Б. Структурализм и историческое предвидение
В ХХ в. в социогуманитароном познании возникло новое направление – структурализм, сущность которого сводится к выявлению структуры исследуемого объекта. Под структурой понимается совокупность элементов сохраняющих свою устойчивость и значимость при всевозможных изменениях или преобразованиях объекта. В качестве объекта могут быть рассмотрены различные феномены культуры, например язык, миф, общественные отношения и т.п. Основатель данного направления французский этнолог и философ, К. Леви-Стросс не отрицает общественный прогресс, но ограничивает сферу его действия быстро развивающимися цивилизованными обществами. По его мнению, переход же от первобытной застойности к прогрессивному развитию совершился, не путем естественного закономерного развития, а в результате как бы “удачного жребия”, выпавшего на долю одного из многих вариантов первобытного строя. Иными словами, первобытное, застойное общество отличается от цивилизованного и прогрессивного только своей структурой, в то время как элементы образующие эти структуры одни и те же (т.е. они остаются устойчивыми и значимыми). По мнению структуралистов, преобразования или вариации этих структуры не могут быть расположены в порядке временной последовательности, в которой каждый последующий член вытекает из предыдущего. Все это всего лишь различные комбинации, следствие, возникшее в результате некой жеребьевки неизменных элементов, в которых по-разному проявляется одна и та же неизменная сущность.
Структурализм исследует бессознательные механизмы интеллекта, сверхрациональное, составляющие структуру социальной действительности. Его принципиальное отличие от философии истории, а так же теоретической социологии, заключается в том, что объективность достигается благодаря отвлечению от фактора сознательности. История же изучает именно сознательную человеческую деятельность. Мы можем выявить (осознать) элементы структуры, но не можем предсказать, в какую структуру они сложатся в будущем. Поэтому позицию структурализма относительно исторического предвидения может выразить следующим образом: будущее является непредвиденным, но и не произвольным.
Как надо понимать эту невозможность предвидения и непроизвольность, показал на современном историческом материале видный представитель структурализма, французский философ и историк культуры Мишель Фуко. В своей работе “Слова и вещи: Археология гуманитарных наук” он рассмотрел период развития европейского общества с XVI по XIX в., где выделил три эпистемы, т.е. три сменяющие друг друга бессознательные структуры познавательного поля (Возрождение, классический рационализм и современность). Эпистемы обусловливают не столько те или иные решения научных проблем, сколько саму возможность их постановки, за рамки которой люди данной эпохи выйти не могут. Согласно Фуко, все определяется ролью языка в культуре, т.е. особенностью его означающего механизма, соотношением “слов” и “вещей”.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 324;