Общая характеристика литературы второй трети ХIХ века
Обычно историческое изучение литературы предпочитает истолкование литературного процесса как смену одного литературного направления другим: классицизм сменяется сентиментализмом, романтизмом, а затем наступает время критического реализма. Современная филологическая наука уже не может ограничить себя в познании литературного процесса прошлого только литературным инструментарием: она начинает успешно осваивать возможности культурологического подхода к изучению специфики художественных явлений. С этой точки зрения «классический» период развития русской культуры имеет общую закономерность: это период становления русского национального самосознания, находящий свое выражение и в русской литературе этой поры.
Можно говорить о том, что культура осознает себя то как процесс эволюционный, то как взрывной, тяготеющий к переменам катастрофического характера. Особенно отчетливо это проявилось уже на ранних этапах становления русской культуры, и в первую очередь в период Петровских преобразований. В изучаемую нами эпоху 40-70-х годов таким переломным моментом в истории культуры стала крестьянская реформа 1861 года. Она поставила Россию в новые условия существования, которые в свою очередь, не могли не сказаться и на коренных изменениях в самосознании русского человека, отразившихся в художественной литературе.
Хронологические границы периода - 40-70 е годы объясняются следующими обстоятельствами. В эту пору в недрах русской литературы интенсивно идет внутренняя перестройка, которая характеризуется развитием тех традиций, которые были намечены в предшествующие десятилетия Х1Х века. Прежде всего это коснулось жанровой системы, выдвинувшей на первый план эпические произведения, обозначив тем самым углубление тенденции к исследованию сложных взаимоотношений человека и среды в литературе первой трети века. Происходит становление жанра романа: расширяется его проблематика, усложняется характер повествования, совершенствуются формы и способы раскрытия внутреннего мира героя, меняются функции описательных элементов – портрета, пейзажа, интерьера. Жанр предстает перед читателем как своеобразная эпопея нового времени: в обликах героев роман запечатлевает породившую их историческую эпоху («Обломов» и «Обрыв» И.Гончарова), изображает перспективу общественного развития в судьбах отдельных персонажей(«Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» И.Тургенева), осмысляет современность сквозь призму прошлого и обозначает вектор будущего в нравственном портрете русского народа( «История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина).
Особую популярность получает такое художественное явление, как цикл. Если в предшествующий период тяготение к циклизации обнаруживается в лирике и эпосе, то во второй трети века циклы произведений представлены практически во всех родах литературы: лирические циклы Ф.Тютчева, драматические трилогии А.К.Толстого («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис») и А.Сухово-Кобылина («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»), эпические циклы М.Салтыкова-Щедрина «Губернские очерки», «Сатиры в прозе», И.Тургенева «Записки охотника», Стихотворения в прозе».
Расширяется сфера драматических жанров: комедия и драма достигают своего расцвета в творчестве А.Островского. Драматург «завершает» начавшийся в первой трети века процесс создания жанра драмы и создает репертуар национального театра, не потерявший своей эстетической и этической актуальности и в наши дни.
В конце 30-х начале 40-х годов начинается осмысление новых принципов изображения действительности, впоследствии определенных как воспроизведение жизни в формах самой жизни, то есть как реализм. Литература осознается не как сумма художественных фактов, а начинает восприниматься как процесс, развивающийся по принципу усвоения и развития традиций, сформированных предшествующей эпохой. Этот период в развитии русской литературы характеризуется соединением литературной художественной практики и литературной теории, давшей ей название «натуральная школа». Литературный процесс стимулирует стремление критики создать систему, объясняющую закономерности развития художественного сознания. В свою очередь критика направляет развитие художественного творчества, вырабатывая новые подходы к анализу и оценке литературного произведения, исторического движения литературы. Исключительное влияние приобретает литературно-художественная критика: Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А. В.Дружинин, А.Н.Майков, П.В. Анненков, Ап.Григорьев. В 40-70-е годы происходит формирование таких жанров художественной публицистики, как годовой обзор литературы, статья, посвященная анализу отдельного произведения, очерк жизни и творчества писателя. В них русская критика вырабатывает принципы исследования и оценки литературного произведения, активно воздействуя на литературный процесс и воспитывая читательскую аудиторию.
Важной особенностью названного периода является то, что литература осознает себя частью культурного пространства эпохи. 40-70-е годы вошли в историю русской литературы такими именами, как В.Г.Белинский, А.Н. Островский, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.И.Тютчев и А.А.Фет, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, но в это же время завершается монументальное полотно А.Иванова «Явление Христа народу»(1845), конец 40-х-начало 50 –х годов – время расцвета таланта П.Федотова, появляются первые иллюстрации к художественным произведениям, что расширяет диапазон читательского восприятия произведения: изображение типажей русской действительности предстает в литографиях В.Тимма, выходит в свет первое иллюстрированное издание «Мертвых душ» с картинками А.Агина и Е.Бернардского, несколько позднее появляется издание поэмы с рисунками П.Боклевского, М.Башилов сопровождает иллюстрациями «Горе от ума» А.Грибоедова.
60-70 –е годы продолжают развитие лучших традиций предшествующих десятилетий: создаются лучшие полотна В.Перова: «Сельский ход на пасхе»(1861), «Тройка»(1868). Многие полотна художника воспринимаются как прямые иллюстрации к литературным произведениям: «На могиле сына»(1874) прочитывается как сцена из романа И.Тургенева «Отцы и дети», «Проводы покойника»(1865) невольно ассоциируются с поэмой Н.Некрасова «Мороз, Красный нос».
Живопись обогащается портретной галереей русских писателей: Ф.Достоевского(1872), А.Островского(1871), И.Тургенева(1872) - В.Перова, М.Салтыкова-Щедрина (1879), Н.Некрасова (1877), Л.Толстого(1873) – Н.Крамского. Появляются и собственные художественные критики –И.Крамской, В.Стасов, собиратель живописи –П.Третьяков. Московские и петербургские художники объединяются в «Товарищество передвижных художественных выставок»(1870), которое стало «хождением в народ» русских живописцев, музыканты – в «Могучую кучку».
Первые существенные изменения, характерные для нового этапа в развитии русской литературы, происходят в русле теоретических и художественных открытий, сделанных «натуральной школой». Она стала своеобразной колыбелью русского реализма, взрастив и направив литературные таланты И.Тургенева, М.Салтыкова-Щедрина, Н.Некрасова, И.Гончарова.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 711;