Понятие юридической науки как знания, деятельности и социокультурного института 11 глава


Первые наиболее значимые результаты становления правовой науки связываются с деятельностью семи греческих мудрецов VI— IV вв. до н. э. (Фалес Милетский, Солон Афинский, Питтак из Митилены и др.), сформировавших ряд нравственных требований (гном), не утративших значения и по настоящее время. В част­ности, ими была сформулирована одна из важнейших библейских заповедей: не делай другому того, чего не желаешь для себя, — а также такие гномы, как «взятое в долг следует отдавать», «народ­ное правление лучше тирании», «законам покорствуй», «познай самого себя».

Глубокие и системные знания о государстве и праве, заложив­шие основы правовой науки, были представлены величайшими мыслителями древности: Сократом (469—399 гг. до н. э.), Плато­ном (427—347 гг. до н. э.) и Аристотелем (384—322 гг. до н. э.). Ими были поставлены и даже частично решены основные вопросы пра­вовой науки: причины происхождения государства и многообразие его форм, оптимальные формы государственного устройства, со­отношение права и закона, закона и справедливости, всеобщие черты права, понятие преступного и форм его вины. Более того, Пдатон весьма детально описал идеальную форму общественного и государственного строя, основанного на общественной собст­венности на орудия труда и произведенные материальные блага, т. е. коммунистического общества. Однако его попытки реализо­вать свой идеал государства окончились неудачей. Тиран Диони­сий, правление которого Платон пытался реформировать, продал его в рабство, хотя вскоре он был выкуплен из рабства друзьями.

Значительная часть положений, сформулированных Сократом, Платоном и Аристотелем, не утратила научного значения в на­стоящее время. В частности, Платон обоснованно полагал, что происхождение государства имеет закономерный характер, обу­словленный разделением труда и необходимостью постоянного обмена товарами и услугами между индивидами. Аристотель впер­вые сформулировал положение о том, что стабилизатором поряд­ка в обществе выступает средний класс, тогда как богатая плуто­кратия и другие свободные лица, не принимающие активного уча­стия в общественно-полезном труде, постоянно ориентированы на борьбу за государственную власть и порождают самые различ­ные политико-правовые конфликты.

В разумных законах государства Аристотель видел действенное средство управления, опирающееся на два органично связанных способа: убеждение и принуждение. Развернутую характеристику формы государства Аристотель излагал, дифференцировав ее на правильную (аристократию и политию) и неправильную (тира­нию, олигархию, демократию). Значительный интерес и сегодня вызывает его трактовка справедливости как права. Аристотель подразделяет справедливость на четыре вида: уравнивающую, рас­пределяющую, естественную и условную — и тем самым фактиче­ски намечает основы деления права на частное и публичное. По его мнению, гражданские, трудовые и семейные отношения госу­дарство регулирует с помощью уравнительной справедливости, то­гда как на базе распределительной справедливости осуществляется регулирование отношений между государством и гражданином.

Основы правовой науки, сформулированные Сократом, Плато­ном и Аристотелем, были развиты представителями эпикурейской и стоической школ (IV—II вв. до н. э.), зародившихся в Древней

Греции. Далее эти учения были восприняты мыслителями Древне­го Рима.

При наличии достаточно развитых знаний о природе и сущно­сти государства и права в Древней Греции специальных образова­тельных юридических учреждений не существовало. Право препо­давалось лишь в совокупности с философскими воззрениями, раз­деляемыми основоположником соответствующей школы и его последователями. Так, Платон в 387 г. до н. э. основал свою шко­лу — Академию, которая просуществовала почти 1 тыс. лет. В 322 г. до н. э. Аристотелем была создана школа — Ликей. Свою философскую школу — Сад имел и Эпикур; она на протяжении восьми столетий выступала стойким и последовательным центром распространения античного материализма и атеизма.

