Понятие и сущность политической идеологии.


Само появление буржуазных государств в ХIХ в. шло под знаменем борьбы за идеи, которые принято называть классическим либерализмом. Термин «либерализм» (от лат. liberalize – «свободный») – идейно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя и максимальной свободы в экономической, политической и других сферах, против любого контроля над экономикой и духовной жизнью общества со стороны власти и церкви. Термин широко применяется с начала ХIХ в., когда в Европе и Латинской Америке появились первые либеральные партии. Но корни идеологии либерализма уходят в эпоху Просвещения. Идеологи классического либерализма - Адам Смит, Дж. Локк, Монтескье, Кант, Мэдисон, Джефферсон.

Центральное место в идеологии либерализма занимает идея индивидуальной свободы. При феодализме личность была подчинена существовавшему общественному порядку. С этим боролась доктрина естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность. В политической области либералы высшей ценностью считают право. Локк утверждал, что там, где нет законов, нет и свободы, а в основе свободы лежит право на частную собственность и ее неприкосновенность. Либерализм выступает за равенство всех граждан перед законом и считает демократию средством установления гармонии интересов в обществе. Этому должно служить и разделение властей, предохраняющее свободу от произвола тех, в чьих руках власть. Либералы считают, что любая идея, возведенная в абсолют, исключает свободу. Свобода – это не реализация какого-то принципа, а право хотя бы частично уклониться от него, имея в запасе альтернативные варианты, т.е. идея выбора. Борьба за свободу для либералов - это борьба с внешними ограничениями. «Я свободен настолько, насколько в мою жизнь не вмешиваются». При этом такие взгляды характерны для европейских либералов (там слова «либеральный» и «свободный» - синонимы). А в Америке «либерал» относится к левоцентристам и «свободный» - к правым. Либерализм боролся с любыми формами наследственной власти и привилегиям.

В экономической сфере либерализм (классический) защищал идею свободного рынка, личной предпринимательской инициативы, «честной конкуренции», выступал против вмешательства государства в экономику. Государству отводилась роль «ночного сторожа», охраняющего порядок и частную собственность, правила игры. В социальной области либерализм исходит из естественного неравенства способностей и трудолюбия. Многие классические либералы противопоставляли равенство свободе (как праву на владение собственностью). Но идеи классического либерализма к 30-м гг. ХХ в. оказались в кризисе, когда оказалось, что безгранично свободный рынок не приводит ни к гармонии общества, ни к расцвету экономики. О необходимости социально гибкой политики говорил еще Дж. С.Милль. Но истинный переворот в идеологии либерализма совершил английский экономист Джон Кейнс (1881-1946), основатель неолиберализма, автор концепции «государства всеобщего благоденствия». Кейнсианство отказалось от идеи государства – «ночного сторожа» и выступило за регулирование экономики.

Неолиберализм (или социальный либерализм) основывается на следующих принципах:

· Вместо государства – «ночного сторожа», лишь гарантирующего свободу рынка и права граждан, - « государство всеобщего благоденствия», где поддерживается социально незащищенные слои общества, а государство активно вмешивается для этого в экономику через налоги, государственный сектор экономики, планирование. Неолибералы выступают за доступную медицину, бесплатное образование, расширение социального обеспечения, за прогрессивное налогообложение. В США расходы на социальные нужды с 1960 по 1980 выросли с 27 до 51%, а на здравоохранение – с 1 до 10%.

· Плюрализм и многопартийность как учет интересов всех групп общества. Истинная демократия – это не правление народа, а свободная конкуренция политиков за голоса избирателей.

· Идея политической справедливости как равенства политических прав.

· Политика должна основываться на 3-х китах: арбитраж, закон, безопасность. Это то, что объединяет и классических либералов, и неолиберализм.

Неолиберализм, выступивший за государственный контроль над экономикой, оказался между молотом и наковальней - социалистами и консерваторами, и проигрывает в борьбе идей. Все больше избирателей стало уходить и к тем, и к другим. Да и в парламентах либеральные фракции – самые недисциплинированные в вопросе голосования, что ослабляет их. Но их рано списывать со счета.

 

3. Консерватизм и неоконсерватизм.

