Электронные табло по требованиям ФИФА (FIFA)
Главная цель алфавитно-цифровых информационных систем со- стоит в том, чтобы показывать результаты соревнований. Через ком- пьютер матричные информационные системы могут показать тексты и изображения.
В технических рекомендациях ФИФА (FIFA) указано, что необхо- димо обеспечить, по крайней мере, одно управляемое компьютером табло. Как правило, два табло размещаются по диагонали друг напро- тив друга, обеспечивая тем самым оптимальное визуальное воспри- ятие без потери зрительских мест. Рекомендуется, чтобы горизон- тальный угол восприятия не превышал 120 .
Так как спортивные ассоциации пока не определили минималь- ную высоту для видеокубов, мы можем предположить, что высота 25 м от поверхности игровой площадки будет достаточной. Кроме того, необходимо отметить проблему тени, отбрасываемой кубом на центр игрового поля. Необходимо учитывать это на ранней стадии планиро- вания.
Акустика
Акустические, шумовые и звуковые требования для спортивного сооружения взаимосвязаны и не должны рассматриваться в отдельно- сти. Успешными факторами интеграции звука в акустической окру- жающей среде будут:
– обеспечение звуковой поддержкой все здание;
– обеспечение возможности каждому виду спортивных мероприя- тий в данном пространстве проходить без помех;
– обеспечение соответствующей естественной акустики для по- вышения эффективности проводимого мероприятия;
– минимизирование риска экологического шумового воздействия на прилегающие строения.
На рис. 119 представлены основные акустические аспекты, их эф- фект на окружающую среду и звуковое качество, которые нуждаются в обязательном рассмотрении.
Рис. 119. Основные акустические аспекты и их влияние на окружающую среду
Важно установить предложенное эксплуатационное использова- ние спортивного сооружения, которое связано с бизнес-планом не только на момент его открытия, но также и в будущем. Это позволит оценить приоритеты, которые окажут влияние на конечный проект.
Проект и последующие действия, связанные с данными акустиче- скими аспектами, должны быть скоординированы с проектировщика- ми, в частности с архитектором, инженером-конструктором, инжене- ром по технике и электрике. Разработка проекта акустики может ока- зать существенное влияние на полный проект, а следовательно, и его стоимость.
Естественная акустика чаши спортивного сооружения эффективна при решении 3 основных проблем, связанных со спортивными соору- жениями:
1. Среда для получения зрителем удовольствия от происходящих спортивных событий.
2. Помощь в обеспечении необходимой речевой ясности звуковой системы спортивного сооружения.
3. Влияние на качество звука во время проведения музыкальных мероприятий.
Акустика чаши комплекса проектируется в зависимости от разме- ра, формы и отделки спортивного комплекса. Она может быть вариа- бельна в среде, если принимать во внимание, что современные здания могут иметь такие особенности, как закрываемые крыши или под- вижные видеоэкраны, которые могут изменять акустическую окру- жающую среду.
Как и в большинстве аспектов проектирования, существует кон- фликт акустических требований проекта и удовольствия зрителей от спортивных мероприятий в случае, когда идет сравнение речевой яс- ности звуковой системы и качества музыки для концертов.
Для спортивных мероприятий акустика должна быть как можно более звукоотражающая (живая) (насколько это возможно) для обес- печения атмосферы. Это приводит к проектированию множества твердых, отражающих поверхностей и использованию формы крыши, обеспечивающую конструктивно отражения от противоположных трибун.
Для хорошей речевой ясности звуковых систем акустическая ок- ружающая среда должна иметь тенденцию к безэховому звуку. Таким
образом, необходимо повысить отношение прямого звука к отражен- ному. Это вынудит проектировщиков использовать в проекте акусти- чески поглощающие поверхности.
Эта проблема еще более усложняется, если стадион должен ис- пользоваться для музыкальных концертов. В случае, когда применя- ются большие гастрольные звуковые системы, должна быть умень- шена реверберация, поскольку такое нежелательное эхо может быть существенным источником раздражения слушателей. Существует множество примеров, когда сотни людей покидали зал и требовали возмещения стоимости билета из-за этого акустического дефекта.
Понятно, что существует баланс между звукоотражением, звуко- поглощением и требованиями реверберации. Для этого необходимо провести акустическое моделирование как часть проектных изыска- ний таким образом, чтобы акустика была оптимизирована для боль- шинства мероприятий, проводимых в спортивном сооружении.
Поведение звука в спортивном сооружении диктует сложная тео- рия волн, которая в сочетании со сложным пространством здания не может быть с легкостью смоделирована непосредственно в соответст- вии с теорией волн. Большинство моделей используют методику от- слеживания лучей, которые приближены к поведению волны. Отсле- живаются многократные отражения луча, действующие по принципу: угол направления звука равен углу звукового отражения. Другие фак- торы, которые приняты во внимание во время моделирования: исход- ные особенности звука, затухание, воздушное поглощение, взаимо- действия (отражения) с физическими объектами и поглощающими поверхностями, а также граница преломления лучей и проход сквозь конструкции здания. Пример прослеживающего луч трехмерного изображения иллюстрирован на рис. 120. Различные пути отражений показаны в стадионе от крыши, стен и т.д. При этом акустические де- фекты могут быть выявлены с помощью эхограммы.
