Экзистенциализм Н. Бердяева.
Николай Бердяев (1874-1948) являлся самым популярным русским философом на Западе. Это во многом связано с тем, что Бердяев стремился объединить традиционную нелюбовь российского народа к свободе с культом свободы западной Европы. Проблему свободы он считал главным вопросом своей философии. Именно поэтому его философию называют еще экзистенциализмом (ф-я существования).
В творчестве Бердяева можно выделить три основные проблемы6
1. проблема свободы;
2. смысл творчества;
поиски русской идеи, т.е. попытка раскрыть особенности русского характера и русской судьбы.
В понимании свободы Бердяев видел возможность объяснения сущности и перспектив человека. Он считал, что свобода может быть трех уровней. Первичная и рациональная свобода предшествует не только бытию человека, но даже творению Бога. Именно из нее как предосновы, из свободы хаоса, неорганизованности Бог творит космос или разумное бытие. Бог не несет ответственности за проявления свободы хаоса. Он отвечает только за то, что создал сам. Свобода хаоса порождает зло в мире, за которое Бог не несет ответственности. Такова теодиция (оправдание Бога) Бердяева. Так как Бог не может бороться со злом с помощью силы (насилие противопоказано Богу), то он пытается с помощью примера помочь злу стать добром. Таким примером является Иисус Христос. Иррациональная свобода в человеческом обществе тождественна разгулу анархии и произвола. От этого страдают все люди. Поэтому в конце-концов они приходят к осознанию необходимости добровольного и в этом смысле свободного самоограничения, считая, что и другие тоже себя будут ограничивать и тем самым выиграют все. Таким образом, человек переходит на второй уровень свободы – к рациональной свободе или свободе расчета. Главным недостатком этой свободы является, по Бердяеву, основа на расчете «рабство расчета». Поэтому человечество неизбежно должно будет прийти к третьему – высшему уровню свободы – духовной свободе или свободе любви. Именно примером такой свободы была жизнь Иисуса.
Одним из высших проявлений свободы Бердяев считал духовное, особенно философское творчество. С его точки зрения в философском творчестве человек как бы создает свою собственную вселенную, преодолевая сопротивление инертной материи природного бытия. Естественные нации идут за природой, подчиняясь природной необходимости. Только философское или духовное творчество дает возможность самореализации человека как свободного существа. Рассуждая о судьбе России, Бердяев в целом негативно оценивает революцию 1917 года. Революция – это разгул иррациональной свободы. Она ничего не созидает, а может только разрушать. Но революция неизбежна с его точки зрения и необходима как средство расчистки места для строительства нового общества. Россия после 1917 года находится на уровне иррациональной свободы. Западная Европа на уровне свободы иррациональной. Но Россия может прийти к духовной свободе даже раньше Запада, потому что в ней очень сильны традиции христианской любви.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 380;