Одна из самых влиятельных полит. идеологий последних 2 веков – консерватизм. Это течение (от лат. conservare – сохранять, уберегать от порчи и разрушения), выступающее за сохранение традиций и устоев общества. Предпосылки идеологии консерватизма возникли в эпоху Франц. Революции 1789. первым, кто систематизировал принципы консерватизма, был англ. Политик Эдмунд Бэрк в книге «Размышления о франц. революции» (1793), где он резко критиковал идеи рационализма, индивидуализма и беспредельного рынка, т.к. они разрушают вековую мораль, ведут к хаосу и раздорам, а попытки изменить мир к лучшему лишь нарушают естественный ход событий. Сам же термин «консерватизм» впервые применил Шатобриан для обозначения феодальной, рыцарской реакции на революцию. Консерватизм пережил долгое развитие, но сохранил неизменными осн. принципы, став в ХХ в. знаменем сопротивления гос. – монополистическому капитализму. Вот основные из этих принципов:

1) Основа жизни общества – частная собственность. Это гарант свободы и общественного порядка.

2) Нравственный абсолютизм, нравственные ценности безусловны и неизменны. Свобода не освобождает от морали. Деятельность частных лиц, и правительства должна оцениваться с т. зр. нравственной стандартов.

3) Двойственное отношение к демократии. Консерваторы недоверчиво относятся к ней (особенно к популистской демократии), т.к. она ведет к потере морали, распущенности и торжеству посредственности. Но лучше демократии все же ничего нет. Консерваторы – сторонники правления элит, избираемых демократически. Полит. процесс для них – это смена дем. элит у власти на основе строгого соблюдения дем. правил. Консерваторы – против авторитаризма и тирании.

4) Прогресс ведет к неверию. Вообще история для консерваторов – это не процесс неуклонного совершенствования людей и их деятельности. Человек по природе слаб, и если его оставить без присмотра, тон растеряется. Поэтому церковь и семья, а также гос-во – в ответе за человека, должны направлять его. Отсюда и отношение консерваторов к реформам: это возможность избежать социальных потрясений, это меньшее зло по сравнению с революцией, но они не должны быть резкими.

5) Полит. реализм. Человеческая природа неизменна, поэтому не может быть переустройства мира.

6) Отрицательное отношение к идее равенства и вера в естественную иерархию. Люди не равны в своих способностях, что делает естественным различие в соц. положении, профессии, квалификации. иерархич. структура общества соответствует законам природы. Некоторым в бизнесе везет больше, и это естественно. А вот перераспределять прибыть во имя равенства противоречит природе. Однако слишком большая конкуренция нарушает порядок. Вверху в обществе – «естественная аристократия», наиболее одаренные из всех слоев общества. А вот выравнивание может привести к господству серости, к снижению стимулов к творчеству и труду.

7) Традиционализм. Консерваторы – сторонники обычаев и традиций прошлого, они считают, что прошлый опыт определяет современность. Они говорят, что революционеры исходили из умозрительных идей, не связанных с реальной жизнью.

8) Консерваторы – против активного участия масс в политике. Главная опасность сейчас – политизация человека. При этом правительство должно быть сильным, быть преградой для беспорядков.

9) Консерваторы – сторонники местного самоуправления. Они – за периферию и провинцию, против центра и столицы. Если индустриализация сосредоточила людей в городах, но научно-техническая революция позволяет организовать труд и дома, меняет и образ жизни, и полит. устройство общества. Массы теряют свою роль.

Новый расцвет идеологии консерватизма связан с появлением в 70-е гг. неоконсерватизма - полит. течения, приспособившего идеи консерватизма к новым условиям. Если реакционеры просто хотят восстановить старое, то консерваторы стремятся создать новое, использовав лучшее из старого, говорят неоконсерваторы. В экономике они – за развитие свободного рынка, но при минимальном гос. вмешательстве. Тэтчер приняла целую систему мер для обеспечения эффективного развития брит. экономики: отмена контроля над доходами и ценами, снижение подоходного налога, приватизация гос. предприятий. В соц. политике неоконсерваторы – против идеи «гос-ва всеобщего благоденствия»: вместо выплат пособий по безработице лучше вложить средства в переподготовку рабочих; помощь надо оказывать действительно нуждающимся, а не ленивым. В политике неоконсерваторы исхзодят их того, что сейчас гос-во – в кризисе из-за действий и профсоюзов, и террористов, и прочих, и из-за выполнения чуждых ему соц. функций. Гос-во должно быть сильным и не зависящим от групповых интересов. Приоритет должен отдаваться национальным традициям. Права и свободы могут стать реальностью только в организованном обществе. Неогранич. демократия ведет к диктатуре.