На практике подобный подход в исследовании только начинает эффективно использоваться, однако необходимо подчеркнуть, что только детальное исследование и моделирование ситуации идентифи- цируют проблемы, а следовательно, самые эффективные способы их устранения для каждого определенного случая и эксплуатационных характеристик.
Рис. 120. Геометрическое моделирование акустических отражений
Чтобы определить акустические требования звуковой изоляции чаши спортивного сооружения, важно установить две первичные пе- ременные: исходные уровни шума и приемлемые для слуха уровни шума. Обе являются переменными на основании потенциального диапазона действий, происходящих в здании, которые, в свою оче- редь, могут затронуть допустимые значения уровней шума, примени- мых для прилегающих жилых построек (табл. 24).
В дополнение к традиционным требованиям работы звукового оборудования можно отметить, что звуковые системы, предназначенные для современных площадок, часто выполняют следующие функции:
– передают важные сообщения на все общественные зоны здания;
– комментируют происходящие мероприятия;
– воспроизводят музыкальную программу;
– передают сообщения от спонсоров и рекламодателей;
– осуществляют соединение с экранами, концертным звуковым оборудованием и др.;
– обеспечивают требования к звуку для достопримечательностей здания (туров, музея и пр.) и систему коммуникации для плохо слы- шащих.
Таблица 24
Характерная акустическая обработка для чаши спортивного сооружения
Зона | Акустический результат | Возможная акустическая обработка |
Крыша | Может обеспечивать хорошие отражения для спортивных ме- роприятий, создавая атмосферу, однако пагубно для систем громкой связи | Обеспечение некоторого акустического поглощения для некоторых редких час- тей крыши. Это улучшит восприятие ре- чи для систем громкой связи спортивного сооружения и уменьшит нежелательные отражения. Отражения для поддержания атмосферы будут сохранены |
Фронталь- ная часть балконов | Вертикальные по- верхности могут соз- давать эффект эха во время концертов | Обработка акустически поглощающими или рассеивающими материалами. В слу- чае, когда необходима реклама, рекламное полотно можно изготовить с добавлением акустически поглощающего материала |
Верти- кальные поверхно- сти | Вертикальные части лестниц, а также зад- няя стенка могут соз- давать эффект эха во время концертов | Обработка акустически поглощающим материалом, соответствующим поверх- ности. Заложить в проект помещения по- глощающие панели и ловушки для басов |
Фронталь- ная часть диспетчер- ских | Фронтальное остек- ление и функцио- нальный комплект оборудования могут создавать эхо | Установка остекления под углом 5 в любую сторону (вверх, вниз, вправо, вле- во), обеспечивая рассеивающую звук по- верхность, уменьшая фокусировку |
Звуковые системы также обеспечивают аварийную эвакуацию и тре- вогу в случае бомбардировки и должны быть связаны с системой обна- ружения огня, как голосовая тревога. Кроме того, они связаны с систе- мами контроля, чтобы при необходимости сообщать о любых ошибках.
Проект звуковой системы должен быть включен в рамки архитек- турного акустического моделирования так, чтобы могли быть уста- новлены оптимальное количество и типы громкоговорителей для ка- ждой требуемой акустической зоны для достижения необходимых критериев работы.
Звуковые системы
Плохо разработанные или несоответствующие звуковые системы неудовлетворительно могут отразиться на работе спортивного соору- жения, поэтому необходимо крайне серьезно отнестись к проекту ис-
пользуемого звукового оборудования. Существуют зарегистрирован- ные случаи в США, когда спортсмены должны были носить затычки для ушей, чтобы иметь возможность сконцентрироваться на игре, а также есть множество случаев, когда зрители испытывали диском- форт от излишне громких систем оповещений или, наоборот, слиш- ком тихих, чтобы расшифровать сообщение или быть услышанными сквозь фоновый шум.
В первую очередь в проектировании такой системы необходимо ясно определить требования, которым она должна соответствовать в процессе ее эксплуатации. Аспекты, обязательные для определения, включают:
– специфические функции;
– слышимость;
– ясность;
– воспроизведение музыки;
– обслуживание людей с ограниченными возможностями.
В спортивных сооружениях необходимо обеспечить четыре раз- личные функции назначения звуковых систем:
– связь со зрителями (общие объявления, комментарии относи- тельно происходящих событий и т.д.);
– озвучивание информации и инструкций в чрезвычайных ситуациях;
– развлекательная функция;
– реклама.
Время от времени некоторые из вышеупомянутых функций могут противоречить друг другу, создавая наложения. Поэтому необходимо обеспечить приоритетную последовательность использования звуко- вых систем:
1. Объявления специальных и охранных служб.
2. Объявления администрации здания и диспетчерской.
3. Общие объявления и комментарий состязаний.
4. Информация о предстоящих мероприятиях. Музыкальное и дру- гое развлечение. Реклама.
