ТЕОРИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
И кейнсианцы, и монетаристы исходят из необходимости контроля за совокупным спросом. Поэтому их называют теоретиками совокупного спроса. Но можно и по другому посмотреть на проблему макроэкономического равновесия, а именно: со стороны предложения.
Термин "теория совокупного предложения" возник в семидесятые годы для обозначения совокупности теоретических подходов и рекомендаций в области экономической политики, нацеленных на ускорение экономического роста и увеличения занятости посредством усиления стимулов для производителей. Главной рекомендацией тех, кто стал причислять себя к сторонникам "теории совокупного предложения", было создание более благоприятных условий для деятельности бизнеса: снижение налогов и ослабление государственного регулирования. Предложение — это главное. Будет предложение — будет и спрос. Поэтому нужно активизировать побудительные мотивы и стимулы к производству. Предлагается:
а) снижение налогов;
б) доступность кредита;
в) защита государством прав собственника.
"В этом варианте теории совокупного предложения большое значение придается сокращению налогов, которое увеличивает отдачу труда, инноваций, сбережений и инвестиций. Некоторые экономисты даже утверждали, что, сократив ставки налогообложения, можно получить прирост налоговых поступлений. Это могло бы произойти в том случае, если бы снижение ставок вызвало такой бум деловой активности, что рост реального ВНП перекрыл бы эффект от сокращения налоговых ставок. Тогда государство получило бы больше поступлений, изымая в виде налога меньшую долю существенно возросших доходов корпораций и отдельных лиц. Дополнительный прирост налоговых поступлений неопределенного, но, видимо, довольно значительного размера можно было бы ожидать от того, что "всплыла" бы на поверхность (привлеченная снизившимися налоговыми ставками) часть "теневой экономики".— так комментирует данную теорию Пол Хейне в книге "Экономический образ мышления". Развитие экономики, согласно концепции предложения, зависит также от того, насколько хорошо государство регулирует "правила игры".
Другой вариант теории предложения — это регулирование непосредственно производства: субсидирование отдельных отраслей и т.п.
Так, экономический советник лейбористской фракции парламента Великобритании Джон Росс в разработанной им "Программе экономической стабилизации в России" рекомендует ряд мер воздействия на производство. Необходимо, считает он, принять меры для поддержания капиталовложений: резкое увеличение налоговых льгот на инвестирование капитала, льготное налогообложение амортизационных отчислений, государственные инвестиции, особенно в отрасли, использующие большое количество рабочей силы — например, в строительство, в промышленность, ориентированную на экспорт, и в сельское хозяйство. Чтобы поддержать выпуск продукции в этот период, следует предоставлять большие кредиты предприятиям, устанавливать низкие процентные ставки. Напротив, не следует пытаться сбалансировать бюджет в короткие сроки. Следует поощрять инвестирование потребительского сектора путем дифференцированных ставок налога для различных секторов производства и дифференцированных налоговых льгот на капиталовложения. Необходимо также развивать сектор мелкого бизнеса и оказать поддержку сельскому хозяйству. "Рыночная экономика не означает, что государственное влияние полностью исчезает из сферы сельского хозяйства. Лишь государство способно защитить не мополизированную сферу сельского хозяйства от последствий монополизированного ценообразования в промышленных отраслях. Для этого необходимо ввести сельскохозяйственный тариф, субсидировать сельское хозяйство на уровне ОЭСР (0,6 процента ВНП по прямым субсидиям и 1,8 % ВНП по косвенным субсидиям)".
Джон Росс критиковал предложенный МВФ вариант монетарной политики для России: "Рекомендации меморандума МВФ по сути построены на идее сокращения кредита и денег путем:
а) уничтожения бюджетного дефицита,
б) быстрого сокращения размеров кредита,
в) срочного продвижения к конвертируемости рубля по текущим операциям.
Эти меры исключительно опасны и совершенно противоречат практике, принятой в экономике самих стран Запада. Попытаться ликвидировать бюджетный дефицит, когда выпуск продукции уже сокращается, означает направить страну на путь катастрофы. В свою очередь, резкое сокращение денежной массы в этих условиях даст резкий толчок к снижению выпуска продукции. Что касается конвертируемости рубля по текущим операциям, то западным странам потребовалось 13 лет, чтобы ввести даже ограниченную конвертируемость валют. Полная конвертируемость была произведена только через 45 лет после Второй мировой войны.
ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ. ВАСИЛИЙ ЛЕОНТЬЕВ И ЕГО ТРУДЫ
Нельзя сказать, что мировая политика ограничена выбором одного из трех способов регулирования экономики. Большинство стран осуществляют экономическую политику в соответствии с конкретной экономической ситуацией и национальными особенностями.
В Японии, например, осуществляется своеобразная индустриальная политика. Она предполагает:
1) выделение приоритетных отраслей, которые должны развиваться быстрее, чем другие. Определение таких отраслей, продукция которых могла бы конкурировать на мировом рынке;
2) оказание государственной помощи приоритетным отраслям для повышения их эффективности и скорейшего развития;
3) оказание государственной помощи неприоритетным отраслям в модернизации и переквалификации рабочих.