Главное отличие между либералами и консерваторами: степень свободы личности в принятии решений. Консерваторы выступают против абортов и наркотиков, за укрепление церкви и семьи. Если для либералов гос. символы (флаг, герб) не имеют принципиального значения (либералы слишком индивидуалистичны, не любят маршировать с флагами), то консерваторы считают, что для укрепления гос-ва нужны уважаемые символы. И те, и другие – за свободный рынок, но если для либералов свободный рынок нужен для полной реализации способностей личности, то для консерваторов рынок естествен и неотъемлем. Либералы более интернационалистичны, консерваторы более националистичны.

 

4. Социал-демократическое и коммунистическое направления социалистической идеологии.

Социалистической идеологии уже больше 100 лет. Изначально она выросла на идеях Маркса, но после I мировой войны, в 20-е гг., распалась на 2 мощных течения – социал-демократическое (реформистское) и коммунистическое. Оба течения считаются левыми. Сейчас гораздо влиятельнее первое, а второе – в кризисе. Термин «социал-демократия» возник в конце XIXв. и был связан с появлением партий рабоч. класса. Осн. различие между этими течениями: соц.-демократическое выступал за путь к социализму через реформы, а коммунистическое - через революцию (большевики). Рассмотрим вначале соц.-дем. течение.

С 1951 соц. соц.-дем. партии мира объединены в соц. интернационал. Социал-демократическое движение одно из сильнейших в мире (вместе и консерватизмом). В европейском парламенте социалисты имеют самую большую фракцию, уже много лет. В 2000г. почти во всех странах ЕС у власти стояли партии соц.-дем. ориентации.

Социал-демократы провозглашают верность иделалам Фр. революции: свободе, братству (или солидарности, как общности человечества и чувству сострадания к жертвам несправедливости).

Они выступают за равные права для всех классов, рас, народов, наций и вероисповеданий, за демократию как надклассовое явление, т.е. они отошли от определения себя как партии рабоч. класса все большую поддержку соц.-дем. партии получают от «нов. средних слоев»:технич. интеллигенции, гос. служащих, работников сервиса, т.е. работников умственного труда. Их поддерживают также различн. меньшинства. В полит. сфере соц.-демократы выдвинули коцепцию демократичю социализма: беспрерывный процесс реформирования капиталистич. общества, социальн. и экономич. демократия, «наращивание» социальной справедливости, социализация капитализма, развитие дем. институтов. В экономич. сфере социал-демократы прошли сложн. путь от ориентации на гос. экономику, планирование и национализацию (до середины ХХв.) к пониманию необходимости рынка. Сейчас они выступают за многоукладность экономики при условии демокр. контроля со стороны общества над экономикой за перераспределение прибылей в пользу бедных, за защиту социальных интересов и участие трудящихся в участие трудящиеся в управлении фирмой или предприятием, за демокр. контроль на гос. предприятиях. В отношении гос-ва они считают, что при социал-демократии гос-во перестанет быть классовым и превратится в средство создания «социализма для всех». Социал-демократы – за такие ценности, как многопартийность, парламентаризм, свободная оппозиция, возможность выбора между партиями и замены правительства на основе свободных выборов за гарантии прав человека и возрастание роли местного самоуправления (децентрализация). Социал-демократия видится им как система, гарантирующая социальную защищенность и демократичность в единстве. Сейчас социал-демокр. правительства реализуют такие проекты, как соучастие представителей трудящихся в управлении фирмами, участие в прибылях и создание собственности у наемных работников. До 80-х гг. осн. место отводилось ими кооперации и национализации, они были не против конкуренции, но доказывали, что гос. контроль поможет увеличить конкурентоспособность компаний на мировом рынке. Но придя к власти, они в ряде стран отказались от национализации. Вообще, получив власть, социалисты становятся ближе к центристам, оттягивая к себе много голосов у либералов. Социал-демократы регулируют конкуренцию и поддерживают малый и средний бизнес. Сейчас они выступают также и за экологически безопасный характер экон. роста, что делает «зеленых» логическими союзниками соц.-демократов (а также из союзниками могут стать либо коммунисты и левые радикалы, либо либералы). В последние годы социал-демократы оказались в кризисе, поскольку национализация ослабила конкурентоспособность предприятий, а перераспределительные налоги снизили объем инвестиций и уровень производительности труда. Из политика стала давать сбои, и они стали ее пересматривать.

