ТЕМА 10. ПРАВО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.
1. Понятие, виды и особенности социальных норм.
2. Соотношение права и морали.
3. Право в системе социальных норм.
1.Вся совокупность многообразных отношений, рождающихся в обществе, нуждаются в упорядочении. Для этого складывается система нормативных регуляторов – правил поведения. В этой связи используется понятие нормативного, или социального регулирования. Такое регулирование выражает объективную потребность общества в упорядочении поведения людей, в подчинении их определенным правилам.
Нормативное регулирование складывается из следующих стадий: 1) выработки образцов поведения (социальных норм); 2) реализации этих норм в деятельности индивидов и организаций; 3) использование мер воздействия (убеждение или принуждение) в случае нарушения установленных правил.
Основным элементом нормативного регулирования является социальная норма.
Социальная норма - это выработанное обществом или установленное государством правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и регулирующее их поведение в обществе.
Признаки социальных норм:
- они отражают достигнутую ступень развития общества;
- в них «преломляются» исторические и национальные особенности жизни страны и регионов;
- они регулируют наиболее типичные отношения, а потому имеют самый общий характер;
- они характеризуются многократностью действия и потому способны направлять поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях;
- они обязательны для исполнения, в связи с чем возможна реализация санкций в отношении нарушителя правила.
В силу их природы социальным нормам свойственны следующие функции:
- регулятивная предопределяется тем, что нормы упорядочивают, регулируют поведение людей, способствуют нормальному функционированию общества;
- оценочнаясвязана с тем, что нормы служат основанием оценки социально-значимого поведения людей (правомерное – неправомерное, нравственное – безнравственное);
- трансляционная (передающая) производна от того, что в нормах сконцентрирован определенный социальный опыт, достижения развития общества, оттого знакомство с ними способствует сознательному соблюдению установленных правил.
Выделяются следующие социальные нормы: правовые, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев.
1. Обычаи – это правила поведения общего характера, сложившиеся в результате длительной общественной практики, вошедшие в привычку.
Это исторически первая группа норм, возникшая вместе с образованием самого общества и вместе с ним же меняющаяся. По своей природе обычаи консервативны. В них могут находить закрепление бытующие предрассудки, пережитки прошлого. Они не представляют собой цельной системы норм, а выступают в виде локальных, изолированных друг от друга правил поведения. Механизм действия обычаев специфичен. Поскольку они входят в привычку, вопрос об их обеспечении какой-то внешней силой не ставится.
Разновидностью обычаев являются традиции. И те и другие обладают многими общими чертами. Но в то же время традиции в меньшей степени связаны с чувствами, эмоциями людей, а также складываются в более короткое время, чем обычаи.
2. Корпоративные нормы – правила поведения, создаваемые в объединениях, организациях, регулирующие отношения между их членами. Это групповые нормы внутриорганизационного характера. Они распространяются на членов определенной организации; закрепляются в соответствующих документах (уставе, положении и т.д.); определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок, формирование, компетенцию; обеспечиваются определенными организационными мерами. По формальным признакам данные нормы близки к правовым, поскольку, как правило, формализованы, принимаются по определенной процедуре, могут быть систематизированы, их нарушение влечет применение соответствующих санкций. Вместе с тем, они отличаются от норм права и др. социальных норм тем, что они выражают коллективную ответственность всех членов определенной организации.
3. Политические нормы – это нормы, регулирующие поведение субъектов политической жизни, отношения между партиями, социальными группами главным образом по поводу государственной власти. Данные нормы закрепляются в политических декларациях, конституциях государств, в программных документах политических партий и движений. Они служат основой для достижения определенных целей в политике как отдельных индивидов, так и организаций. Они предусматривают вариантность поведения индивидов в реализации своих возможностей. Эти нормы могут отличаться общим декларативным характером, либо быть формализованными; могут реализовываться как в пределах какого-либо политического объединения, так и вне его. Эффективность реализации таких норм во многом зависит от конкретно-политической ситуации в стране или регионе.
