Мусульманская правовая система (мусульманское право)
Особенность этой системы определяется тем, что ее формирование и развитие основано не на нормативных актах, и не на судебной практике, а на господствующей религиозной идеологии - положениях ислама.
История мусульманского права начинается с пророка Мухаммеда, жившего в 570- 632 гг. Мухаммед о т имени аллаха адресовал через проповеди основные правила поведения верующим мусульманам. Далее эти правила конкретизировались и развивались в результате деятельности самого пророка Позднее они нашли формальное закрепление в религиозных источниках ислама - Коране и сунне. Дальнейшее развитие положения ислама нашли в работах «праведных» халифов и в деятельности представителей различных правовых школ, разъясняющих положения ислама.
Возникнув в Арабском Халифате, мусульманское право вместе с исламской религией распространилось и на другие государства.
Особенности этой правовой системы, основанной на религиозных воззрениях, проявляются в ее источниках. Это прежде всего, Коран и сунна, а также иджма и кияс. Коран – священная книга ислама, основополагающий источник мусульманского права. Сунна – это сборник положений, вытекающих из жизни самого Мухаммеда. Иджма - положения древних правоведов, знатоков ислама, содержащие обязанности правоверных. Кияс содержит суждения по аналогии.
Система мусульманского права характеризуется делением на публичное и частное. Однако, как свидетельствует известный специалист мусульманского права Р.Л Сюкияйнен, мусульманское право в большей своей части - частное право[48]. Это преимущественно нормы, регламентирующие семейные отношения: брак, развод, родство наследование и т.д., а также отдельные имущественные отношения. Конституционные, административные и финансовые отношения регламентируются нормами публичного права.
Системе мусульманского права присущи отдельные черты феодальных правовых систем – партикуляризм, неопределенность и противоречивость и архаизм. Отмена устаревших норм здесь не допускается, т.к. нормы мусульманского права являются религиозными нормами.
В структуре мусульманского права есть конкретные нормы и нормы-принципы. Причем, последние имеют преимущественное значение.
Особенности этой правовой системы проявляются и в специфике предписаний, и в содержании норм. Их источником является не законодатель и не суд, а правило, адресованное мусульманской общине аллахом. Поэтому его нельзя изменить, отменить, поправить.
По своему содержанию нормы ислама являются в основном обязывающими, закрепляющими долг совершать те или иные поступки. При этом в нормах Корана преобладают общие положения нравственного характера.
Подчеркивая особенности мусульманского права, следует отметить, что в современных условиях на его развитие оказали влияние положения англосаксонской и романо-германской правовых систем. Это привело к тому, что в отдельных государствах (например, в Турции) положения ислама практически вытеснены из правовой системы, в других ( Алжире, Сирии, Египте) сохранились лишь частично.
В целом же, в современных условиях практически не сохранились особенности систем в чистом виде. В условиях глобализации происходит их сближение, обогащение. Это можно наблюдать на примере правовой системы Японии, США, иных государств.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 284;