Коммунистическое направление отпочковалось от социалистической идеологии к концу 1 мир. войны. С 1919 по 1943 компартии мира объединялись в рамках ком. Интернайионала. Коммунисты претендовали на верность идеям Маркса. Суть их идеологии: необходимо радикально изменить капиталистич. общество. Это можно сделать только путем социалистич. революции, а ее может осуществить только пролетариат, вооруженный рев. теорией. После победы революции устанавливается диктатура пролетариата. Которая выше бурж. Демократии, т.к. это власть большинства над меньшинством.

В экономике обобществляются средства производства, развитие планируется до мелочей, все распределяется.

Руководящая сила при диктатуре пролетариата – ком. партия. Коммунисты представляют весь пролетариат во всем мире. Это обусловило интернационализм коммустич. идеологии. К середине ХХ в. ком. партии появились почти во всех странах мира. Но во 2-й пол. ХХ в. начался кризис этой идеологии (причины – разоблачение культа личности Сталина, раскол между КПСС и КПК, реальный результат воплощения идей марксизма в жизнь в СССР – казарменный коммунизм и т.д.), и после распада СССР в 1991 г. коммун. направление практически потерпело крах. Почти все компартии внесли исправления в свои программы, большинство сменило название, они потеряли знач. Число членов партии и голосов на выборах. По сути дела ком. движение в мировом масштабе уже не существует, но наследники компартий – левые партии – все еще играют опред. роль. Одни партии найдут себя в движении «новых левых сил», другие окажутся на обочине политики и превратятся в маргинальные секты.

 

5. Другие политические идеологии современности.

Мы не рассмотрели такие течения, как левые радикалы, «зеленые», фашисты и «новые правые». Все они действуют на обочине полит. жизни (кроме «зеленых»). Поэтому начнем с «зеленых» (или экологических партий). Это ведущая сила из разряда альтернативных полит. движений, она сложилась к началу 80-х гг. Основа идеологии «зеленых» - понимание масштаба экологич. угрозы цивилизации. Они говорят, что и капитализм, и социализм – лишь разные модели «индустриального общества», основанного на эксплуатации и человека, и природы. Все др. полит. силы лишь ускоряют приход экологической катастрофы, поэтому следует создать такое общество, которое бы не причиняло урона биосфере. Такое общество будет децентрализовано и основано на новых экологич. ценностях, единстве человека и природы. А для этого нужно обуздить самые разнузданные формы капиталистического рынка. Самая влиятельная из этих партий – Союз-90 – зеленые в Германии.

Левые радикалы – некогда, еще до социалистов, самая влиятельная левая сила в Европе и Америке (в конце ХIХ в.), а сейчас очень слабое и дезориентированное движение. Более-менее на плаву они сейчас во Франции, Голландии и Италии. Они некогда выступали за более справедливое общество и ограничение крупного капитала налогами, но затем эту идею захватили социалисты и коммунисты, и левые радикалы стали делать основной упор на скандальных и экстремальных вопросах, не затрагивающих переустройство всего общества: крайнее торжество прав человека на грани вседозволенности (но не переходя эту грань).

