Социальная среда и социализация личности


 

 

1. ПОНЯТИЕ И ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

 

Проблема личности – одна из центральных и наиболее сложных проблем в социологии, значение которой сопоставимо разве что с обществом. Не зря Д. Карнеги по этому поводу писал, что "личность сложна, как теория относительности Эйнштейна и понимают ее столь же мало". Кроме всего, личность – это самое емкое, многомерное, самое трудноуловимое и, в то же время, самое "затертое" понятие. Лишь немногие ученые занимают по вопросу личности вполне консолидированные взгляды и позиции.

Поэтому решение проблемы личности имеет огромное теоретическое, методологическое и практическое значение.

Что же такое личность? Сам термин "личность" происходит от русского "личина" – маска или, как говорили в старину, накладная харя. Уже в самом этом термине заложен большой социологический смысл, а именно – усреднение. Ибо маска – это некий собирательный тип.

Постепенно из бытовой сферы и сферы культуры термин "личность" перешел и в сферу науки, что само по себе явилось важным событием в жизни общества. Случилось это примерно 2–3 столетия назад.

Сегодня, личность является предметом изучения многих гуманитарных и социальных наук.

Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Н.А. Бердяев определяет личность как неизменное в изменениях. Христианское вероучение воспринимает ее как лицо человека перед ликом всевышнего. Виктор Франкл – всемирно известный философ, психиатр и психотерапевт призывал открывать не глубины личности, а ее вершины. Исходя из его позиций, возникает вопрос: кто будет заниматься "глубинами" в личности?

Здесь на помощь приходит психология. Она изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т. д. Вот как определяет личность американский психолог Карл Роджерс: "Сущность личности есть знание о себе, отношение к себе и самооценка". Такую же точку зрения задолго до К. Роджерса высказывал советский психолог Л. С. Выготский, утверждая, что личность является ничем иным, как самосознанием человека, возникающим именно в подростковую пору.

Какую позицию по этому поводу занимает педагогика? Педагогов интересуют, прежде всего, методы воздействия на личность.С их точки зрения, к каждой отдельной личности надо прикасаться с точностью ювелира.

Итак, философы заняты поисками вершин личности, психологи докапываются до ее глубин, педагоги заняты поисками методов воздействия на личность, ачто ищут в личности социологи?

Социологи в личности ищут социальнотипичное. Их не интересует уникальность личности. Они заняты поисками того типичного, что есть в обществе и что нашло свое проявление в конкретном человеке. Подчеркнем это особо: социолог ищет МАСКУ, РОЛЬ, ТИПАЖ. Для социолога личность – это свернутое общество, а общество – развернутая личность.

В подтверждение данного тезиса приведем несколько социологических определений:

Личность это индивидуальное бытие общественных отношений (Г.Л. Смирнов);

Личность – это способ бытия человека в обществе (Л.И. Анциферова);

Личность – это единичный человек как система устойчивых качеств и свойств, реализуемых в социальной жизни.

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность". Обозначают ли они один и тот же феномен или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое, несущее свое происхождение с момента выделения homo sapiens. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его "первокирпичик" (от лат. individ – неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной ("надприродной") социальной сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале. Здесь уместно привести слова психолога Г.А.Асмолова: "Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают".

Итак, мы вполне можем привести определение личности, которое содержится в Российской социологической энциклопедии. Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Социология оперирует множеством теорий личности. Отдельные из них заимствованы из психологии и педагогики.

Теория черт личности. Основоположниками теории стали американские ученые-психологи Гордон Олпорт и Рэймонд Кеттел. Согласно основных ее положений личности отличаются друг от друга количеством и уровнем развития конкретных черт: смелый – трусливый, выдержанный – невыдержанный, исполнительный – неисполнительный и т.д.

Теория себя не совсем оправдала поскольку имела ряд слабых сторон.

Во-первых, нет ясного представления о полном количестве черт, которые действительно характеризуют личность в полном объеме. Одни ученые считают, что для этого достаточно назвать 5, другие – 25 и т.д.