После завоевания Древней Греции Древним Римом интенсив­ность политико-правовых исследований и их плодотворность зна­чительно сократились, а центр развития правовой науки постепен­но переместился в Древний Рим. При этом процесс ее формирова­ния, развития шел по трем направлениям. Первое направление составила разработка закономерных основ государства и права, второе — разработка принципов и норм позитивного публичного и частного права, третье — создание специальных образовательных юридических учреждений, ориентированных на подготовку квали­фицированных кадров — политиков, юристов-практиков и юри- стов-ученых.

Вклад римских философов и мыслителей в дальнейшее разви­тие политико-правовых идей древнегреческих мыслителей состо­ял прежде всего в разработке основополагающих проблем сущно­сти и непосредственного бытия государства и права. Наиболее плодотворными в этом направлении были исследования Цицеро­на (106—43 гг. до н. э.), Сенеки (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.), Марка Аврелия (121 — 180 гг. н. э.), других древнеримских философов и юристов.

Раскрывая соотношение закона, права и справедливости, Ци­церон исходил из признания соответствия права Божественной во­ле. Он напрямую связывает право с законом, который имеет Боже­ственный характер и определяет поведение человека. Следователь­но, по его мнению, право должно соответствовать закону. Лица, между которыми существует общность в виде Божественного зако­на, объединены также общностью в виде права, требующего жить честно, правильно и справедливо. А лица, имеющие общие Боже­ственные законы и право, принадлежат к одной и той же граж­данской общине, одному и тому же гражданскому обществу. При этом впервые в истории правовой науки Цицерон выделил и обос­новал один из ведущих принципов права — принцип формального равенства: право устанавливает формальное равенство между фак­тически неравными и различными между собой людьми.

Как и Цицерон, Сенека признавал индивидов равными, по­скольку все они, будучи членами единого мирового целого, безус­ловно, равны между собой фактически, даже преступники — лю­ди. Равенство людей он видел в свободе, полагая, что это свойство присуще всем, даже раб в душе свободен. Несвобода распростра­няется только на тело. Поэтому господам принадлежит лишь тело раба, но не его дух. Одновременно Сенека признавал людей суще­ствами беспомощными, слабыми, постоянно погруженными в грех и зло, практически не способными выбраться из этого со­стояния. Марку Аврелию удалось воплотить мечту Платона о со­вмещении должности царя и философа. В целом опыт подтвердил правоту Платона. Период правления Марка Аврелия признается «золотым веком» Древнего Рима. В работе «Наедине с собой» он разрабатывает основные идеи стоицизма — принципы равенства и служения людям.

Величайшей заслугой римлян признается детальная разработка ими принципов и норм частного права, большая часть которых действует в современном гражданском праве. «Римляне, — при­знавал К. Маркс, — собственно, впервые разработали право част­ной собственности, абстрактное право, частное право, право абст­рактной личности. Римское частное право есть частное право в его классическом выражении». Некоторые исследователи небезосно­вательно полагают, что успехи римлян в разработке частного пра­ва стали возможны благодаря заимствованию ими теории и зако­нов Древней Греции. Например, античный историк Страбон при­знавал, что римляне «действительно заимствовали от ахейцев большую часть своих законов». Отсутствие письменных источни­ков частного права Древней Греции, дошедших до нашего време­ни, не может служить достоверным доказательством его неразра­ботанности и неразвитости. Большая торговля, которую на протя­жении нескольких столетий вели греки с соседними странами, не могла не породить права, опосредовавшего отношения договоров купли-продажи, мены, аренды, найма и других имущественных связей и способствующего разрешению конфликтов.

Во II—III вв. н. э. вклад в разработку принципов и норм рим­ского права Папиана, Павла, Ульпиана, Модестина был настолько велик и общепризнан, что в 426 г. н. э. специальным законом им­ператора Валентина III доктринальным положениям названных юристов была придана сила закона.

