Первый этап обучения
Одной из особенностей детей с глубоким недоразвитием речи является то, что предметный мир ими еще недостаточно познан и расчленен, а слово, как сигнал действительности, имеет очень ограниченное значение.
Учитывая это, на первом этапе обучения следует выдвинуть две основные задачи, тесно между собой связанные и осуществляемые в единстве и взаимосвязи: первая задача – развитие конкретных представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях, с которыми ребе-нок повседневно сталкивается в быту и учебе; вторая задача – развитие понимания тех слов, и выражений, которые отражают знакомую детям действительность, их деятельность в семье и школе (развитие пассивной речи).
При выборе путей и средств обучения большую роль играет организация предметных ситуаций, подбор наглядно-дидактического, игрового и иллюстративного материала, использование которого способствует уточнению и активизации словаря, вовлечению в речевое общение. Рисование, лепка, предметные уроки, экскурсии создают широкие возможности для ознакомления детей с окружающим их предметным миром, способствуют формированию связи между словом и образом.
Речевые упражнения сочетаются с различными видами изобразительной деятельности, элементарным трудом, музыкально-ритмическими занятиями.
Речевые умения формируются в связи с выполнением различных действий, которые производятся учащимися по словесным указаниям учителя.
Понимание словесных указаний контролируется ответными действиями детей, при этом не только не исключаются, но поощряются попытки ответить на указания учителя словом.
На первом этапе обучения еще нельзя требовать от учащихся четкого и грамматически правильного словесного ответа на просьбу или указание учителя, но сам он постоянно показывает образец правильной речи.
В процессе действий с различными предметами у детей уточняется и накапливается словарь, развивается понимание различных форм и оборотов живой разговорной речи, формируются первичные словесные обобщения.
Задания, требующие ответа действиями, могут касаться предметов, находящихся в непосредственном поле зрения детей («Покажи классную доску; Покажи, где лежит мел; Положи мел на стол; Подвинь счеты» и т.д.), но могут касаться и тех предметов, которые находятся в других помещениях и в данный момент наглядно не воспринимаются («Принеси из зала бубен и погремушку; Достань из шкафа счетные палочки» и т.д.).
Постепенно речевые инструкции усложняются, от детей требуется умение использовать свой опыт, понять более сложные смысловые связи. Так, например, показывая тетрадь, учитель вначале называет обложку, потом первую страницу, верхнюю строчку и т.д. На своих тетрадях дети показывают то, что называет учитель. Впоследствии подобная инструкция носит более обобщенный характер:
«Достаньте тетрадь по письму, раскройте и покажите пальцем верхнюю линейку».
Преодоление наблюдаемых в практике смешений и замещений слов требует, с одной стороны, понимания конкретно-лексического значения слова, а с другой – умения вслушиваться в звучание слов, внимания к изменениям отдельных его элементов.
Наиболее доступными на первых порах являются упражнения по различению слов, сходных по звучанию, но имеющие разный смысл. Так, например, учитель показывает картинки с изображением мальчика, девочки и собачки или соответствующие игрушки, поясняет, что мальчика зовут Вова, девочку – Вава, а собачку – Авва (как у доктора Айболита). Затем эти слова включаются в небольшой рассказ:
«Вова и Вава пошли гулять в сад, с ними побежала собачка Авва. Они долго гуляли. Мама открыла окно и зовет: «Вова, иди! Вава, иди! Авва, иди!»
Ученики каждый раз должны показать, кого зовет мама. Путем специальных дидактических упражнений и игровых приемов уже на первом этапе обучения возможно подвести учеников к различению на слух сходных по названию действий: несет, везет, купает, копает, катает и т.п.
Приемы могут быть следующими: вначале демонстрируются и одновременно называются действия – несет куклу, везет куклу; затем учитель говорит одно из этих предложений и предлагает выполнить соответствующее действие.
Наряду с этим можно направить внимание детей на сигнальное звучание, отдельных слогов в слове. Подбирается ряд предметных картинок, названия которых состоят из двусложных слов, начинающихся с одного и того же звука, например роза, рыба, рама, руки. Выяснив, понимают ли дети конкретное лексическое значение этих слов, учитель предлагает угадать по начальному слогу, какой из предметов он называет: ры- (ба), ра-(ма), ро- (за), ру- (ка). Большое оживление при этом вносит применение игровых приемов (угадавший получает картинку).