Фашизм как идеология возник после 1-й мир. войны, развивался в рамках нескольких разновидностей (нацизм, и Ит. Фашизм и др.), а в итоге 2-й мир. войны был запрещен. Поэтому можно говорить сейчас либо о неофашизме (неонацизме), либо о «новых правых». Их часто смешивают, но у них есть и серьезные отличия. И те, и другие строятся на крайнем национализме и ксенофобии, на отказе от всего чуждого той или иной нации. При этом если нацизм и фашизм выступали за социализм с нац. окраской, то соврем. правые разделяют идеи рынка и свободной конкуренции и даже критикуют других за недостаточно рыночную политику. Второе отличие – отношение к демократии: если фашисты ее отрицали, то новые правые выступают за «настоящую демократию» и критикуют власть за недостаточное учитывние мнения простых людей. Правда, неизвестно, но сколько демократично они бы правили, если бы пришли к власти. В-третьих, новые правые отрекаются от фашистского наследия. Но и те, и другие имели ярко выраженный вождистский характер.

В Европе знач. роль играют и региональные партии (особенно в Великобритании, Бельгии, Испании, а теперь и в Италии). Они могут быть и косн., и либ., и соц.-дем. ориентации, но основой их политики выступает защита интересов своего региона, т.е. местный национализм.

В странах Африки развились идеи «нуаризма» (черного расизма, избранности черной расы), а в мусульм. странах Азии и Африки – идеи мусульманского фундаментализма и т.д.

 

 

ЛЕКЦИЯ 15

 

Внешняя политика и международные отношения. Внешняя политика Республики Беларусь на современном этапе.

 

1. Международные отношения и их субъекты.

2. Внешняя политика, её сущность и функции.

3. Внешнеполитическая деятельность Республики Беларусь.

 

1. Международные отношения и их субъекты.

 

Любое национальное государство – это часть человечества. Оно не может существовать вне связи с другими странами и народами. Поэтому любое государство осуществляет не только внутреннюю, но и внешнюю политику. Вся человеческая цивилизация может рассматриваться как глобальная система международных отношений. Их своеобразие – в том, что это результат деятельности огромного числа участников международного общения, каждый из которых преследует определённые цели, стремится реализовать свои интересы и оказать влияние на международные отношения в соответствии с ними. Каждый субъект международных отношений обладает определённой свободой действий, может выбирать средства и методы достижения целей, потому что в международных отношениях нет центральной власти. Основную роль в них играют договорённости, сотрудничество и компромиссы.

Что такое международные отношения (МО)? Это понятие отличается от категории мирового порядка. Мировой порядок – это широкое понятие, выражающее взаимодействие национальных политических систем и международной среды. Мировой порядок характеризует не только внешние, но и внутриполитические отношения. Он отражает мировую политику во всех её проявлениях. А вот МО – это сложная система, охватывающая все международные явления и процессы, которые являются результатом внешнеполитической деятельности различных государств. Это человеческая деятельность, в процессе которой осуществляется взаимодействие между государствами на мировой арене. Содержанием МО в основном являются договоры. В наше время очень возросли как частные, так и официальные международные контакты между людьми. Поэтому некоторые политологи говорят, что главным действующим лицом МО становится не государство, а конкретные люди. В связи с этим иногда определяют МО как систему политических, экономических, социальных, дипломатических, военных и гуманитарных связей и отношений между основными субъектами мирового сообщества. МО осуществляется во всех сферах общественной жизни, причём как на государственном уровне, так и другими политическими и экономическими структурами (партиями, организациями) и отдельными личностями. Системный характер МО проявляется 1) в том, что государства, взаимодействуя, формируют внешнюю среду, 2) в том, что взаимоотношения между государствами существуют только в системе МО. Эти взаимоотношения системны по своей сути, а сама система МО возникает как результат взаимозависимости государств.

В структуру МО входят субьекты МО: 1) единственный национальный институт, имеющий право осуществлять внешнюю политику и заключать договоры), иногда отдельно говорят о нации, 2)”супернациональные” и международные межправительственные организации (ООН, ЕС, СНГ и т.д.), 3) негосударственные организации и транснациональные корпорации, 4) социальные группы, 5)индивиды. В структуру МО входят также уровни МО: глобальный, региональный, субрегиональный, и групповой. Выделяют также 4 типа МО: 1) противостояние, 2) сотрудничество, 3) господство и подчинение, 4) приспособление государств. Виды МО: выделяют по сфере отношений: политические, экономические, военные, культурные, научные и др.

