СООТНОШЕНИЕ СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИЙ МОЗГА
Исследования мозга долгое время были направлены на поиск структур, ответственных за те или иные его функции. В конце XVIII в. чрезвычайную популярность приобрела идея австрийского врача Ф.Й. Галля
(1758-1828) о том, что наличие у человека определенных способностей можно выявить по выступам на черепе, которые якобы связаны с развитием соответствующих отделов мозга. Таким образом, постулировалось открытие нового направления в науке - френологии. Впоследствии эта теория не получила научного подтверждения.
Ранее было описано, что попытки четко локализовать те или иные психические функции в мозге часто приводят к упрощенному и неверному их пониманию. Дело в том, что высокоспециализированные участки мозга выполняют в основном первичный анализ сенсорной информации или напрямую регулируют моторные акты. Повреждение этих отделов мозга ведет к известным неврологическим феноменам (параличу, слепоте, афазии, потере слуха, нарушению координации движений). Большинство же психических функций определяется многоуровневыми связями между самыми различными отделами мозга. Нет никаких научных свидетельств того, что изучение структуры мозга здорового человека (например, при МРТ) позволяет определить какие-либо качества его личности или оценить его способности.
Однако при изучении психических заболеваний удалось обнаружить ряд закономерностей, которые позволяют связать нарушение тех или иных функций с повреждением отдельных частей мозга (табл. 1.2). В частности, при поражении лобных долей нередко присутствуют снижение моторной активности, молчаливость или стереотипная речь, снижение концентрации внимания, потеря способности планировать и понимать последствия своих действий, трудности в анализе абстрактных категорий. Нарушения понимания приводят к потере чувства болезни - анозогнозии. Преобладают равнодушие, нередко благодушный или приподнятый фон настроения (эйфория).
Поражение височных долей мозга может приводить к нарушению понимания речи (как чужой, так и своей собственной) и тяжелым нарушениям памяти (фиксационная амнезия - синдром Корсакова). Также характерны нарушение различения звуков, затруднение восприятия музыки и различные эмоциональные нарушения (от эйфории до депрессии). Весьма сложные психические феномены описывают у пациентов, имеющих очаги эпилептической активности в височных долях. В этом случае могут приступообразно возникать довольно сложные галлюцинации (зрительные, обонятельные, слуховые), внезапное чувство из-
мененности окружающего (дереализация, дежавю1), непроизвольные наплывы мыслей и воспоминаний, автоматизированные неосознаваемые действия (сумеречные состояния сознания). Описан синдром двустороннего поражения височных долей, при котором не только нарушаются память и интеллект, но появляется сексуальная растормо-женность, а также утрачивается способность распознавать предметы на вид, так что пациент предпочитает ощупывать их или даже брать в рот (синдром Клювера-Бьюси).
Таблица 1.2. Симптоматика локальных повреждений мозга
От фр. deja vu.
Локальное повреждение теменных долей мозга приводит к нарушению способностей к письму, счету, выполнению автоматизированных практических навыков (апраксии). Такие пациенты не могут определить предметы на ощупь, не способны конструировать объекты из их частей, ориентироваться в пространстве, различать «вправо-влево», «над-под», «спереди-сзади». Наблюдаются эмоциональная несдержанность, снижение критики.
Затылочные доли в первую очередь отвечают за первичное распознавание зрительной информации. При их поражении нарушается способность читать, распознавать предметы и лица. Раздражение этих областей (эпилептическим очагом или опухолью) приводит к появлению элементарных зрительных образов (вспышек, геометрических фигур, цветовых пятен). Возможно длительное существование в сознании образов предметов после того, как их убрали из поля зрения (палинопсия).
Много исследований также было посвящено изучению функциональной асимметрии мозга. Обычно с работой доминантного (левого у правшей) полушария мозга связывают логический анализ, мышление и речь. Деятельность недоминантного (правого у правшей) полушария тесно связана с эмоциональным восприятием мира, эвристической, интуитивной оценкой ситуации. В случаях поверхностных травм головы с преимущественно односторонним повреждением коры мозга дефекты левого полушария чаще проявляются грубыми нарушениями речи и расстройствами словесной памяти, а дефекты правого полушария - утратой функции запоминания (корсаковским амнестическим синдромом), ошибками памяти и фантазиями (конфабуляциями), выраженными нарушениями восприятия времени и пространства, неспособностью понять скрытый смысл (в шутках, пословицах), эмоциональными и личностными расстройствами.
В последние годы внимание ученых приковано в большей степени не к структуре, а к функционированию отдельных участков мозга и их взаимосвязи. Так, было показано, что возникновение галлюцинаций при шизофрении может быть результатом утраты содружественности в работе участков лобной и височной коры. Таким образом, естественная внутренняя речь не воспринимается как своя собственная.
Все же приходится признать, что большая часть психических расстройств (бред, кататония, депрессия, мания, истерия, навязчивости, патологические влечения) имеют функциональную природу и не могут быть никак объяснены локальным нарушением какого-либо отдела мозга.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 265;