Рим по праву признается родиной первых специальных юриди­ческих образовательных учреждений. Длительное время знание права и процесса судебного рассмотрения составляло прерогативу жрецов. В 254 г. до н. э. традицию нарушил Тиберий Корунка- ний — первый верховный жрец из плебеев. Он счел необходимым объяснять право каждому желающему. Но потребовалось еще два века для осознания необходимости систематического обучения юриспруденции лиц, ведущих юридическую деятельность на про­фессиональной основе. В I в. н. э. Сабианом была организована частная школа, в которой профессиональные юристы читали лек­ции и вели диспуты с обучающимися. Опыт деятельности школы получил всеобщее признание, и уже в IV—V вв. н. э. такие школы с четырехгодичным сроком обучения действовали в Александрии, Афинах, Бейруте, Константинополе, Риме, Цезарее.

Успехи римлян в развитии правовой науки и юридического об­разования, как и вся древнеримская культура, были уничтожены с завоеванием Рима варварами. Процесс формирования и совер­шенствования правовой науки был прерван на целое тысячелетие. Повсеместно наблюдался регресс в действующем законодательст­ве, выразившийся в замене римского права варварскими правдами и цивилизованного римского суда варварским судом, в котором основным доказательственным средством признавались поединок и ордалии.

§ 3. Средневековая западноевропейская юридическая наука

Эпоха Средневековья продолжалась около 15 столетий. Ее на­чало чаще всего связывается с падением Римской империи под ударами варваров и с переходом от рабовладения к феодальному способу производства, основанному на неравноправном договоре феодала с крестьянами, иными лицами, вынужденными его содер­жать материально, а конец — с Новым временем, эпохой становле­ния промышленного производства, основанного на наемном труде рабочих. Средневековье подразделяется на три стадии: раннее (IV— IX вв.), классическое (X — первая половина XIV в.) и позднее (XIV — вторая половина XVII в.), завершившее свое существова­ние в связи с укреплением буржуазного способа производства, приведшего к буржуазным революциям в Западной Европе и пере­ходу государственной власти из рук феодалов в руки буржуазии.

Эпоха Средневековья была не самым плодотворным периодом правовой науки. Наоборот, первоначально достижения античной правовой науки, равно как и позитивного права, были преданы забвению в странах Западной Европы, за исключением Византии. Процесс формирования позитивного права, обеспечивающего гос­подство феодальных экономических и политических отношений, а также идеологическое обоснование разумности и необходимости феодального права составляют суть правовой науки эпохи Средне­вековья. В числе ее наиболее значимых достижений можно выде­лить: I) кодификацию римского права, завершившуюся изданием Дигест Юстиниана и подготовкой систематического сборника нормативных правовых актов канонического права — Свода кано­нического права (1500); 2) рецепцию римского права; 3) развитие университетов как основной формы подготовки профессиональ­ных юридических кадров; 4) формирование политико-правовых учений с позиций средневековой философии патристики (II— VIII вв.) и схоластики (XII—XIII вв.).

Величайшим достижением средневековой правовой науки яв­ляется кодификация римского права, проведенная в Византии в VI в. по поручению императора Юстиниана, и создание свода Corpus juris civilis, содержащего наиболее полное и системное из­ложение норм как частного, так и публичного римского права. Свод состоит из четырех частей: Институций, Дигест, Кодекса и Новелл. В основу Институций были положены институции (учеб­ник частного права) Гая, одновременно использовались институ­ции и других древнеримских юристов. Дигесты состояли из трех частей: 1) отрывков из сочинений римских юристов, относящихся к старому римскому праву, закрепленному в законах и обычаях;

2) положений из работ юристов, посвященных комментированию более позднего, преторского права; 3) фрагментов из работ Папи- ниана и других римских юристов, содержащих комментарии су­дебной практики. Включенные в Свод положения подвергались редактированию в целях устранения противоречий между ними и приспособления их к существующим в Византии отношениям. Императорские конституции (законы) были систематизированы в 12 книгах Свода и в совокупности составили Кодекс. Импера­торские конституции, вышедшие после издания Corpus juris civilis, назывались новеллами и образовали четвертую часть Свода — Но­веллы.