Во-вторых, положения теории не позволяли предвидеть поведение личности, поскольку честный человек вдруг становится нечестным, трудолюбивый – лентяем и наоборот. Теория черт была лишена гибкости и страдала полярностью оценок тех или иных черт личности.

Глубинная теория личности. Ее основоположником стал З. Фрейд, который выделил три слагаемых личности: Я, Оно и Сверх – Я. Данная концепция слишком много внимания уделяет бессознательному началу в личности, что способно нивелировать само понятие личности и свести ее к половому инстинкту и инстинкту агрессивности.

Теория личности коллективного бессознательного. Она принадлежит швейцарскому психологу К. Юнгу (1875-1961). Он выделил в структуре личности четыре элемента: Я, Маска, Тень и Душа. Маска – это социальная оболочка, довлеющая над "Я". Тень – это низменные влечения – бессознательное. Душа – это божественное начало или коллективного бессознательного.

Теория социального научения или бихевиоризма. Суть этой концепции описывается формулой "стимул – реакция". Задача сводится к правильному подбору стимулов, минуя сознание человека. Лучший стимул для человека – деньги и удовольствия.

Гуманистическая теория личности. Основоположник этой теории немецкий психолог Карл Роджерс. Центральная идея Роджерса – "Я-концепция". Каждый человек задается вопросами: кто Я и что Я могу? Задавая себе эти вопросы человек развивается, растет и стремится только к хорошему.

Теория референтных групп Т. Хаймена и С. Стауффера. Данная теория рассматривает включенность личности в различ­ные социальные общности (от семьи до класса). Референтной стано­вится группа, к которой принадлежит в данное время, принадлежат в прошлом или хотел бы принадлежать в будущем с учетом следующих характеристик данной группы: образ жизни; престиж; доход; статус.

Выделяются два типа групп: а) компаративная – стандарт соб­ственной оценки; б) нормативная, выполняющая регулятивную роль по отношению к поведению индивида. За счет этого дости­гается разнообразие личности.

Социологическая концепция личности Чарльза Кули. В концепции американского социального психолога Ч. Кули (1864-1929) решающая роль в социализации индивида отводится первичным группам (семье, детским коллективам, сосед­ской общности и т.д.), которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями.

Особое значение при формировании сознания и самосознания ребенка он придавал мнениям и представлениям окружающих его лиц в первичном коллективе – родителей, друзей, соседей.

Мнение окружающих становится настолько важным и сущест­венным для индивида, что под их вниманием у индивида формиру­ется чувство "Я", называемое "зеркальное Я". Другие люди – это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими людьми формируется его собственное "Я" как некая сум­ма зеркальных "Я", т.е. человеческое "Я" оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми.

Социологическая концепция личности Джорджа Герберта Мида. Американский социолог Дж. Мид (1863-1931) придавал решающее значение в процессе социализации индивида социальному взаимодействию и предпринял попытку раскрыть роль символов и жестов в этом процессе.

Отличительная особенность социализированного индивида – способность понимать значение жестов и символов и принимать на себя роли других людей. Критерием формирования зрелого "Я" служит способность индивида принимать на себя роль "обобщенного другого" под которым Мид понимал некий обобщенный образ коллективных пред­ставлений и установок по отношению к данному индивиду.

Семья и другие первичные коллективы, значение которых в процессе социализации показал еще Ч. Кули, играют выдающуюся роль в период ранней социализации ребенка. По мере его взросления, превращения в подростка, юношу, закономерно расширяется круг его общения с другими людьми за пределами первичной группы.

На формирование мировоззрения и сознания человека, раз­витие его социальных качеств в современном обществе сущест­венное влияние оказывают средства массовой информации.

Теория личности как субъекта и объекта деятельности и общения. Данная теория активно разрабатывалась в марксистской социологии и иногда именуется как деятельностная концепция личности. Главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных качеств человека, как определенным образом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества, продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения.