Япония считается феноменом сочетания частного предпринимательства с государственным планированием.
Для нас может быть полезен опыт Японии по государственному регулированию внешнеэкономических связей. Внешней торговлей здесь занимаются несколько многопрофильных фирм, которые объединены в полугосударственные ассоциации, находящиеся под контролем министерства внешней торговли и промышленности. Ввоз и вывоз капитала, например, до начала семидесятых годов был возможен только с согласия государства, а продажа недвижимости иностранцам в послевоенный период была вообще запрещена, потому что в условиях заниженного курса национальной валюты она могла быть скуплена за бесценок.
В области государственного планирования удачным примером является французское государственное планирование.
Еще до прихода к власти де Голля целый ряд ключевых областей промышленности был государственной собственностью и контролировался государством, а именно: транспорт, энергетическая и добывающая промышленность. Резкий скачок действительного экономического роста в стране произошел в значительной степени благодаря установлению предельных цен в области энергетики и осуществлению инвестиционных программ. Во Франции даже частный сектор экономики задействован в рамках всеобщего национального плана. Здесь имеется, однако, существенное отличие от традиционного планирования в социалистическом обществе. Участие в плане в рамках французской многоукладной экономики в значительной мере необязательно (хотя никакая фирма не осмелится бросить вызов властям, в особенности если выход на основные рынки контролируется государством). Представители различных областей промышленности сотрудничают в различных комитетах и комиссиях под руководством государственных чиновников, которые работают на план. Бизнесмены получают информацию относительно национальных интересов и целей на ближайшее будущее и дают свою информацию. Такой обмен информацией позволяет корректировать план. Фирмы в конечном счете отвечают за производство, доход и спрос, предусмотренные планом.
Система государственного регулирования Франции включает в себя меры борьбы с монополизацией производства, управление ценами, контроль за оплатой труда и стратегическое планирование.
В экономической практике Японии и Франции были использованы идеи ученого-экономиста Василия Леонтьева. Василий Леонтьев, выходец из Санкт-Петербурга, учился в Санкт-Петербургском Университете. В 1925 г. уехал продолжить образование в Берлин. В 1928 г., получив степень доктора философии, становится сотрудником Института мировой экономики при Килъском университете. Затем получает приглашение в США, от экономического ф-та Гарвардского университета. В Гарвардском университете В.Леонтьев делает заявку на разработку таблицы межотраслевых связей США. Замысел состоял в построении подробной таблицы, характеризующей структуру экономики США. Для этого он организует беспрецендентную работу по сбору данных о затратах на производство, потоках товаров, распределении доходов, структуре потребления и инвестиций. Результатом этой работы стала таблица, которую впоследствии в нашей экономической науке принято называть межотраслевой баланс. Первая построенная В Леонтьевым таблица межотраслевого баланса США охватывала 44 отрасли. Она детально расшифровывала конечное использование продукта (личное и государственное потребление, капиталовложения, экспорт, амортизация, заработная плата и т.д.).
Интерес к межотраслевым балансам возрастал, особенно со стороны промышленников. Во время войны В.Леонтьев получает заказы от правительства Рузвельта, оценившего возможности метода межотраслевого баланса для государственного регулирования экономики.
После войны В.Леонтьев основывает Гарвардскую лабораторию экономических исследований, которая становится научным центром по дальнейшей разработке и практическому применению метода межотраслевого баланса, получая субсидии из частных фондов и от государственных организаций. В лаборатории проходит стажировку молодежь из многих стран.
Для советских читателей Леонтьев выглядел принципиальным рыночником, на Западе же его считают апостолом планирования. В теоретической платформе Леонтьева нет противопоставлений рынка и плана, частной предприимчивости и государственного регулирования. Он часто использует сравнение экономики с кораблем. Частная инициатива, как ветер в парусах, сообщает экономике свой импульс, планирование же наподобие руля, направляет экономику в нужную сторону. В.Леонтьев одновременно противник экономии на социальных расходах и заработной плате.
Может быть два подхода к национальной экономической политике: метод проб и ошибок и стратегический плановый подход. Первый подход состоит в том, что предлагается набор различных мер, и если он не приводит к успеху, предлагается другой набор или третий.
Стратегическое планирование, отмечает Леонтьев, направлено на получение состояний, в которых экономика может оказаться в результате применения альтернативных комбинаций различных мер экономической политики. Для организации такого подхода необходима систематически организованная база данных. В пример он ставит Японию, где это делается объединенными усилиями 13 министерств под руководством специального комитета Кабинета министров. Надо отметить, что Леонтьев во многих публикациях ставит Японию на первое место в осуществлении принципов стратегического планирования с использованием моделей межотраслевого баланса и считает, что этим: во многом объясняются достижения японской экономики.
"Возможно, когда-либо в нашей стране появится заинтересованность в использовании работ В.Леонтьева по межотраслевому анализу", — высказывает надежду профессор Новосибирского филиала Академии наук А.Гранберг.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 1903;