Кодификация римского права является одним из важнейших достижений средневековой правовой науки, имеющим огромное историческое значение. Во-первых, был разработан и успешно применен эффективный способ приведения разрозненного нор­мативного материала в форму, удобную для поиска и применения действующего законодательства. Во-вторых, проведенная систе­матизация римского права в София juris civilis существенно облег­чила процесс его рецепции западноевропейскими странами в но­вых исторических условиях в связи с необходимостью дать надле­жащее правовое регулирование развивающимся отношениям в сфере промышленности, торговли и финансовой деятельности.

В начале 2-го тысячелетия с развитием городов, цеховой про­мышленности и торговли в странах Западной Европы возникла потребность в нормах права, способных надлежащим образом за­крепить права и обязанности участников имущественных пред­принимательских отношений и обеспечить им надлежащую право­вую защиту. Варварские правды, ориентированные главным обра­зом на регулирование отношений, основанных на натуральном ведении хозяйства, для этих целей были непригодны. Потребности в праве, способном упорядочить действия участников экономиче­ских отношений, были удовлетворены посредством рецепции римского права, начало которой положили юристы Болонской школы, сформировавшейся в конце XI в.

Процесс рецепции римского права длился несколько столетий и проходил в три этапа. На первом этапе (XII—XIII вв.) представи­телями Болонской школы и их последователями были вызволены из забвения Дигесты Юстиниана и другие источники римского права и обоснована их применимость для регулирования частно­правовых отношений эпохи Средневековья. Комментарии-толко­вания норм римского права назывались глоссами, а потому авто­ров подобных комментариев называли глоссаторами. Второй этап рецепции римского права пришелся на XIV—XV вв. и характери­зовался стремлением юристов, образовавших школу комментато­ров (постглоссаторов), органично согласовывать положения рим­ского права с особенностями частноправовых отношений эпохи Средневековья. При этом усилился интерес к нормам естествен­ного права и признавался их приоритет перед нормами, исходя­щими от государства или общества. Так, С. Бартол, один из осно­воположников этой школы, ставил естественное право выше вла­сти монарха.

Благодаря усилиям глоссаторов и постглоссаторов римское право получило второе рождение и стало широко применяться в странах Западной Европы, а в Испании и Португалии коммента­риям С. Бартола, пользующимся авторитетом, придается сила права. Однако оценка источников римского права с позиций есте­ственного права эпохи Средневековья из-за нечеткости системы норм последнего зачастую приводила к произвольному толкова­нию норм римского права в науке и судейскому произволу на практике. В связи с этим в начале XVI в. возникло новое гумани­стическое направление в юриспруденции, представители которого свою непосредственную задачу видели в максимально бережном отношении к текстам римского права и в точном раскрытии смыс­ла его правоположений, норм права. Вследствие этого была значи­тельно усовершенствована система методов толкования права, ве­дущее значение в них приобрели грамматический и исторический методы толкования.

Таким образом, благодаря исследованиям средневековых юри­стов римское право стало важнейшим источником средневекового права, действенным средством стабилизации имущественных от­ношений и их защиты, а также оказало решающее воздействие на развитие средневековой правовой науки.

Признание обществом и государством права в качестве важней­шего регулятора отношений в возрождающихся сферах экономики и торговли и действенного средства разрешения конфликтов между участниками имущественных отношений порождает острый дефи­цит в юристах, способных на высоком профессиональном уровне разрешать конфликты и выносить обоснованные, справедливые решения. Дефицит в юридических кадрах был преодолен посред­ством создания специальных юридических образовательных уч­реждений — университетов. Первым университетом, специализи­ровавшимся на подготовке юридических кадров, был Болонский университет, основанный неким Пепо в конце XI в. Вскоре универ­ситет стал пользоваться успехом благодаря тому, что право в нем преподавалось в качестве основного предмета, а не как составная часть риторики, при этом римское право преподавалось системно и максимально полно. Кроме того, германский император Фридрих I предоставил ряд привилегий слушателям этого университета. При­мечательно, что студенты сами избирали профессоров. При этом избранный профессор давал обязательство не преподавать в других учебных заведениях. Традиции и методика преподавания юриспру­денции в Болонском университете были заимствованы другими аналогичными учебными заведениями Италии, Франции, Испа­нии и других западноевропейских стран. Университеты были обра­зованы в городах Виченце (1203), Ареццо (1215), Париже (1215), Монпелье (1220), Падуе (1222), а также в Испании (1218).