По мере усложнения содержания обучения становится возможным выполнение инструкций, содержащих слова со сходными морфемами.
Учитывая, что глаголы, обозначающие противоположные действия, легче усваиваются детьми, если даются попарно, учитель может давать, например, такие задания: «Расстегни пальто (одной кукле).– Застегни пальто (другой кукле); Покажи, у кого расстегнуто пальто.– Покажи, у кого застегнуто пальто». Или, показывая две картинки, можно сказать: «Покажи, где открыт буфет, где закрыт буфет». И т.п. Умение различать слова на слух создает базу для последующей работы над пониманием различных оттенков значения слов, вносимых приставками. По мере того как развивается слуховое внимание, дети начинают понимать, какое значение в жизненной практике имеет правильное восприятие той или иной формы слова; например: «Возьми конфету» или «Возьми конфеты», «Нарисуй карандаш» или «Нарисуй карандашом», «Вова, лови Веру» или «Вера, лови Вову». И т.д. Подобные поручения позволяют изменять привычные для данной ситуации сочетания слов: «Погладь руку (у куклы).– Погладь рукой (куклу); Возьми ложку. – Возьми ложкой». И т.п.
Развивая понимание речи, нужно помнить о соотношении между пассивной и активной речью, с тем чтобы предусмотреть своевременность перехода от одной формы речи к другой. Понимание речи подготавливает активное ее использование. Этим обеспечивается постепенность и определенная преемственность между этапами обучения. Необходимо, чтобы различные формы обращений учителя не только помогали развитию понимания речи, но и возбуждали у детей потребность в активной речевой деятельности. Надо научить их пользоваться такими элементарными формами устной речи, как краткий ответ на вопрос, подводящий к простому диалогу. Этому предшествует называние демонстрируемых предметов и действий, составление простых нераспространенных и распространенных предложений по картинке, по наглядному действию, повторение вместе с учителем различных считалок, потешек, присловий к различным играм и драма-тизациям. Исходя из реальных речевых возможностей детей, нужно наметить определенный минимум слов, которые они должны употреблять. В первую очередь это слова, связанные с бытовой и учебной деятельностью учащихся, по темам: «Школа», «Класс», «Учебные принадлежности», «Игрушки», «Культурно-гигиенические навы
ки и самообслуживание» и т.п. Необходимо также предусмотреть некоторое количество слов, типичных для общения и важных для обращения: дайте, здравствуйте, пожалуйста, спасибо.
Уточнение значения данных слов связано с формированием расчлененного восприятия, умением выделять предмет и действие из наглядной ситуации. Вначале, демонстрируя какое-либо действие, учитель сам называет его, подчеркивая интонационно. По мере развития произносительных возможностей детей приучают к однословному ответу на вопросы кто делает?, что делает? (подбираются глаголы третьего лица единственного числа).
На занятиях, наряду с демонстрацией действий, широко используются картинки. Поскольку большинство глаголов требует после себя дополнения в винительном падеже, то практическое усвоение форм простого распространенного предложения с прямым дополнением предусматривается уже на первых этапах обучения. Демонстрация действий с различными предметами помогает наглядно показать переходность действия на объект с помощью вопроса делает что? Ученикам предлагается выполнить одно и то же действие с различными предметами. Например, предлагая вымыть различные предметы, учитель задает всем вопрос: «Моет что? (Чашку, вилку, ложку и т.п.)» Для ответа подбираются существительные женского рода единственного числа и с ними составляются предложения типа Коля моет чашку. Затем проводятся упражнения на сравнение слов в формах именительного и винительного падежей (чашка – чашку], и таким образом дети подводятся к пониманию значения измененной формы слова.
Все эти упражнения подготавливают развитие связной речи. Уже на первых этапах возможно показать несколько картинок, на которых изображены лица, совершающие какое-то одинаковое действие (мальчик ест суп, девочка ест яблоко и т.д.). Детям предлагается по картинкам назвать действия, а затем с помощью учителя все высказывания объединяются в небольшой рассказ, например: Вова ест суп. Вера ест кашу. Коля ест яблоко. Дети обедают. Используя различные дидактические игры и предметные уроки, учитель учит распознавать наиболее наглядные признаки предметов – цвет, величину, вкус.
