954 г. мы учли, что его основным противником будет мастер спорта Г. Шат­кое, который сам успешно действовал на дальней дистан­ции, отличаясь достаточно быстрыми прямыми ударами. Несмотря на то, что Г. Шатков очень сильный физически и имел все данные для того, чтобы вести ближний бой, он предпочитал избегать сближения с противником.

Против всех остальных вероятных противников бое­вые средства Г. Толстикова были вполне достаточны, но против встречи с Г. Шатковым надо было готовиться спе­циально.

Определяя характер подготовки, мы обратили внимание на быстроту действий Толстикова, а главное — на ов­ладение некоторыми приемами ближнего боя и выработ­ку выносливости в ближнем бою. Основное положение, которое характеризовало всю подготовку Г. Толстикова, исходило из того, что у него вряд ли будут возможности переиграть Шаткова на дальней и средней дистанциях. Следовательно, Толстикову нужно было овладеть такими приемами, которые были бы действительно противопо­ставлены его противнику и оказались для него неожи­данными. Такими приемами могли быть только приемы ближнего боя.

Мы предложили Толстикову упражнение в нанесении ударов снизу в туловище длительными сериями с эпизо­дическим переводом акцентированных ударов в голову. Кроме того, в упражнениях на лапах мы побуждали боксера длительно и непрерывно наносить удары снизу. Так упражнения вырабатывали у него специальную выносливость, необходимую в ближнем бою, и были вполне достаточны как средства активного воздействия на против­ника, так как Шатков не умел вести ближний бой.

В установке перед боем мы советовали Г. Толстикову чаще сближаться с противником, навязывать ему ближний бой.

Встреча этих боксеров произошла в финале первенства СССР. В начале боя, а затем в течение двух раундов. Толстиков действовал в своей прежней манере — вел бой на дальней дистанции и не смог получить преимущества.

В отдельные моменты преимущество было на стороне его противника. Два раунда закончились с примерно рав­ным соотношением очков. Но в третьем раунде Толстиков уверенно пошел на сближение с противником, навязал ему ближний бой, и Шатков не смог противостоять однообразным, но уверенным действиям Толстикова, который наносил в ближнем бою непрерывные удары снизу и, лишь изредка делал попытки нанести удар в голову. Од­нако этих действий оказалось достаточно, чтобы выиграть бой и звание чемпиона СССР.

Индивидуальные различия боксеров заключаются не только в том, что один предпочитает действовать на даль­ней дистанции, а другой — на ближней. И среди боксе­ров, которые пользуются ближним боем как одним из ос­новных своих боевых средств, можно увидеть индиви­дуальные особенности, резко отличающие их одного от другого.

Например, один из лучших советских боксеров В. Ми­хайлов, выступавший в полутяжелом весе, никогда не из­бегал ближнего боя и, наоборот, сам часто навязывал его своим противникам. Сближаясь, он действовал в собранной защитной позиции, очень просто защищаясь от ударов противника подставками и перекрытиями и часто прибе­гал к двойной локтевой защите. Но его защиты не были пассивными. Ликвидируя удары противника, он зорко» наблюдал за ним и немедленно поражал сильными одиночными ударами открывающиеся точки. Более того, применяя остановки и перекрытия, он подготавливал удобное исходное положение для решительного удара, обычно снизу левой в область печени, реже — для прямого или бокового правой в голову. Сериями ударов Михайлов в ближнем бою никогда не пользовался, да и не знал их — они были ему не нужны. Большое число боев Михайлов выиграл нокаутом, нанося решительный удар на дистан­ции ближнего боя.

