Роль сознания в формировании двигательных навыков
Уяснение роли сознания в формировании навыков имеет важное значение не только с практической точки зрения, но и с методологической.
Советская военная психология, научной основой которой является марксизм-ленинизм, исходит из того, что сознание играет ведущую роль в формировании умений и навыков. Поэтому и методика обучения войск строится так, чтобы всесторонне развивать сознание воинов.
Однако руководителю занятий важно понимать, что соотношение сознания и двигательного действия по мере развития навыка не является постоянным. Общая закономерность здесь такова: в начале освоения навыка осознанность действий должна быть наиболее полной и глубокой по всем параметрам: по структуре, по скорости, по усилиям и т. д.
Курсант не только должен понять, но и, прежде чем выполнить действие, образно представить его, уметь проговорить и сопровождать действия речью. Именно поэтому вначале курсанты упражняются по разделениям. По мере же закрепления действий и указанных представлений степень непосредственного участия сознания в выполнении действий все более уменьшается, навык автоматизируется; сознание как бы отходит в сторону, зрительный контроль заменяется мышечно-двигательным и осязательным, память высвобождается от припоминания. Но такой процесс не следует понимать так, будто бы действия уже не контролируются сознанием: исчезло непосредственное обдумывание действий, но они находятся под постоянным контролем сознания и осознаются особым образом. Поясним это кратко. При бесперебойном выполнении действий контроль осуществляется на уровне первой сигнальной системы — автоматически. Но как только действие «застопорилось», сразу же включается сознание, выясняется причина задержки. Значит, во второй сигнальной системе отражается только то, что служит сигналом для изменения порядка или содержания действий навыка. Внимательно наблюдая за упражнениями курсантов, руководитель может определять и степень совершенства их навыков.
Физиологически процесс автоматизации навыков объясняется законом динамического стереотипа: привычные действия (динамические стереотипы) могут запускаться очень малыми импульсами энергии, даже и заторможенными участками коры головного мозга.
Разъясняя физиологические основы навыков, И. П. Павлов писал: «Разве это не обычная вещь, что мы, занятые главным образом одним делом, одной мыслью можем одновременно исполнять другое дело, очень привычное для нас...» [24, 328].
Применительно к деятельности курсантов это можно пояснить следующим примером. Механик-водитель мастерски ведет танк по полю боя. Все его мышление сосредоточено на впереди лежащей местности, на выполнении основной задачи. Зрительные участки коры также максимально возбуждены под воздействием картины боя: атакующих танков противника, ослепительных разрывов бомб и все более усложняющихся условий движения. В это же время соседние, в том числе и двигательные, области коры в какой-то степени заторможены... В какой-то, но не полностью. Они активны ровно настолько, сколько требуется для контроля за автоматизированными (ставшими навыками) действиями по управлению танком. То, что сознание постоянно контролирует процесс управления машиной, подтверждается внезапными критическими моментами: заклинило бортовую передачу, танк самопроизвольно развернулся и подставил борт противнику. Опасность! Механик-водитель мгновенно оценивает обстановку и понимает, что от быстроты изменения положения машины на местности зависит не только выполнение основной задачи, но и сохранность танка и жизнь экипажа. Действия механика-водителя становятся сознательными.
«Но этим роль сознания не ограничивается. В процессе упражнения происходит также качественное изменение самой структуры деятельности, при этом сознание, отвлекаясь от элементарных движений, концентрируется на более творческой стороне работы: незаметно происходит рационализация приемов, выбор соответственного темпа,— многое в процессе упражнения отмирает, отпадая подобно лесам при стройке» [19, 71]. Движения становятся все более быстрыми, точными и экономными.
Из сказанного вытекает вполне очевидный вывод. Разрабатывая методику проведения каждого занятия, необходимо четко уяснить, какие элементы деятельности следует превратить в навыки, а какие — в умения. Соответственно этому спланировать и материально обеспечить для формирования навыков тренировку мышечнодвигательного аппарата, а для выработки умений — разработку задач и вводных.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 296;