Основные принципы и структура философии Гегеля.
В противоположность Шеллингу Гегель (1770-1831 гг.) считал, что философия должна так объяснить любое свое положение, чтобы было понятно даже среднего ума человеку. Главную ошибку Шеллинга Гегель видел в неправильной трактовке абсолюта. С его точки зрения в исходном состоянии абсолют также противоречив, как и все бытие. Поэтому философия должна начинаться не с субъекта, как у Фихте, и не с объекта, как у Шеллинга. Она должна начинаться с саморазвития абсолюта. Гегель говорит о том, что философия Фихте - это субъективный идеализм, философия Шеллинга - объективный идеализм, а его философия - абсолютный идеализм. Саморазвитие абсолюта, или абсолютной идеи, может быть предметом рационального познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой - понятие. Основным принципом развития закономерной идеи является принцип природы, в общем виде которой принцип звучит так:
тезис --- антитезис --- синтез
Гегелевская система представляет собой непрерывную цепь триад, причем синтез предыдущей триады является тезисом последующей.
Вступлением философской системы Гегеля является “Феноменология духа”, которая представляет собой описание пути к основам его философии.
Этот путь проходит три стадии: чувственность (чувственное познание); самосознание (рефлексия); абсолютное познание (понимание сущности бытия).
Становление индивидуального сознания повторяет исторические ступени развития сознания человечества. Особый интерес в “Феноменологии духа” представляет фрагмент, получивший название “Господское и рабское сознание”. Господское сознание Гегель определяет как сознание, которое свободу ценит выше жизни, а рабское сознание жизнь ценит выше свободы.
Господин, для того, чтобы существовать, ставит между собой и предметом своего потребления раба. Раб, обрабатывая вещь для своего господина, сам становится господином этой вещи. Постепенно господин становится рабом раба, а раб - господином господина. Таким образом, труд приводит к взаимопереходу противоположностей.
Большая триада гегелевской философии, тождественная структуре его системы, включает в себя логику, или саморазвитие абсолютной идеи в сфере чистого мышления; философию природы, или инобытие абсолютной идеи и философию духа, означающую возврат абсолютной идеи в сферу мышления, но уже мышления человека и человечества.
Логика, или “наука логики”, в свою очередь включает в себя три учения:
— о бытии;
— о сущности;
— о понятии.
Прежде, чем начать изучать свою систему категорий, Гегель решает очень сложную проблему: проблему начала системы категорий, или первого понятия. Сложность этой проблемы состоит в том, что первое понятие должно удовлетворять двум противоположным требованиям. С одной стороны, оно должно быть непосредственным, т.к. если оно будет опосредовано или определено другим понятием, то уже это понятие станет первым (дурная бесконечность). С другой стороны, оно должно быть непроизвольным, т.е. должно быть чем-то опосредованным.
Этим требованиям отвечает понятие чистое бытие. Оно непосредственно, т.к. лишено всяких определений, а с другой стороны, оно опосредовано всей системой категорий, которые из него выводятся.
Чистое бытие в силу своей неопределенности тождественно небытию, ничто. Взаимопереход бытия и ничто фиксируется третьей категорией - становление. Противоположностью становления можно считать определенное бытие. Определенное бытие и становление дают следующую категорию - качество (определенность, тождественная с бытием). Безразличность к бытию - количество. Но изменения количества не приводят к изменениям качества только в определенных пределах. Эти пределы определяют понятие мера. Нарушение меры приводит к тому, что количественные изменения приводят к качественным изменениям. Таким образом Гегель формирует первый закон диалектики - закон перехода количественных изменений в качественные.
Процесс развития бытия в целом представляет собой узловую линию мер, в которой количественные изменения рано или поздно приводят к прорыву постепенности, качественному скачку и развитию нового качества.
Узловая линия мер, с одной стороны, свидетельствует о непрерывности качественных изменений или развитии, а с другой стороны, что в этом развитии нечто остается постоянным. Это что-то можно обозначить сущностью предмета. И, т.о., Гегель от учения о бытии переходит к учению о сущности - второй части его логики.
Учение о сущности Гегель анализирует понятием сущность, явление, закон и выводит второй закон диалектики - закон единства и борьбы противоположностей. Согласно этому закону каждый предмет, каждое явление содержит в своей сущности борьбу противоположных начал, которые являются внутренним источником самодвижения и саморазвития этого предмета.
Противоречие развивается из различия, которое углубляется, превращается в конфликт противоположностей, и, в конце концов, разрешается взаимопереходом противоположностей и возникновением нового качества.
В учении о понятии, которое Гегель считает высшей формой самопознания высшей идеи, в которой соединяются внешнее и внутреннее, бытие и сущностная реальность обретает полноту. Гегель анализирует здесь такие категории, как: свобода, необходимость, истина, или абсолютное знание, и выводит третий закон диалектики - закон отрицания. Этот закон называется законом спиралевидного развития.
Первое отрицание - антитезис - сохраняет в себе элементы положительного содержания тезиса. Это “незряшное отрицание”, снятие, т.е. отрицание с сохранением. Спиралевидность развития проявляется в том, что в синтезе происходит как бы возврат к тезису, но на другом, более высоком уровне.
“Философия природы” Гегеля во многом повторяет “Натурфилософию” Шеллинга, за одним принципиальным отличием - с точки зрения Гегеля природа не развивается, а только развертывается, повторяя в этом развертывании те ступени развития, которые абсолютная идея прошла в сфере логики. Природа как бы дополняет материальным субстратом те формы бытия, которые абсолютная идея создала в сфере логики. Т.к. природа повторяет логическое развитие, то категории философии природы представляют собой зеркальное отражение категории логики. Чистому бытию соответствует понятие пространства. Ничто соответствует понятие время, становлению соответствует понятие движение, определенному бытию - материя.
Гегель умозрительно первым связал воедино пространство, время, движение и материю. Это связь позднее была физически обоснована и доказана специальной и общей теорией относительности Эйнштейна.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 307;