Совершенно по-иному действовал известный боксер Я. Браун. Завязывая атаку с дальней или средней дистан­ции, он охотно переходил в ближний бой, в котором раз­вивал успех несколькими ударами, защищался нырками, подставками и перекрытиями от контратаки противника, не прерывая ближнего боя, иногда отскакивал на шаг назад или в сторону и вновь наносил подряд несколько ударов в туловище и голову. Отличаясь энергией и не­утомимостью и прекрасно владея защитой, Браун доби­вался большого преимущества над противником, но сам получал очень мало ударов. Его удары, следовавшие один за другим, несколько напоминали современные се­рии, но это не были серии, разученные заранее. Осыпая противника непрерывными ударами, Браун сбивал про­тивника с толку и выигрывал бой с большим преимуще­ством, хотя почти никогда — нокаутом. Все удары он на­носил одинаково энергично и сильно, но без видимого акцента.

Очень своеобразным боксером был И. Иванов. Буду­чи относительно небольшого роста, в своих боях он ак­тивно шел на сближение. Его отличительной чертой была исключительно прочная защита. Казалось, что ему невоз­можно нанести удар: каждую такую попытку противни­ка он прерывал защитой, подставляя под удары перчат­ки, предплечья, плечи, исключительно умело пользуясь двойной локтевой защитой. В бою Иванов шел вперед и, переждав шквал ударов противника, которые он ликви­дировал защитой, пользовался малейшей паузой, чтобы быстро нанести два-три удара. Иванову не был свойствен нокаут, он всегда добивался значительного преимущества в очках.

В 1933 г. на первенстве ЦС «Динамо» (Харьков) Ива­нов выступал от московского совета общества. Хотя он был легковесом, ему на этот раз пришлось выступать в полусреднем весе, едва перейдя нижнюю границу этой весовой категории. Его основными противниками были опытные боксеры, всегда выступавшие в полусреднем весе и значительно превосходящие его ростом и физической силой, ростовчанин Савин и ленинградец Тимофеев. Но, несмотря на очевидное внешнее превосходство, оба они проиграли Иванову, пользовавшемуся своей обычной тактикой и навязавшему им обоим ближний бой.

Своеобразной была и манера боя ленинградца С. Емельянова. С первого удара гонга он бросался в атаку и осыпал противника ударами на средней и ближней дистанциях непрерывно до конца раунда в исключитель­но быстром темпе. Он почти не защищался, так как противник просто не успевал отвечать ударами. Свои бои Емельянов обычно выигрывал с большим, часто явным преимуществом.

Одну из наиболее ярких страниц в истории советского бокса составил А. Грейнер. Обладая блестящей и разнообразной техникой атаки и защиты, Грейнер одинаково умело пользовался ею на любой дистанции.

Основой его тактики были разнообразные и быстрые маневры, изменение дистанции и переход из одной дистанции в другую. Боксируя абсолютно свободно и ненапряженно, Грейнер совершенно запутывал противника неожиданными атаками, уходил от его атак уклонами, нырками и боковыми шагами, а если нужно, применяли отбивы и подставки, охотно переходил в ближний бой, в котором пользовался разнообразными и неожиданными автоматизированными сериями и одиночными ударами. Мы не могли бы назвать боксера, обладавшего более со­вершенной техникой, чем Грейнер.

Его встречу с превосходным польским боксером Радсмахером (Варшава, 1947 г.), которую Грейнер выиграл во всех трех раундах, польская печать назвала «концертом бокса».

Таким образом, мы видим, что боксеры, пользующиеся ближним боем, были очень своеобразны. При подготовке боксеров к соревнованиям с каждым из них приходилось работать по-иному, подбирая индивидуально ней обходимые средства и методические приемы.

Несколько иной тип боксера представляет собой заслуженный мастер спорта Б. Степанов, выступающий в легчайшем весе. Обладая резким, нокаутирующим ударом, Степанов обычно атакует с дистанции, но в случае необходимости входит в ближний бой, в котором наносит короткую серию ударов, заканчивающуюся акцентированным ударом в голову. Применяя такую серию ударов, Степанов обычно добивается явного преимущества или заключительным ударом нокаутирует противника.

В этом отношении показателен его полуфинальный бой на первенство Европы 1953 г. с ирландцем Мак-Нел­ли, занявшим второе место на XV Олимпийских играх в Хельсинки.

