Концепция Абрахама Маслоу.
Маслоу (1908 - 1970) - один из основателей гуманистической психологии, всю свою работу связывал с проблемами личностного роста и развития. Он внес значительный теоретический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, фактически отрицавших творчество, любовь, альтруизм другие великие ценности человечества.
Основные идеи
Маслоу считал, что психоанализ Фрейда представляет нам больную часть человеческой психологии, которую необходимо дополнить ее здоровой частью. Центральным понятием для описания здоровой части психологии является самоактуализация, которую можно определить, с одной стороны, как искреннюю и удовлетворяющую индивида реализацию своего творческого потенциала в жизни, с другой стороны, как процесс становления личности, развития ее потенциальных возможностей.
Маслоу начал с изучения выдающихся людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими. В этот список попали Авраам Линкольн, Томас Джеферсон, Альберт Эйнштейн. Франклин Рузвельт, Альберт Швейцер и др. Изучив психологические черты этих личностей, Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующихся людей:
1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортное отношение к ней.
Принятие себя, других, природы.
3. Спонтанность, простота, естественность.
4. Центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе).
5. Некоторая отъединенность и потребность в уединении.
6. Автономия, независимость от культуры и среды.
7. Постоянная свежесть оценки.
8. Мистичность и опыт высших состояний.
9. Чувство сопричастности, единение о другими.
10. Более глубокие межличностные отношения.
11. Демократическая структура характера.
12. Различие средств и целей, добра и зла.
13. Философское невраждебное чувство юмора.
14. Самоактуализирующееся творчество.
15. Сопротивление аккультурации: трансцендирование любой частной культуры (проще это означает признание безусловной ценности любой культуры, отказ от усреднения культур - Н.Л.).
Маслоу отмечал, что самоактуализирующиеся личности отнюдь не совершенны, они могут испытывать досаду, раздражение, быть порой вздорными, эгоцентричными, злыми или переживать депрессию, но их уровень реализации в жизни и психического здоровья выше, чем у обычных людей. Самоактуализация - это не идеальное состояние, это не отсутствие проблем, наоборот, это движение к проблемам, проблемам реальным и сложным, но отказ от проблем мелких и иллюзорных. С другой стороны, именно отказ личности от самоактуализации в силу тех или иных причин приводят индивидуума к невротическим расстройствам. Быть здоровым - значит самоактуализироваться.
Маслоу описывает восемь принципов, которые характеризуют процесс самоактуализации:
1. Самоактуализация - это полное, живое и беззаветное переживание с повышенным сознанием и интересом.
Поясним (Н.Л.): самоактуализирущийся человек увлечен и искренен, он отдается своему делу, а не только рационально рассчитывает.
2. Самоактуализация - значит, в каждом жизненном выборе решать в пользу личностного роста, даже если это связано с риском, прежде всего с риском оказаться в неизвестном.
Поясним (Н.Л.): самоактуализирущийся человек предпочитает те сферы деятельности, где он мог бы воплотить свои мечты, он готов идти в неизведанные области и рисковать. Так Ван Гог предпочитал быть бедным художником, а не преуспевающим купцом как его родственники.
3. Актуализироваться - значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности.
Поясним (Н.Л.): самоактуализирущийся человек не говорит: «я гениален, но пусть об этом никто не узнает...» Он предпочитает воплотить свои таланты в реальных делах.
4. Честность и принятие ответственности за свои действия - существенные моменты самоактуализации. Ответы надо искать внутри себя.
Поясним (Н.Л.): самоактуализирущийся человек сам принимает решения, не опираясь на авторитеты, формирует собственное мнение и не избегает ответственности за это.
5. Развитие способности "лучшего жизненного выбора". Мы научаемся верить своим суждениям, интуиции и действовать в соответствии с ними.
Поясним (Н.Л.): самоактуализирущийся человек выбирает свой жизненный путь доверяя себе, порой вопреки сложившемуся мнению.
6. Самоактуализация - процесс развития своих потенциальных возможностей.
Поясним (Н.Л.): самоактуализирущийся человек развивает свои таланты.
7. Для самоактуализации характерны "пик-переживания", когда, например, от моих действий зависит судьба, исход важнейшего дела. Тогда мы наиболее интегрированы, больше сознаем мир и себя, думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно.
Поясним (Н.Л.): самоактуализирущийся человек способен к вдохновению, мистическим переживаниям в критической ситуации Порой он принимает решения мгновенно и при этом безошибочно.
8. Самоактуализация - это обнаружение своих защит и работа по отказу от них.
Поясним (Н.Л.): самоактуализирущийся человек работает над собой, признается себе в своих недостатках и невольных уловках, позволяющих избежать столкновения с трудностями.
Однако, далеко не все люди испытывают потребность в самоактуализации. Самоактуализация - это высшая потребность, и до нее надо дорасти. Маслоу выдвигает концепцию иерархии фундаментальных потребностей, которые развиваются от низших к высшим (пирамида потребностей Маслоу). На низшей ступени находятся физиологические потребности (пища, вода, сон и т. д.), далее потребность в безопасности, затем потребность в любви и принадлежности (к группе), потом потребность в уважении (или социальном престиже), потребность в знаниях, эстетические потребности и наконец потребность в самоактуализации. Здесь мы привели семиступенчатую модель, более известна пятиступенчатая - без потребностей в знаниях и эстетических потребностей, введенных Маслоу позднее. Более того, в поздних работах Маслоу указывал на так называемые трансцедентальные потребности (потребности в познании высшего смысла бытия, бога и т.д.), которые находятся выше, чем потребность в самоактуализации.