Процесс формирования сословия юристов в странах Западной Европы неизбежно потребовал дальнейшего развития правовой науки, способной не только комментировать соответствующие положения римского права и пути их применения в регулирова­нии средневековых отношений, но и раскрыть природу права, его возможности и пределы в правовом регулировании экономиче­ских и политических отношений в условиях феодального строя. При этом предпринимается попытка возвысить церковь и канони­ческое право над светской властью и позитивным правом, обосно­вать правомерность претензий канонической власти на верховную власть в обществе и государстве.

Средневековая христианская философия определяет основу политико-правовой науки Средневековья, в истории которой принято выделять две стадии: патристику (II—VIII вв.) и схоласти­ку (XII—XIII вв.). Патристика представляла собой учение «отцов церкви», рассматривавших проблемы философии, этики, право­вой науки с позиции христианских догматов. Ее наиболее видны­ми представителями признаются Иоанн Златоуст (347—407) и Ав­релий Августин (354—430). Особенность схоластики как учения состояла в том, что ее представители основной путь постижения Бога видели в логике и логически последовательном выведении из догматов христианства знаний об устройстве реально суще­ствующего мира. Своей научной вершины схоластика достигла в работах Фомы Аквинского (1225—1274). В конце XIII в. появились учения, основанные на скептическом отношении к теологии и догматам христианства. Одним из первых представителей такого подхода был Марсилий Падуанский (1280—1343).

Иоанн Златоуст исходил из понимания общности целей церков­ной и светской властей, призванных обеспечивать необходимые условия для благочестивой жизни и спасения душ вверенных их попечению людей. При этом он отдавал приоритет церковной вла­сти, рассматривая государственного правителя в качестве сотруд­ника церковной власти и помощника, посланного Богом. Соответ­ственно, важнейшим направлением светской власти, по мнению этого философа, является защита и покровительство церковной власти. В свою очередь первостепенная обязанность подвласт­ных — совершение молитвы за начальство. Однако такой почести достоин лишь властвующий, который обладает такими качествами, как православие и благочестие. Не обладающий этими качествами правитель является тираном для людей и одновремено рабом своих страстей. «Тот, кто делает грех, есть раб, хотя бы имел на главе ты­сячи венцов», — говорится в Священном Писании.

Иным видел соотношение церкви, государства и народа Авре­лий Августин. Он подвергал резкой критике Рим и другие государ­ства, признав их бесовским царством, основанным на принуж­дении и лишенным справедливости. Истинная справедливость, по его мнению, возможна лишь в «граде Божьем», только церковное общение является делом, праведным перед Богом. Он первым признал фактическое равенство всех христиан независимо от их народности и социального положения, требовал следовать заветам Иисуса Христа и отказаться от культа богатства (предпринима­тельства). Все люди, полагал он, обладают абсолютной человече­ской ценностью как духовно бессмертные существа, созданные Богом по своему образу и подобию, а потому не могут использо­ваться в качества средства достижения чьих бы то ни было целей. В то же время он признавал социальное неравенство объективным фактом, с которым невозможно вести сколько-нибудь успешную борьбу. Однако, по его мнению, бедный чаще бывает счастливым, чем богатый, которым управляют страсти.

