Сущность крупной сделки
В соответствии со ст. 78 федерального закона «Об акционерных обществах» - крупная сделка – это сделка, связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 25% балансовой стоимости активов акционерного общества. В соответствии с законом об Акционерных обществах основными критериями крупной сделки являются:
1. Характер сделки
- Сделка прямо или косвенно связана с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества.
- Сделка является сделкой по предоставлению кредита, займа, залога или поручительства.
- Сделка не связана с размещением дополнительных обыкновенных акций или ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества.
2. Стоимость сделки
Предметом сделки является имущество, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату до совершения сделки.
3. Связь сделки с деятельностью общества
Крупными не считаются сделки, заключаемые в ходе обычной хозяйственной деятельности общества.
В Законе об АО нет определения понятия «обычной хозяйственной деятельности». Решение вопроса о том, может ли та или иная сделка считаться заключаемой в ходе обычной хозяйственной деятельности, зависит от конкретных характеристик общества и сделки. [18]
4. Взаимосвязанные сделки
Несколько взаимосвязанных сделок, предметом которых является имущество общей стоимостью 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, рассматриваются как одна крупная сделка.[19]
5. В соответствии с законом об Акционерных обществах уставом могут быть установлены иные случаи, при которых на совершаемые обществом сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок. Например, в уставе может быть указано, что в качестве крупных могут рассматриваться сделки, предметом которых является имущество стоимостью свыше, скажем, 9% (а не 25%) балансовой стоимости активов. Устав также может предусматривать, что определенные виды договоров (например, все кредитные договоры или все договоры залога акций общества) должны рассматриваться как соглашения о совершении крупных сделок вне зависимости от их конкретного характера. Однако общество не имеет права изменять юридическое определение крупной сделки с целью ограничения круга случаев, в которых сделка считается крупной. Например, общество не может установить, что крупными считаются только те сделки, предметом которых является имущество стоимостью 30 и более процентов балансовой стоимости активов общества.
В соответствии с рекомендациями Международной финансовой корпорацией[20] во многих случаях особый порядок, касающийся крупных сделок, должен применяться к сделкам, которые не достигают установленного законодательством уровня в 25% балансовой стоимости активов. Например, продажа крупной нефтяной компанией своего дочернего общества, обладающего лицензиями на разработку богатых месторождений нефти, может быть столь важна стратегически, что эту сделку необходимо будет признать крупной независимо от стоимости.
В данной области законодательством установлен минимальный стандарт, оставляющий определенный простор для включения или невключения конкретной сделки в категорию крупных. Поэтому наилучшая практика предполагает, что в уставе должно быть положение об отнесении к крупным «сделок, имеющих существенное значение для общества» (за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества).
Также рекомендуется, чтобы в качестве крупной рассматривалась сделка по продаже акций дочернего общества, в результате которой материнское общество лишается преобладающего участия в уставном капитале дочернего общества.
Когда два общества заключают сделку, каждое из них должно применять критерии для определения крупной. Это означает, что одна и та же сделка может быть крупной для одного общества, но при этом не являться таковой для другого.
Проведенный нами анализ уровня корпоративного управления в акционерных обществах Республики Коми[21] дает возможность делать вывод о необходимости изменения как размера так и расчетной базы крупной сделки. Так заключение крупных сделок находится в компетенции совета директоров. Сделки до 25% балансовой стоимости активов находятся в компетенции менеджера. Однако, использование балансовой стоимости активов предприятия в качестве расчетной базы представляется экономически необоснованным по причине того, что балансовая стоимость не является стоимостью реальной, близкой по определению к рыночной стоимости. Рыночная стоимость предприятия, как известно, базируется на его способности приносить доходы, чем и определяется экономическая ценность его активов. Если говорить о справедливой оценке, то именно рыночная, а не балансовая стоимость будет отражать экономическую ценность его активов. Именно поэтому для более объективного определения величины сделки было бы разумным использовать как при приобретении, так и при отчуждении рыночную стоимость имущества, в отношении которого осуществляется сделка. Но при этом для соблюдения принципа сопоставимости при расчетах балансовая стоимость активов акционерного общества должна быть заменена их рыночной оценкой. Однако, если законодательно обязать предприятия рассчитывать масштаб сделки по данной методике, они будут вынуждены нести расходы по оплате услуг независимых оценщиков, что в свою очередь может пошатнуть их финансовую устойчивость.
Тем самым, имеющиеся пробелы в законодательстве об акционерных обществах позволяют менеджеру в этих условиях манипулировать стоимостью имущества, в сторону ее увеличения или уменьшения, вследствие чего недобросовестный менеджер будет иметь расширенные пути для вывода активов предприятия, а следовательно, уменьшения благосостояния акционеров общества.
Несмотря на то, что в апреле 2002 г. в России был принят Кодекс корпоративного поведения, носящий рекомендательный характер, на большинстве акционерных предприятий сохраняется достаточно низкий уровень корпоративной культуры. Поэтому основным направлением защиты акционеров от действий недобросовестных менеджеров можно выделить -
следующее: мы предлагаем в качестве критерия определения крупной сделки использовать процент от стоимости собственного капитала компании, в состав которого входит: акционерный капитал (уставный капитал акционерного общества), добавочный капитал, резервный капитал и прибыль и внести соответствующие изменения в ст. 78
Федерального закона «Об акционерных обществах».
В течение года размер акционерного капитала не меняется в соответствии с действующим законодательством. Размер добавочного капитала в процессе реформирования баланса присоединяется к размеру акционерного капитала. Резервный капитал образуется в размерах и в порядке, утвержденном собранием акционеров. Процентным соотношением к предлагаемой базе мог бы стать предел от 1% до 5%. Подобное изменение в законе «Об акционерных обществах» существенно усилит контроль над деятельностью менеджеров в отношении крупных сделок и снизит возможность вывода активов.
Поскольку в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России заложен принцип сохранения и прироста собственного капитала, который подразумевает возможность его увеличения только в условиях успешного функционирования предприятия, то логично, что расширение полномочий менеджера относительно принимаемых им решений будет соответствовать этим условиям.
Таким образом, выбор собственного капитала компании в качестве базы для определения масштаба сделки будет способствовать снижению риска потерь акционеров в результате некачественного менеджмента или умышленных злоупотреблений и повышению финансовой устойчивости предприятия.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 274;