4. Религиозные нормы – это нормы, регулирующие отношения верующих к Богу, церкви, друг к другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных объединений.Эти нормы закрепляют правила отправления религиозных культов, порядок богослужения, совершения определенных действий (венчание) или воздержание от них (неупотребление некоторых продуктов во время постов). Они обладают всеми необходимыми признаками социальных норм, но характеризуются ссылками на волю сверхъестественных сил.
5. Нормы морали (нравственности) – это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций.
Мораль как форма общественного сознания зародилась раньше политической и правовой форм сознания, предопределена историческим развитием человечества и не связана с государственной властью. Мораль выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное решение того, что есть долг и совесть, добро и зло в человеческих поступках и взаимоотношениях людей.
Спорным остается вопрос о том, нужно ли разграничивать понятия «мораль» и «нравственность»? Нам представляется обоснованной точка зрения В.С. Нерсесянца, определяющего мораль в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида. Нравственность же, по его мнению, есть внешний регулятор поведения людей. Если индивид усвоил эти внешние требования и руководствуется ими, то они становятся его внутренним моральным регулятором в отношениях с другими людьми.
Термин «этика», употребляющийся в одном ряду с понятиями «мораль» и «нравственность», означает философскую дисциплину, изучающую данные понятия.
Помимо названных существуют и другие социальные нормы: экономические, эстетические, семейные, деловые и т.д.
2. Для юристов важно выявить соотношение права и морали, поскольку им приходиться постоянно обращаться и к этическим критериям, ибо в основе права всегда лежит мораль.
Соотношение между правом и моралью включает в себя следующие компоненты: единство, различие, взаимодействие, противоречие.
Единство заключается в том, что:
и право, и мораль являются разновидностями социальных норм;
это социально однотипные регуляторы, т.е. обусловлены едиными экономическими, культурными и иными причинами;
они предполагают относительную свободу воли индивидов, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции;
как нормативные регуляторы определяют границы должного и возможного поведения;
преследуют одни и те же цели и задачи - упорядочение общественных отношений, развитие личности, утверждение ценностей гуманизма и культуры;
являются фундаментальными общеисторическими ценностями, показателями прогрессивности развития общества, отношений между его членами.
Различие между правом и моралью в том, что:
у них разные способы установления, формирования, различные источники (государство и общество);
разные методы обеспечения (сила государственного принуждения и общественного мнения);
различные формы выражения и фиксации (юридические акты и сознание людей);
различны характер и способы их воздействия на сознание и поведение людей (разные оценочные категории, социальные мерки);
различен характер и порядок ответственности за их нарушение (юридическая ответственность и моральное осуждение);
уровень требований, предъявляемых к поведению человека (выше у морали, которая ориентирует человека на идеал);
различны сферы действия - моральное пространство «шире», чем правовое (мораль универсальна и вездесуща);
в философском плане мораль - одна из форм общественного сознания, а право - атрибут государства, продукт государственной воли;
у них различные исторические судьбы, мораль старше и в исторической перспективе, возможно, долговечней.
Взаимодействие права и морали выражается в поддержании ими друг друга в деле упорядочения общественных отношений, позитивного влияния на личность. Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью. И в то же время нельзя нарушать государственный закон, не нарушая морали.
Противоречие между правом и моралью в том, что оптимальное совмещение этического и юридического всегда было трудноразрешимой проблемой во всех правовых системах. Идеальной гармонии никогда достичь не удавалось. Противоречия можно сгладить, уменьшить, но не снять. Причина в том, что у права и морали разные методы регуляции, разные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Право по своей природе несколько консервативно, нередко отстает от течения жизни. Мораль более динамична, ее развитие более стихийно. Право и мораль не антиподы, а соперники. Кроме того, причина противоречий может быть субъективной, когда право не согласуется с моралью в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов.
3. А. Право и обычаи.
Исторически первым источником права, регулировавшим отношения в период становления государства, был правовой обычай. Правовой обычай –это правило, признанное и санкционированное государством. Его особенности: носит локальный (лат. местный, не выходящий за определенные пределы) характер, отличается определенностью правила, непрерывным и единообразным характером его соблюдения, по природе носит консервативный характер.