Вклад Фомы Аквинского в развитие правовой науки выражает­ся в обосновании наличия четырех видов законов и в развернутой характеристике их соотношения между собой, а также в призна­нии права народа на восстание против государя, установившего тираническую форму правления. По его мнению, поведение чело­века регулируется четырьмя видами законов: Божественным, веч­ным, естественным и человеческим. Божественный закон дан в Библии. Вечный закон основывается на Божественном и управля­ет всеми земными делами. В отношении людей дополнительно действует еще два вида законов: естественные и человеческие. Ес­тественный закон понимается им как часть вечного закона, пред­назначенного для разумных тварей, каковыми являются люди.

Этот закон позволяет людям отличать добро от зла, хорошее от плохого.

Человеческий закон Фома Аквинский понимал как общее ме­рило, устанавливаемое государством во имя всеобщего блага и обеспеченное силой государственного принуждения. Особое вни­мание он придавал доведению закона до заинтересованных лиц, полагая, что закон не может вступать в действие без его обнародо­вания. Кроме того, человеческий закон ни при каких условиях не может противоречить вечному и естественному законам. Челове­ческий закон, не соответствующий вечному закону, представляет собой голое насилие и потому не имеет природы закона. Государ­ство, возводящее насилие в закон, является государством-тира- ном. Поэтому народ имеет право на сопротивление властям в слу­чаях, когда «предписывается действие, противное той цели, для которой установлена власть».

Свежую струю в средневековую юридическую науку, базирую­щуюся на обосновании и объяснении политико-правовых явле­ний и процессов христианскими догматами, внес Марсилий Паду- анский. Он был первым средневековым мыслителем, прямо за­явившим о светском характере государства и его независимости от церкви. По его мнению, государство возникает из общественного договора и имеет целью обеспечение материального благополучия своих подданных, а также создание условий для умственной (на­учной) деятельности. Церковь призвана исполнять роль «духовно­го врача» паствы и не должна вторгаться в светскую власть. Мар­силий Падуанский предлагал монарха, осуществляющего государ­ственную власть, избирать народом. Он же считал необходимым всем сословиям, кроме крестьянства, предоставить свободу и рав­ные политические права. Впервые в истории правовой науки этот философ сформулировал принцип разделения государственной власти на две ветви: законодательную и исполнительную. По его мнению, законы может принимать только народ, способный обес­печивать закрепление в законах всеобщих интересов. Один чело­век может извращать суть законов, закрепляя в них собственный эгоистичный интерес.

§ 4. Западноевропейская юридическая наука Нового времени

Правовая наука Нового времени, охватывающего XVII— XIX вв., характеризуется интенсивным развитием всех ее отраслей и превращением в развитую систему общих и отраслевых знаний о закономерностях функционирования и развития государства и права. Правовая наука полностью обособляется от философии и богословия и образует самостоятельную систему научных зна­ний. Правоведение приобретает статус социальной, общественной науки, призванной исследовать процессы функционирования и развития государства и права и вырабатывать обоснованные реко­мендации о путях модификации, совершенствования политико­правовой практики, способствовать прогрессивному развитию общества и государства. Ее ведущими компонентами становятся общая теория государства и права, история государства и права, а также науки гражданского, административного, уголовного, фи­нансового и иных отраслей права.

Интенсивное развитие правовой науки объективно обусловле­но процессами, связанными с утверждением буржуазного общест­ва и переходом государственной власти из рук феодалов в руки буржуазии как экономически господствующего в этом обществе класса. В этих условиях правовая наука должна была обосновать правомерность претензий буржуазии на государственную власть, создать систему норм, обеспечивающих успешное функциониро­вание гражданского общества на началах равенства, свободы и справедливости, разработать систему норм права в сфере публич­ного и частного права, способных гарантировать устойчивый пра­вопорядок и защиту нарушенных прав индивидов и иных лиц. Чтобы успешно решить эти фундаментальные проблемы, правове­дам пришлось: 1) изменить свои философские воззрения; 2) моди­фицировать представления о сущности государства и права и их роли в жизни общества; 3) дополнить систему правовой науки ря­дом новых отраслевых наук конституционного, административно­го, финансового права; 4) создать развитую систему внутринацио­нального права.