Не добившись преимущества в дистанционном бою в течение первого раунда, Степанов во втором раунде по­шел на сближение и короткой серией ударов нокаутиро­вал противника.

На занятиях Степанов прошел широкий круг приемов ближнего боя. Но в числе своих боевых средств он вы­брал для ближнего боя лишь короткие серии ударов, а самим боем пользовался лишь в коротких эпизо­дах.

Наблюдения за ним и другими боксерами-мастерами показали, что сложившиеся прочные навыки не всегда поддаются глубокой переделке, да в этом и нет нужды, но отдельно взятые выигрышные комбинации и приемы они прочно усваивают и при случае умело ими пользу­ются. Упражнения же в разнообразных приемах повы­шают общую координацию их движений и улучшают по­нимание боевой обстановки, так как создают самые раз­нообразные ее варианты.

В Школе высшего спортивного мастерства, кроме мас­теров спорта, были и менее подготовленные боксеры. На­пример, О. Григорьев и В. Писклов поступили в школу высшего спортивного мастерства имея 2-й юношеский разряд, а С. Голубков — 2-й разряд. Все трое неплохо владели техникой боя на дальней дистанции, но совсем не пользовались приемами ближнего боя.

Занятия с такими боксерами проходили по-иному. Они все прошли полную программу изучения ближнего боя, а индивидуальные занятия с ними строились на большом разнообразии приемов.

Это положительно сказалось на формировании их мастерства — все они овладели большим количеством приемов ближнего боя, хотя манера вести бой у них вы­работалась различная.

Так, О. Григорьев, боксер легчайшего веса, юноша вы­сокого для своего веса роста (163 см), завязывал бой на дальней дистанции, но, развивая атаку, уверенно перехо­дил в ближний бой, наносил противнику серию из трех-четырех ударов и с прямым ударом левой в голову вновь уходил на дальнюю дистанцию.

Его спортивные успехи заметно возросли. В 1954— 1955 гг. из 43 боев он выиграл 38. В числе его достижений — первенство Москвы 1954 г. среди старших юношей, выигрыш звания чемпиона Спартакиады Москвы 1955 г.; Позже, в 1957 г., он выиграл звание чемпиона Европы, в 1958 г. — чемпиона СССР, а в 1960 г. удостоен золотой, медали на XVII Олимпийских играх в Риме.

Таким образом, опыт тренерской работы с боксерами-мастерами подтверждает, что для спортивного совершенствования боксеров полезно сочетать общегрупповые занятия, то есть приемы ближнего боя, с индивидуальным совершенствованием — специально подобранными упражнениями.

 


* В момент соприкосновения кулака с целью боксер всегда дол­жен сжимать кулак. Поэтому в дальнейшем изложении мы об этом упоминать не будем.

* Во всех случаях, когда боксер наносит одиночный или акцентированный, удар в серии, другой рукой он страхует голову (раскры­той перчаткой) и туловище (опущенным локтем). Страховка головы при разных ударах различна: при ударе снизу боксер страхует под­бородок, поворачивая к нему тыльную сторону раскрытой кисти; при боковом ударе помещает кисть сбоку головы (со стороны, противо­положной бьющей руке), повернув кисть ладонью к ней. При корот­ких прямых ударах страхующая рука сначала движется к подбо­родку и вместе с поворотом туловища переходит на место сбоку головы, как во время бокового удара.

Боксер должен много упражняться, постоянно повторять движе­ния страховки, для того чтобы они стали автоматизированными.

* Итоги сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук, «Теория и практика физической культуры», 1951, № 1, стр. 17.

* Исходные положения тела влево иди вправо рассматривают­ся по отношению к боксеру.

** Первые удары; снизу, боковые, короткие прямые со средней дистанции наносятся с шагом вперед.

* И. П. Павлов. Избр. произв. АМН СССР, 1949, стр. 525.

** Там же, стр. 470.

*** А Н. Крестовников. Итоги сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук. «Теория и практика физической куль­туры», 1951, № 1, стр. 17.



Дата добавления: 2020-02-05; просмотров: 463;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.021 сек.