Возник целый ряд концепций, объясняющих сущность МО. Вот основные:

- Теория международного общества (или мирового правительства): МО развиваются от первобытной анархии к появлению единого общества для всего человечества во главе с единым правительством. Происходит это под влиянием утверждения принципов права и морали в жизни государств.

- Теория факторов: мир – это поле динамичных отношений взаимодействующих сил, зависящих от политических, экономических, социальных и психологических факторов.

- Теория отожествления МО с международной политикой: сущность МО (как и международной политики) – захват, осуществление и удержание власти субъектами МО в специфических условиях международной среды.

В наше время акцент всё больше смещается с власти на стремление всех государств к максимальной реализации своих национальных интересов. Поэтому можно определить сущность МО и как процесс взаимодействия суверенных и несуверенных субъектов в целях создания наиболее благоприятных условий их функционирования и развития.

В своём развитии МО прошли ряд этапов (с европоцентричной точки зрения юриста – международника Ф. Мартенса): 1)до Вестфальского мирного договора 1648 (все против всех, принцип силы), 2) с 1648 до Венского конгресса 1815 (принцип равновесия государств), 3)1815- 1945 (принцип национальности), 4) с 1945 до сих пор (принцип права; могут быть выделены этап “холодной войны” до 1991 и современный этап с 19991). Ф. Бурлацский выделяет 3 стадии развития современных МО (после 2-ой мировой войны): 1) негативный всеобщий мир(“холодная война”), 2) активный мир (разрядка международной напряженности, 1991 – настоящее время) и 3) планируемая стадия всеобщего мира (разоружение, исключение войны, мировое сотрудничество как взаимопомощь, совместное разрешение глобальных проблем и др.). Как мы видим, это всё же очень оптимистический взгляд.

Выделяют также понятие системы МО – ключевое понятие МО. Система МО – это совокупность участников МО, между которыми существуют устойчивые связи и которые создают целостность во внешней среде. Выделяют следующие типы систем МО: 1) система отдельных государств и их союзов, преследующих свой национальный интерес (2-я пол. ХIХ – первая пол. ХХ в.), 2) биполярная система, 3) универсальная система (ряд внешнеполитических полномочий передан универсальной международной организации), 4) иерархическая система (установление единоличной власти международных организаций или сверхдержавы) и 5) ”система вето” (многополюсный мир, в котором “полюса” не вступают в союзы).

Основные особенности и тенденции современных МО: 1) переход от военно – полит. паритета 2 блоков к новому мировому порядку, 2)гуманизация МО (всё большая роль прав человека и приоритет интересов личности перед интересами государства), 3)демократизация МО (всё меньше диктатур), 4)глобализация как усиление взаимозависимости стран и народов во всех сферах, 5) рост значения международных неправительственных организаций в МО. Глобализация идёт прежде всего в экономически развитых странах и там, где созданы благоприятные условия для международных инввестиций и кредитно – финансовых связей. При этом заметна тенденция к регионализму (3 центра, США, ЕС, Япония, расширяющие своё экономическое пространство за счёт соседей по региону). Негативное последствие глобаолизации – неравномерность экономического и другого потенциала может привести к вытеснению на обочину многих стран, разрыв будет увеличиваться, и это приведёт к ещё большему обострению противоречий в мире, к новым конфликтам. Поэтому современное состояние МО можно определить как переходное.

 

2. Внешняя политика, её сущность и функции.

 

Внешняя политика с древних времён является одной из важнейших функций государства и занимает важное место в политической жизни человечества. Это деятельность государства по реализации интересов общества в системе МО. Именно понятие “национальный интерес” помогает понять сущность внешней политики. Национальный интерес лежит в основе внешней политики любого государства. Национальный интерес – это соответствие внешней политики государства потребностям общества. Внешняя политика зависит от этих потребностей, поэтому она определяется не абстрактными принципами, а конкретными интересами. Пальмерстон: “у Великобритании нет постоянных союзников и врагов, а есть постоянные интересы”. Национальные интересы направлены на достижение долговременных национальных идей, в том числе и внешнеполитических: существование независимого государства, предотвращение внешней угрозы, сохранение и поиск союзников, обеспечение благосостояния нации.

