Антропологический материализм Фейербаха.
Сам Фейербах (1804-1872 гг.) писал о своей творческой революции: “Моей первой мыслью был Бог, моей второй мыслью был разум, моей третьей мыслью стал человек”. По существу, эволюция Фейербаха - это движение от религии через гегелевский идеализм к материалистической философии.
Это совпало со временем созревания в Германии первой буржуазной революции 1848 года. Одним из главных противников этой революции была церковь и религия, поэтому критика религии становится важнейшей задачей радикальной части немецкой интеллигенции. Фейербах считает, что гегелевская философия - это рационализированная форма религии, поэтому философия должна отказаться от идеализма. Главный недостаток гегелианства по Фейербаху - отказ от исследования реального, живого человека. Переход от идей к природе не обоснован ни у Шеллинга, ни у Гегеля.
Источник оздоровления философии - это возвращение к природе. Философия должна начинаться не с Бога, не с абсолютного духа, а с природы.
“Идти от неразумности к разуму - это путь мудрости, но идти от разума к неразумности (от логики к природе) - это прямой путь в сумасшедший дом богословия”. Фейербах считает, что природа должна быть основанием, исходным пунктом философии, поэтому он называет свою философию натурализмом. По существу натурализм Фейербаха - это новая форам материализма. Новизна в том, что он носит антропологический характер. Если природа - основа философии, то человек ее главный предмет и центр.
“Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии”.
Человек - это не только предмет и центр философствования, проблема человека - это ключ к решению всех других философских проблем. Человек - это высшая форма природного развития и поэтому он включает себя все основные закономерности нижележащих уровней природы. Поэтому познав человека мы получаем возможность познать и природу, а т.к. в мире нет ничего, кроме природы и человека, то мы можем познать все бытие. Этот методологический прием, который Фейербах называет антропологическим принципом, используется им самим для решения основных философских проблем. Центральная проблема немецкой классической философии - проблема тождества бытия и мышления. С точки зрения Фейербаха единственным примером и доказательством этого тождества является живой природный человек.
“Единство бытия и мышления - истина и имеет смысл тогда, когда основным субъектом этого единства берется человек”. Фейербах говорит, что не идея порождает природу, как у Гегеля, а природа в своем развитии порождает человека с его идеями и мышлением. “Не было бы природы, никогда идея, эта непорочная дева, не произвела бы ее из себя”.
Природа, по своей сути, телесна, материальна, чувственна. Материя, в сою очередь, многообразна, качественно дифференцирована, находится в постоянном движении и развитии. Нет материи без времени и пространства. Они составляют формы бытия всего сущего. Сознание является продуктом развития природы, но это не сама природа, а свойство материального субстрата мозга.
“Природа не только создала простую мастерскую желудка, она воздвигла храм мозга”.
В теории познания Фейербах стоит на позициях сенсуализма. “Я реабилитирую чувственность, совершенно законно эмпиризм усматривает источник наших знаний в чувствах. Хотя мое ощущение субъективно, но его основа или причина объективна. Роль разума, который обязательно должен дополнять чувства, состоит в том, что он берет во взаимосвязи то, что чувства представляют раздробленно, раздельно. Но деятельность разума непроизвольна. “Разум разделяет лишь то, что разделяет природа и связывает лишь то, что она связала”. Т.е. и чувства, и разум являются отражением внешнего мира.
Процесс познания - это взаимодействие Я и Ты, и любовь тогда единственный, возможный путь познания. “Если ты существует для меня, то я легче всего могу его понять”. Особое место в философии Фейербаха занимает критика религии. “Религия и теология всегда были главным предметом моего мышления и моей жизни”.
Начинать критику религии необходимо с отрицания в человеке какого-либо врожденного религиозного чувства. Многочисленные исторические примеры показывают, что у некоторых древних народов не было религиозных верований, а многообразие различных религий - тоже аргумент против наличия единого религиозного чувства. Но религия, по Фейербаху, это не случайность, не результата встречи мошенника и глупца, как утверждает французское просвещение. Корень религии в условиях жизни людей. Здесь попутно Фейербах решает очень сложный для сенсуализма вопрос - откуда берутся понятия, не имеющие реального денотата. Если в разуме нет ничего, чего не было бы раньше в чувствах, то как возникают понятия Бога, дьявола, ангела, у которых нет, с точки зрения атеистов, денотата. Фейербах, отвечая на этот вопрос, говорит, что наши понятия отражают не только саму реальность, но и состояния отражающего субъекта. Бог, по Фейербаху, это человеческая сущность, оторванная от человека и помещенная на небо.
Сущность человека - это стремление к счастью. “В основе всех поступков человека лежит стремление к счастью”. Но в повседневной жизни счастье, чаще всего недостижимо. Поэтому человек создает иллюзорную возможность достичь счастья, если не в этом мире, то в загробном. Поэтому не Бог создал человека, а человек - Бога. “Тайна и истина религии в антропологии”. “Чтобы Бог был всем, человек должен сделаться ничем”. Фейербах считал, что целью философии является сведение Бога с неба на землю, или показ земных корней религии. Только так можно уменьшить влияние религии, “превратить людей из верующих в мыслителей, из молельщиков - в работников, из кандидатов потустороннего мира - в исследователей этого мира”.
Место любви к Богу должна занять любовь к человеку. Это должно стать новой религией.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 338;