Личность как объект формируется под воздействием макро- и микросреды. Макросреда представляет собой общие социальные условия, к которым относят экономические, политические, идеологические и социальные отношения, господствующие в обществе. Микросреда представлена специфическими социальными условиями жизни людей. К последним относят, прежде всего, социальное положение индивидов, т. е. принадлежность к определенной социальной группе и место в системе социальных позиций. Социальное положение индивидов прямо связано с характером и содержанием труда и условиями его жизни, с его полом, возрастом, этнической и религиозной принадлежностью, семейным положением и положением в системе управления общественными процессами. Его социальное положение через условия труда и быта включает и его ближайшее социальное окружение – социальные связи, в которых человек "обучается" ролевому поведению.

Таким образом, личность как объект формируется в определенной социальной среде, прежде всего, через включение ее в активную предметную деятельность и социальное общение. Этот процесс в социологии называют социализацией личности, о чем более подробнее будем говорить ниже.

Большое значение в марксистской социологии придается исследованию субъективных свойств личности, формирующихся в процессе предметной деятельности и выражающихся в определенных свойствах сознания, в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения.

Социальные условия (общие и специфические) сказываются на интересах индивида. Через социальный интерес осуществляется обратная связь – от субъекта к его социальному поведению, т. е. люди действуют, преследуя определенные социально обусловленные интересы. При этом на основе динамической системы потребностей и предшествующего опыта субъект формирует определенные и относительно устойчивые предпочтения к восприятию и способу действий в различных конкретных ситуациях. Формирование новых потребностей и интересов стимулирует творческое, нестереотипное поведение, выход за рамки жестких ролевых предписаний, возможный лишь при условии развитого самосознания.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию и готовность к действию. Необходимо особо отметить, что марксистская теория личности учитывает не только социальные условия, окружающие человека, но и психофизиологические свойства индивида.

Значительное место в социологии личности занимает ролевая теория личности.Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Джорджем Мидом и Р. Минтоном, активно разрабатывались Р. Мертоном и Т. Парсонсом, а также западногерманским социологом Р. Дарендорфом. Каковы же основные положения этой теории?

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: "социальный статус" и "социальная роль". Разберем, что означают эти понятия. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, командир полка, профессор, заведующий кафедрой). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.). Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный — это навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он может быть обусловлен этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, музыкант, полковник, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых к индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Роль – это шаблонный вид поведения, вытекающий из прав и обязанностей конкретного статуса. Как соотносятся роль и статус? Статус – это статика общества, а роль – динамика. Статус – это сходство людей, а роль – их различие.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Статус один, ролей – много. Например, профессор, обладая одним статусом выполняет роли ученого, преподавателя, воспитателя, писателя, мужа, отца, деда, автомобилиста, рыбака, театрала и т.д. Как видим, ролевой набор формирует и набор социальных отношений. Чем разнообразнее ролевой набор, тем разнообразнее и социальные отношения.

Социальную роль принято рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального, свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Конфликт создает стрессовую ситуацию, и необходимо изыскивать способы гармонизации ролей.

Таким образом, мы завершили рассмотрение основных теорий личности. Их многообразие и пестрота еще раз подтверждает сложность и многогранность проблемы.

Какая из теорий личности ближе всего к истине – вопрос дискуссионный. Позитивные начала присутствуют во всех из них, но более жизненными кажутся последние две.

 

 

2. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия "социализация". Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Это процесс приобщения к общественной жизни, овладения жизненным опытом. Он имеет свой собственный смысл, не сводимый к другим процессам. Социализацию нельзя путать с адаптацией, обучением, воспитанием, взрослением, возмужанием. Ибо, адаптация – ограниченный по времени процесс привыкания к новым условиям. Обучение – это овладение знаниями, навыками и умениями. Воспитание – нравственное развитие личности. Взросление – социопсихологическое становление человека в возрасте 10-20 лет. Возмужание – физиологический процесс укрепления организма в подростковом и юношеском возрасте.

В процессе социализации принимает участие вся социальная среда (микро- и макро-): семья, соседи, сверстники в школе, вуз, государство, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).

Каков же механизм социализации?