Начиная с эпохи Просвещения в Западной Европе умами фи­лософов овладевает новое учение — рационализм, согласно кото­рому основой бытия является не Бог, а разум человека. Наиболее полное обоснование это учение получило в работах Р. Декарта, Г. Лейбница, Б. Спинозы и нашло благодатную почву в правовой науке в трудах виднейших представителей теории естественного права: Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка. Раскрывая тесную связь философского рационализма с теорией естественного права, О. Э. Лейст пишет: «В противоположность христианским авторам Средневековья, традиционно видевшим в «свободной воле людей» источник и причину греха и зла в мире, теоретики естественного права считали свободу воли, направляемой разумом, основой об­щежития, отношений между людьми, каждый из которых свобо­ден в поступках, в выборе вариантов поведения и потому должен нести ответственность за свои действия. Рационалистический подход к государству, попытки использовать категории частного права для объяснения причин его возникновения и существова­ния ввели в содержание политико-правовых теорий не только главную идею общественного договора, но и категорию естествен­ного состояния, перспективную для последующего исследования догосударственной истории человечества, а также проблему вза­имных прав и обязанностей власти и народа».

Основополагающий тезис теории естественного права о нали­чии естественных прав человека, имеющих приоритет перед воле- установленным правом государства, и об обязанности государства следовать нормам естественного права послужили теоретической основой дальнейших революционных преобразований правовой науки, государственной власти и юридической практики. Под ло­зунгами равноправия и свободы были проведены буржуазные ре­волюции в Нидерландах, Англии, во Франции и в других странах Западной Европы, приведшие к устранению сословных различий между членами гражданского общества, освобождению крестьян от крепостной зависимости, законодательному закреплению фор­мального равенства всех членов общества. Признание обществен­ного договора между государством и населением как правовой ос­новы их взаимодействия ориентировало буржуазные государства на интенсивное формирование публичного права, создание норм конституционного, административного, процессуального права, способных закрепить правовые пределы государственной власти, обязать свято исполнять принятые законы как население, так и государственные органы и должностных лиц. Правовое государст­во, обоснованное в работах И. Канта и Г. Гегеля, и по настоящее время выступает идеалом и конечной целью любого демократиче­ского государства.

В этот же период государства Западной Европы начинали отка­зываться от применения римского права и создавать собственные кодифицированные акты в сфере частного права в целях приспо­собления общего (римского) права к специфике существующих национальных имущественных отношений. Пример этому подала франция, подготовив и приняв Гражданский кодекс, который был воспринят в Бельгии, Нидерландах, Италии, Польше. Однако Германия, а вслед за ней и другие страны разработали и приняли свои гражданские кодексы. Таким образом, законотворческая дея­тельность, ориентированная на формирование национального публичного и частного права, стала одним из важнейших направ­лений деятельности государств Западной Европы, а наличие раз­витой системы права — одним из значимых показателей высокой правовой культуры общества и государства.

Чтобы успешно справиться с процессами формирования на­ционального позитивного права и обеспечить его эффективное действие, в том числе в сфере правосудия, государства вынуждены стимулировать развитие правовой науки и создавать образователь­ные учреждения для подготовки высококвалифицированных юри­дических кадров.

По мере упрочения статуса буржуазных государств в качестве органа управления делами общества и формирования системы буржуазного права, революционная направленность и излишний демократизм теории естественного права становятся обремени­тельными для государственной власти, желающей стабилизиро­вать буржуазное законодательство на достигнутом уровне и отка­заться от его критики по мотивам несоответствия нормам естест­венного права. В свою очередь, ученые-юристы не избежали соблазна оказать действенную помощь государству, создав в нача­ле XIX в. позитивистскую теорию права, в основе которой лежало понимание права как любого властного веления государственной власти, направленное на создание нормативных установлений.



Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 148;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.02 сек.