Особенности и генезис русской философии.


Русская философия, особенно конца 19 - начала 20 веков, представляет собой самостоятельный пласт духовной культуры человечества, потенциал которого, как считают многие западные философы, еще в полной мере не реализован.

Эвристический потенциал русской философии во многом обусловлен ее особенностями:

1. Влияние православия. Русская философия - единственная развитая философская школа, основанная на духовных традициях православного христианства;

2. Синтетичность русской философии - проявляется в стремлении русских философов синтезировать духовные традиции западной и восточной философий;

3. Онтологичность русской философии - состоит в том, что большинство русских философов главной проблемой считали проблему бытия и места в нем человека;

4. Практичность русской философии, понимаемая в двух смыслах - с одной стороны как связь жизни с практикой, с другой - как насыщенность нравственной проблематикой, т.е. вопросами практической философии;

5. Соборность русской философии, суть которой выразил Семен Франк: ““Мы” - философия у нас и “Я” - философия на Западе”;

6. Народность русской философии - проявляется в стремлении большинства русских философов быть понятыми и востребованными народом;

7. Подвижничество русской философии, состоявшее в том, что нравственным идеалом почти всех русских философов было служение общему благу.

Генезис русской философии начинается под сильным влиянием Византийского христианства. Первые философские идеи высказывались в религиозно-нравственном оформлении. Особое влияние на русскую философию оказали ряд православных ересей - исихазм или молчальничество. С точки зрения этого учения сущность Бога не познаваема напрямую, но познаются его проявления или энергии. Бога можно познать через сотворенное. Поэтому природа не противоположна божественному, а человек представляет собой гармоничное единство души и тела.

Душа, вне телесных проявлений, тоже не может быть познана. В этом смысле православию в меньшей степени противопоставляется материальное и духовное и в русской философии слияние с природой - это такой же путь к Богу, как церковь или молитва.

 

Русский космизм.

В середине 19 века в русской философии начало формироваться особое философское мировоззрение, получившее название «русский космизм».

Русские философы возрождали присущее античности ощущение космичности человеческого бытия. Особой роли человека в космосе и взаимовлиянии человека и космоса. Русский космизм обычно подразделяют на три ветви:

1. религиозный;

2. естественно-научный;

3. литературно-художественный.

Все три ветви космизма объединяет ряд общих особенностей.

1. Убеждение в восходящей, прогрессирующей истории человечества в необходимости выхода человека в космос.

2. Человек выходит в космос как созидающее существо, сотворец Бога.

3. Необходимость объединения человечества, которое только и сможет быть субъектом освоения космоса.

4. Придание нации нравственных критериев развития, нравственное изменение научного прогресса.

Родоначальником русского космизма считается Федоров (1828-1903). Как писали современники, Федоров жил стремлением победить смерть. Он считал, что пока человек смертен, он не может быть свободен и счастлив. Победить смерть может только объединенная сила всего человечества, а для объединения человечества Федоров считал необходимым раскрыть утраченный смысл человеческого бытия и на основе понятого смысла объединить все человечество.

Смысл бытия человечества Федоров видел в гармонизации, очеловечивании природы. «Природа сама ищет в человеке своего хозяина». Объединенное человечество должно победить в себе доминирующее в себе сейчас небратство. Объединенное человечество будет в состоянии и победить смерть, и превратить хаос вселенной в Космос. Причем Федоров считал, что было бы несправедливым, если бы плодами бессмертия воспользовалось бы только будущее поколение, поэтому он предлагал воскресить, причем в физическом теле всех людей, когда-либо живших на Земле.

Естественно-научный космизм представлен именами Вернадского, Циолковского, Чижевского.

Вернадский создал теорию ноосферы, которая сегодня признается всеми учеными, находясь на стыке естественных наук и философии. Само понятие ноосфера было введено в науку Леруа и Тейер де Шарденом. Но как целостную концепцию, теорию ноосферы сформулировал Вернадский. С его точки зрения с возникновением человека на земле наряду с гео и биосферами начинает формироваться ноосфера или сфера разума. По существу это окультуренная, очеловеченная природа. Постепенно распространяясь ноосфера к середине 20 века окутала по существу всю Землю. И актуальным становиться вопрос о выходе человека в космос. Для того, чтобы стать космическим субъектом человечество должно выполнить ряд условий:

1. человечество должно объединиться, должны исчезнуть границы (барьеры) между народами;

2. должны прекратиться все войны;

3. должны быть разработаны новые средства передачи информации и связи, так чтобы стало возможным создание единого информационного пространства всей Земли;

4. должны быть открыты новые виды энергии;

5. все народы Земли должны стать равноправными;

6. резко должен возрасти уровень жизни трудящихся.

 



Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 285;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.