Механизм социализации включает в себя следующие элементы: социализаторы; агенты социализации; институты социализации; социальный контроль (санкции, ценности, нормы). Рассмотрим по порядку.

Социализаторы – это объекты социализации, т. е. лица, которые подвергаются социализации – школьники, студенты, курсанты, солдаты, служащие фирмы и т. д.

Агенты социализации и институты социализации выступают в роли субъектов социализации. Агенты социализации – это конкретные лица, отвечающие за социализацию и осуществляющие ее. Они подразделяются на агентов первичной социализации (родители, члены семьи, няни, друзья, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок) и на агентов вторичной социализации: это представители администрации школы, университета, предприятия, армии и т.д. Агенты первичной социализации, выполняют социально значимые функции при прямом контакте с человеком, играют незаменимую, первоочередную роль, чего нельзя сказать об агентах вторичной социализации, чье влияние зачастую носит опосредованный характер.

Институты социализации – это учреждения, осуществляющие процесс социализации личности, направляющие его или оказывающие влияние на него: семья, школа, вуз, милиция, армия, церковь, СМИ и т. д.

Социальный контроль – важный элемент механизма социализации, выполняющий две значимые функции: а) обучает нормам поведения и б) контролирует соблюдение этих норм. Цель контроля состоит в обеспечении конформизма. Где нет конформизма (приспособления человека к обществу), возникают девиантные отклонения. Девиантность представляет собой нарушение формальных норм поведения и проявляется в виде правонарушений, алкоголизма, наркомании, самоубийств и т. д. (В конце лекции более подробнее остановимся на девиантном поведении). Существует закономерность: человек тем сильнее усваивает образцы нарушений, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст.

Функции социального контроля: регулятивная; охранительная; стабилизирующая.

Различают следующие виды контроля: а) индивидуальный (начальник контролирует подчиненного, старший – младшего); б) социальный (контроль осуществляет группа, коллектив, общество); в) внутренний (самоконтроль); г) внешний (контроль со стороны других лиц и институтов); д) формальный (через администрацию, социальные институты согласно принятых в обществе правовых норм и правил); е) неформальный (через близких, друзей, товарищей по неписаным, неформальным правилам); ж) общий контроль; з) детальный.

Средствами осуществления контроля выступают принятые в данном обществе и государстве нормы, ценности, санкции.

Нормы – это предписания того, как нужно вести себя в данном сообществе. На язык норм переводится все то, что называется ценностями.

Ценности – то, что признается большинством людей в качестве самого необходимого для жизни в обществе. Ценности – воплощение социального опыта человечества.

Санкции – это средства поощрения и наказания, стимулирующие соблюдение соответствующих норм. В армии они определены уставами.

Методы контроля могут быть: жесткими и мягкими, прямыми и косвенными.

Итак, механизм социализации личности представляет собой сложную систему, состоящую из социализаторов, агентов социализации, институтов социализации и социального контроля (санкции, ценности, нормы).

Продолжая разговор на эту тему, уместно упомянуть в этой связи австрийского психолога З. Фрейда, который выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т. д. Идентификация — это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т. д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.

Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. З. Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой. Контролирующей формой выступает совесть.

Т. Парсонс и С. Бейлз применяли понятия, введенные З. Фрейдом к теории социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т. д. По их мнению, имитация не предполагает никакого длительного отношения с "моделью". Идентификация же для них означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Степень идентификации определяется характером привязанности к "другому". Поскольку наиболее сильны привязанности в семье, постольку семья считается основной формой социализации. Но помимо семьи в этом процессе принимает активное участие внешнее окружение индивида, в том числе и средства массовой информации и коммуникации.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, отступления их от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

Итак, социализация представляет собой процесс вхождения индивида в общество. С одной стороны, включаясь в систему социальных отношений, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. (В данном случае он является объектом общественного воздействия).

С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. (Здесь он выступает уже как субъект общественных отношений, то есть действующее лицо).

Социализация начинается в самом раннем детстве и продолжается в течении всей жизни человека.




Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 265;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.021 сек.