Внешнеполитические интересы имеют следующую структуру: 1) интересы отдельных социально-политических сил(обусловлены социально – экономическим состоянием этих сил и часто эгоистичны);

2) национальные интересы(потребности всего общества: безопасность и целостность государства, защита экономической и политической независимости, и т.д.), 3) общечеловеческие интересы(сохранение жизни на земле, обеспечение прав человека). Главными для государства должны быть национальные интересы. Но внешняя политика государства не всегда может соответствовать его истинному национальному интересу. Часто правящие силы под видом якобы национального интереса проводят политику, противоречащую подлинным интересам своего народа(Ирак – средний доход упал с 400 до 20 $ за годы блокады). А ведь все люди, независимо от страны, имеют схожие интересы: все хотят жить, иметь доход, быть свободными, воспитывать детей и т.п. Возможность реализации интересов государства зависит от внешнеполитического потенциала – всех ресурсов, используемых для воздействия на систему МО: информационно-пропагандистских, политических, экономических, военных. Этот потенциал зависит также от геополитического положения государства и политической стабильности режима. Он влияет не превращение национальных интересов в цели внешней политики.

Цели внешней политики подразделяют на краткосрочные, долгосрочные и перспективные. Главными целями внешней политики являются: 1) обеспечение безопасности данного государства и 2)создание условий для реализации целей внутренней политики. От интереса зависит суть цели: её реальность или утопичность. Если интерес утопичен, то при любых ресурсах цель будет нереальной. Реализация целей зависит от способа внешнеполитической деятельности. Совокупность внешнеполитических целей и способа их реализации составляет концепцию внешней политики. Эта концепция реализуется через внешнеполитический курс – целенаправленную внешнеполитическую деятельность государства. Говоря об обеспечении безопасности, следует различать национальную безопасность и государственную безопасность (1-я объективна, 2-я субъективна, охраняется нередко в интересах самой власти и групп, ею обладающих).

Внешнеполитические цели реализуются внешнеполитическими средствами. Это: 1)политические средства(дипломатия), 2)идеологические средства (внешнеполитическая пропаганда), 3)экономические, 4)военные(римляне говорили: “хочеш мира – готовься к войне”; К.Клаузевиц :”Война – это продолжение политики иными средствами ”).

Функции внешней политики: 1)интеграционная (международные отношения обеспечивают существование международного сообщества), 2)охранительная (охрана прав и интересов страны и её граждан за границей), 3)регулятивная (всё международное сообщество признаёт необходимость соблюдения определённых норм и традиций международного общения и закрепляет их международными актами), 4)информационно-представительная (создание для страны привлекательного имиджа, оказание влияния на общественное мнение и политические круги других стран для обеспечения благоприятных условий решения своих задач и достижения своих целей).

Специфика внешней политики (в отличие от политики внутренней) – в том, что цели её реализуются в рамках системы МО. Внутри страны государство обладает высшей политической властью, а на международной арене нет единого центра власти. Самой главной задачей международной политики было и остаётся создание системы международной безопасности.

 

3. Внешнеполитическая деятельность Республики Беларусь.

 

Становление внешней политики Беларуси после нескольких веков отсутствия государственности (конец XVI – начало XX в.в.) напрямую связано со становлением белорусской государственности после 1-й мировой войны. Эти процессы были не просто сложны – драматичны. И Белорусская Народная республика (1918-1920 гг.), и БССР (созданная 1 января 1919) были, по сути, марионеточными государствами, только под контролем разных держав (Германия, Советская Россия). В 1919 был создан коммисариат по иностранным делам БССР (с 1920 – Народный коммисариат по иностранным делам). К середине 20-х гг. уже 9 стран Европы установили с БССР дипломатические отношения (т.е. признали де -юре). Но после создания СССР (декабрь 1922) внешняя политика всех союзных республик начала определятся в Москве, высшими органами Союза, хотя республики сохранили международную правосубьектность. НКИД БССР был упразднён.