Чтобы быть эффективной, пиковый уровень звуковой системы должен быть существенно выше сверх пиковых значений фонового шума толпы. Поэтому проектировщикам необходимо установить фак- тический уровень фонового шума либо измерением (в уже построен- ном спортивном сооружении), либо вычислением (при новом строи- тельстве).
Кроме того, важно принимать во внимание пиковые уровни шума толпы (например, когда забивается гол). При проектировании можно руководствоваться тем, что звуковая система должна превышать 6 дБ от значения уровня шума толпы.
Следующий шаг должен определять правильность распределения звука в спортивном сооружении, так как система будет бесполезной, если зрители одной области будут воспринимать звук ясно, тогда как другие не смогут услышать вообще ничего. Степень правильности распределения звука должна колебаться в пределах +6 и –3 дБ для
95 зрителей (однако допускается 75 ) или для 1 менее важных областей, таких как вестибюли и турникеты.
Усилитель должен иметь необходимы качество и мощность, чтобы
поддержать вышеупомянутую работу не зависимо от переменных уров- ней значений фонового шума. Современные системы в состоянии сде- лать это, автоматически приспосабливаясь к уровням фонового шума.
Наличие достаточного звукового объема не обязательно гаранти- рует ясность. Для этого необходимо измерить, определить и вычис- лить уровни звука на 4 кГц октавах. Чрезвычайные сообщения зачас- тую могут быть сложными и не должны быть поняты неправильно, поэтому любое тестирование звуковой системы должно копировать реальное использование и не ограничиваться простейшими «раз, два, три, проверка...».
Если спортивное сооружение предназначено для многоцелевого использования, звуковая система должна подходить для проведения музыкальных мероприятий. Музыка устанавливает высокие критерии к качеству звука. Проектирование постоянной звуковой системы с учетом этих критериев стоит дорого и, вероятнее всего, слишком до- рого, если спортивное сооружение будет редко использоваться для проведения музыкальных событий. В этом случае придется прибег- нуть к временным системам, но тогда необходимо с большой осто- рожностью продумать, как именно эти временные системы будут ус- тановлены, как будут выдержаны акустические нормативы во время его использования и каково будет соотношение между постоянной и вре- менной системами. Большинство проблем, связанных с акустикой, – это результат некорректного предварительного анализа или его отсутствие.
Звуковая система для людей с ограниченными возможностями представляет собой замкнутую цепь проводов по всему периметру
здания, которая производит электромагнитный сигнал, принимаемый слуховыми аппаратами. Такая система может быть установлена в оп- ределенных областях так, чтобы люди с ограниченным слухом могли слышать сообщаемые комментарии.
Существуют три способа расположения динамиков: централизо- ванное, частичное распределение динамиков и полностью распреде- ленная система динамиков.
Централизованная система предполагает концентрацию всех громкоговорителей в одном месте, что делает этот подход самым де- шевым из трех вариантов. Неудобство этой конфигурации в том, что контроль за распределением звука крайне ограничен. Если весь звук исходит из одной точки, он может быть слишком громким для тех, кто расположен близко к колонкам, или слишком мягким для тех, кто находится от них далеко. В открытых спортивных площадках их ме- стоположение обычно в одном конце чаши арены и зачастую в связке с видеоэкраном. В крытых спортивных сооружениях местоположение колонок обычно в центре, над игровой площадкой. Данный вариант наиболее оптимальный для использования централизованной систе- мы, однако такое размещение может создать проблемы с ревербера- цией.
У частично распределенной системы существует несколько групп колонок, размещенных по периметру чаши спортивного сооружения с регулярным разделительным интервалом (например на мачтах осве- щения). Такой подход также называют системой сателлитов, он попу- лярен в крытых спортивных сооружениях США.
Полностью распределенная система, которая более популярна в Европе, имеет распределение колонок, рассеянных всюду, даже в зри- тельских областях. Это подход самый дорогой из этих трех вариантов из-за требуемого количества проведенных коммуникаций. Такая сис- тема, возможно, не обеспечит хорошее звуковое покрытие игровой области, поэтому может быть необходима временная система, если эта зона будет использоваться общественностью (например во время концертов). Однако это неудобство частного характера. Распределен- ная система обеспечивает лучшее общее звуковое качество из всех трех вариантов и лучший контроль. Динамики могут быть располо- жены на каждом ряду чаши спортивного сооружения или отдельно в каждой секции зрительских мест. Кроме того, может быть достигнута
хорошая синхронизация с видеопоказами при обеспечении фракцион- ной задержки звука в случае необходимости.
Какой бы ни был принят подход, системой оповещения зрителей необходимо управлять из диспетчерской спортивного сооружения, которая должна иметь обзор игрового поля, а также вторичный кон- троль из диспетчерской службы безопасности. Другие дикторы, ис- пользующие систему, могут находиться в различных частях здания. Необходимо обеспечить и условия для размещения микрофона в пре- делах игрового поля для интервью с игроками и развлечения зрителей профессиональными шоуменами, хотя для этих целей можно исполь- зовать радиомикрофон. Другие факторы для распределения контроля над звуковой системой базируются вокруг приоритетов: кто должен передавать сообщения и какой именно тип сообщения необходим для передачи.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 475;