Вначале демонстрируются аналогичные предметы, отличающиеся одним признаком (красный шар, синий шар; большой мяч, маленький мяч), а затем используются разные предметы для сравнения их по тем или иным признакам (мяч красный, а шар синий).
В работе с неговорящими детьми большое место отводится развитию дифференцированного понимания вопросительных слов. Недостаточное различение звукового состава слов нередко приводит к тому, что дети смешивают близкие по звучанию, но разные по значению вопросительные слова, например куда? кому? откуда? При обучении детей задавать вопросы создаются специальные ситуации. Так, например, для того чтобы дифференцировать вопросительные слова, учитель дает предмет одному из детей и говорит: «Отдай!» Ученик должен спросить: «Кому?» Давая в руки учащемуся какой-либо предмет, учитель говорит: «Убери». Ученик вынужден спросить: «Куда?» И т.д.
Дифференциация вопросов куда? откуда? может быть связана с пониманием местонахождения и перемещения предметов в игровой ситуации, а также с рассматриванием картинок.
Ряд вопросов может быть связан с изобразительной деятельностью детей: «Что ты рисуешь? Чем ты рисуешь (раскрашиваешь)?» И т.п.
Круг вопросов на первых этапах обучения должен быть ограниченным и касаться только наглядно воспринимаемых предметов, явлений или таких сведений, которые имеются в опыте ребенка.
Для активизации мысли большое значение имеют различные наводящие вопросы, наталкивающие на правильный ответ. Так, в ответ на вопрос: «Что нужно мальчику, когда он идет в школу?» – учащиеся должны подобрать определенные картинки. В случае затруднений учитель спрашивает: «А что он будет делать в школе?» (Читать, писать, рисовать, лепить и т.п.) Или: «А куда он положит книги? (В сумку.) Куда положит карандаши? (В пенал.)» И т.п.
От простейших вопросно-ответных форм обучения, когда от ребенка требуется только, однословный утвердительный или отрицательный ответ, постепенно можно перейти к диалогу. Усвоение в диалоге элементарных форм речи, простых словосочетаний облегчается направляющими во-
просами учителя, выразительной интонацией, наличием наглядной ситуации. Вначале учитель сам может ответить на поставленный им вопрос, чтобы помочь детям преодолеть нередко возникающую заторможенность. Построение этих диалогов на первых порах определяется примерно следующим кругом вопросов: кто (что) это? что делает? куда? кому? где? какой? какая? сколько? зачем? почему? Диалог может быть примерно следующим: «Куда мы ходили гулять? (В сад.) Что мы взяли на прогулку? (Санки.) Что мы делали? (Катались с горы.)» И т.п.
Диалог разговорно-учебного типа может включать такие вопросы: «Кто дежурный? Кого нет в классе? Какая сегодня погода? Что мы делали на первом уроке?» и т.п.
Диалоги широко применяются в различных дидактических играх, типа лото и других, которые проводятся с разными целями.
При обучении речи широко применяются картины. Для начала необходимо брать картины простые по композиции, с ограниченным количеством действующих лиц. Больше всего подходят картины, изображающие отдельные моменты жизни детей, знакомые им предметы или домашних животных.
Если картина используется для уточнения словаря, то выделяемый предмет должен быть изображен в крупном плане, с ярко выраженными характерными для него признаками. Так, например, показывая детям изображение петуха, необходимо показать и дать им возможность рассмотреть, где у него голова, туловище, крылья, ноги, гребешок, клюв, глаза, бородка. Если ставится цель уточнить названия действий или состояний, картина должна быть динамична, оправдывать постановку, например, таких вопросов: «Что делает петух?» (Клюет, бежит, поет.)
Чтобы научить детей правильно рассматривать картину и понимать ее содержание, учитель может, показывая картину (например, «Зимние забавы»), сам рассказать ее содержание. При этом нужно расчленять рассказ на отдельные эпизоды. После рассказа задаются вопросы: «Покажите, кто лепит бабу? Что делают дети на горе? Кого везет девочка в санках?» И т.п. Работу с картиной надо строить так, чтобы она вызвала эмоции и интерес к изображенному явлению.
Самостоятельное составление рассказа при помощи
вопросов учителя обычно относится ко второму периоду обучения, когда дети овладели уже некоторыми произносительными навыками.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 286;