Ситуация немного изменилась в годы Великой Отечественной войны. В феврале 1944 был принят закон СССР о праве каждой союзной республики вступать в прямые сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашениями и обмениваться дипломатическими представителями. С марта того же года восстановлен НКИД БССР (с 1946-МИД), в конституции были закреплены основные внешнеэкономические полномочия БССР. Министрами иностранных дел нашей страны были: 1944-66-Ковалёв, 1966-90-Гуринович, 1990-94-Кравченко, 1994-97-Сенько, 1997-98-Антонович, 1998-2000-Латыпов, с ноября 2000-М.М.Хвостов. В 1945 БССР стала одним из учредителей ООН, и с тех пор имеет своё представительство при ООН в Нью-Йорке. Но полного суверенитета БССР не имела, поэтому и вся внешняя политика по-прежнему делалась в Москве. Белорусы выступали лишь тогда, когда СССР не хотел напрямую заявить о чём-то и поручал это БССР, или если вопрос касался Беларуси.

90-е гг. стали совершенно новым этапом. Июль 1990 – ВС БССР принимает декларацию о государственном суверенитете БССР, а 19 сентября 1991 – закон о переименовании БССР в РБ. Беларусь вышла из состава СССР и в декабре 1991 подписала Беловежские соглашения о создании СНГ.15 марта 1994 ВС РБ принял новую конституцию РБ, согласно которой Беларусь в своей внешней политике исходит из принципа равенства всех государств, неприменения силы или угрозы силы, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства в дела других государств и т.д., а также ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным. На 46-й сессии ГА ООН (октябрь 1991) Кравченко изложил следующие внешнеэкономические и внешнеполитические принципы РБ : 1)достижение реальной независимости Беларуси, 2)взаимодействие в создании единого экономического пространства СНГ, 3)привлечение международной поддержки в решении чернобыльской проблемы, 4)превращение РБ в безъядерную зону и нейтральное государство, 5)включение Беларуси в общеевропейский процесс(безопасности), 6)обеспечение экологической безопасности и др. Беларусь признана почти всеми государствами мира, установила дипломатические отношения более чем со 100 из них, к 1996 вступила более чем в 20 международных организаций. Но с 1996 во внешней политике и внешнеэкономических связях РБ наблюдается постепенный кризис (пик – 1998г.). Если до 1996 европейские страны, и прежде всего Германия, постепенно становились нашими основными торговыми партнёрами, то после этого года они постепенно сворачивали товарооборот. Сейчас наш основной торговый партнёр (с огромным отрывом от других) – Россия. С 1995 г. осуществляется курс на интеграцию России и Беларуси, но в 2002 г. этот процесс замедлился. Развитие экономических связей со странами Азии идёт более устойчивыми темпами, чем со странами Европы.

 

 

ЛЕКЦИЯ 16

 

Теория прав человека: понятие и структура. Философия прав человека.

 

1. Понятие и философия прав человека.

2. Типология и структура прав человека.

 

1. Понятие и философия прав человека.

Политика должна ориентироваться на интересы людей, живущих в обществе. Это «очеловечивание» осуществляется на основе и с помощью гуманистических ценностей во взаимоотношениях между индивидом, обществом и государство. Этот гуманизм по отношению к политике находит выражение в правах человека.

Происхождение самого термина мы рассмотрим в отдельной лекции. Здесь достаточно сказать, что он впервые появился в Билле оправах – введении к конституции штата Виргиния (США), принятом 12 июля 1776. Этот документ был взят за образец и конституциями других штатов, и вошел в конституцию США.

Реализация прав человека, зафиксированных в государственных документах, предполагает наличие 2 условий: 1) учета реальных условий жизни государства (состояния его экономики, политики, социальной сферы, правовой системы), и 2) достаточной степени законопослушания граждан, Наилучшие условия для обеспечения прав человека создают гражданское общество и правовое государство. Состояние прав человека можно рассматривать как показатель уровня гуманизма общества, го политического режима, уровня его политической культуры при всех различиях между странами и народами мира. С развитием общества менялось и представление о ПЧ.

Что же такое права человека? ПЧ – это неотъемлемые свободы и права личности, которые человек приобретает с момента рождения. Это принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государств, обеспечивающие индивиду возможность либо действовать по своему усмотрению (это свободы), либо получать определенные блага (это собственно права). ПЧ – это общечеловеческая ценность, ун<



Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 245;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.037 сек.