Санкционирование обычаев государством осуществляется двумя путями: путем фактического признания государством тех или иных обычаев в качестве обязательных и вынесения на их основе определенных решений государственными органами; путем отсылки законов к тем обычаям, которые согласуются с политикой государства, с нравственными основами образа жизни.
В новом законодательстве России правовые обычаи стали получать большое признание. ГК РФ признал возможность применение обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору (ст.5 и 6 ГК РФ). Это показатель значительного расширения сферы применения правового обычая, который прежде применялся только при прямом указании закона, относящемся к определенному виду отношений (обычаи морского порта).
Особенности соотношения права с обычаями зависят от их содержания. Одни обычаи обретают характер правовых, т.е. санкционироваться государством. Вторую группу составляют обычаи, к которым право относится нейтрально, т.е. форма общественной регуляции, привычная для членов общества (свадьба, день рождения).
В социальной практике могут утверждаться обычаи, противоречащие принципам морали и права. С ними право может конфликтовать. В этом случае нормы права могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.
Б. Право и корпоративные нормы.
Конституционные нормы, а также нормы законов корректируют нормы общественных объединений, «очерчивают» их рамки границами прав и свобод человека и гражданина (например Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.).
Корпоративные нормы, со своей стороны, оказывают определенное содействие в регулировании отдельных видов общественных отношений. Так нормы уставов партий и др. общественных объединений определяют, каким образом должно осуществляться право выдвижение кандидатов в депутаты, назначение своих представителей в избирательные комиссии.
В. Право и политические нормы.
Государство является основным политическим институтом в обществе, поэтому политические и правовые нормы решают одни задачи.
Политические нормы отражают различные структурные уровни. Один уровень – это нормы организации политических институтов, политических процедур и процессов. Эти нормы, как правило, функционируют исключительно в сфере политики.
А вот в области формы, устройства государственной власти, функционирования субъектов государства политические нормы принимают правовую форму и могут рассматриваться в качестве политико-правовых. Они регламентируют деятельность государства и других политических институтов, как в пределах страны, так и на международной арене. Политико-правовые нормы, прежде всего, содержатся в конституционном законодательстве, поскольку:
Конституция РФ регулирует политико-гражданские отношения между разными субъектами, включая народ; в ее первой главе определены политико-правовые основы российского государства; показателем развитости политики и права в нашем обществе можно считать осуществление прав и свобод в практическом измерении (выборы всех уровней); во второй главе Конституции раскрываются основополагающие принципы политического статуса личности; гражданский, политический и другие статусы человека и гражданина гарантируются и охраняются государством; политические нормы, выраженные в юридической форме в основном регулируют отношения законодательной, исполнительной и судебной власти; политико-правовые нормы допускают существование и деятельность политической оппозиции.
Кроме того, на основе политико-правовых норм граждане могут оказывать влияние на деятельность государства и его органов, побуждать соответствующие структуры к поиску компромиссов. Это митинги, демонстрации, манифестации и пр.
Г. Право и религиозные нормы
Данные системные регуляторы способны взаимодополнять друг друга; направления деятельности людей на основе правовых и религиозных норм могут пересекаться.
Общность и поддержка правовых и религиозных норм проявляется в следующем:
они воздействуют на один и тот же объект – поведение людей, основанное на их сознании и воле;
Российская Федерация согласно ст.14 Конституции является светским государством. Правовое положение церкви в современной России регулируется также ГК РФ, ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.;
в течение тысячелетий религия учит человека повиноваться таким предписаниям, как «не лжесвидетельствуй», «не укради» и т.д., что должно создавать предпосылки правомерного поведения, отвечающих требованиям права и законности;
правовые нормы смягчают остроту противостояния представителей различных религиозных конфессий, способствуют достижению определенного согласия договорным, цивилизованным путем.
Кроме того, современная реальность подтверждает существование ортодоксальных религиозных направлений: исламский фундаментализм, различные секты, которые отрицательно влияют на личность, разрушают ее ценностные ориентации, сеют злобу и ненависть между народами. Соотношение этих норм с нормами права характеризуются конфликтностью. Это следует из содержания ст. 239 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, либо с побуждением их к отказу от исполнения гражданских обязанностей.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 386;