Потребности, лежащие ниже уровня самоактуализации, А.Маслоу называл дефицитарными, то есть основанными на ощущении нехватки чего-либо и стремлении получить это из окружающей среды. Эти потребности недостаточны для объяснения человеческой жизни и психологии, хотя традиционная точка зрения рассматривает именно их как основной двигатель человеческого поведения. В отличие от них самоактуализация является творческой потребностью (я бы сказал, созвездием творческих потребностей - Н.Л.), человек стремится что-то созидать, как-то воплотить себя в мире и усовершенствовать себя самого.
Гуманистический смысл этой концепции состоит в том, что удовлетворение низших потребностей обуславливает переход к высшим потребностям, и наоборот неудовлетворение (фрустрация) низших потребностей приводят к застреванию на той или иной ступени развития. Грубо говоря: нельзя требовать от голодного самоактуализации. Человек уже «добравшийся» в своем развитии до высших потребностей обычно от них не отказывается, даже способен пожертвовать низшими потребностями ради самоактуализации (как Джордано Бруно или Ван Гог), но может произойти и откат, если низшие потребности фрустрируются, а самоактуализация не приводит к успеху и не находит поддержки в обществе или близких.
А также гуманистический смысл ее в том, что люди, живущие на уровне высших потребностей более счастливы, более эффективны в работе, обладают более высоким здоровьем и долголетием. Однако, высшие потребности воспринимаются людьми как менее насущные и безотлагательные, по сравнению с низшими, развиваются позднее.
Пример.
Лев Толстой ответил как-то на вопрос молодого писателя о том, как стимулировать свое творчество: «Писать надо тогда, когда не можешь(выделено мной -Н.Л.) не писать». Это высказывание характерно для самоактуализирующейся личности.
В своих воспоминаниях Симонов пишет о том, как Сталин удивлялся, что советские писатели, получив премию, строили себе дачи и больше не писали. На самом деле это понятно - их цель была не в том, чтобы писать, а в том, чтобы построить дачу. Лев Толстой имел «дачу» гораздо больше них, но не только не мог не писать, но хотел отдать свое поместье крестьянам.
Терапия
Хотя Маслоу не был психотерапевтом-практиком и не создал своих специфических методов психотерапии, он оказал на психотерапию огромное влияние благодаря своим теоретическим построениям.
По Маслоу психотерапия эффективна прежде всего потому, что она предполагает интимные и доверительные отношения между людьми. В этом смысле он рассматривает психотерапию как способ удовлетворения фундаментальных потребностей в любви и уважении, которые фрустрированы практически у всех, кто обращается за психологической помощью. Удовлетворение этих потребностей раскрывает перед человеком возможность перехода к потребности в самоактуализации. Пробуждение сил самоактуализации у человека ведет к его выздоровлению, снятию неврозов. Наоборот, лишенная возможности самоактуализироваться личность, всегда невротична.
Акцентируя момент человеческих отношений в терапии, Маслоу тем не менее предлагает модель "помощи даоса", то есть помощи без прямого вмешательства.
Вопросы для контроля
1. Изложите идеи, лежащие в основе гуманистической психологии.
2. Какова роль процесса принятия себя в терапии К. Роджерса?
3. Что такое Я-концепция?
4. Опишите работу в группах встреч.
5 . Что такое самоактуализация?
6. Перечислите фундаментальные потребности по Маслоу?
7. Каковы основные задачи психотерапии по Маслоу?
Литературные источники:
1. Маслоу А. Психология бытия. -М., 1997.
2. Мей Р. Любовь и воля. -М., 1997.
3. Пек М.С. Нехоженые тропы. - М., 1996.
4. Роджерс К. О групповой психотерапии. -М., 1993.
5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. -М., 1994.
6. Роджерс К. Клиенто-центрическая терапия. -М., 1997.
7. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. - М., 1999.
8. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. - М., 1996.
ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ
Психическая и телесная природа человека едины, и все, что происходит в психическом мире, отражается в состояниях тела человека. Работая с телом человека, точнее, с накопившимися в нем психическими напряжениями, можно привести его к расслаблению, освобождению связанной энергии и тем самым решить психологические проблемы индивидуума не занимаясь глубинным анализом. Даже простое расширение сферы осознания своего тела и ощущений, связанных с телом, может привести к снятию весьма серьезных психологических проблем.
Психотерапия Вильгельма Райха (1897-1957)
Вильгельм Райх справедливо считается родоначальником телесной психотерапии, если не говорить о хатха-йоге и других восточных методах. Свою работу он начинал как психоаналитик «третьей» волны.
Основные идеи
Райх постулировал существование так называемой оргонной энергии, свободно циркулирующей по телу, что является основой функционирования здорового организма и психики. Оргонная энергия пронизывает весь космос и накапливается в живых организмах прежде всего посредством вдыхания воздуха. Дыхание (как писал его ученик А.Лоуэн [1])имеет непосредственную связь с состоянием возбуждения тела. Когда мы расслаблены и спокойны, наше дыхание свободное и спокойное. В состоянии сильного эмоционального возбуждения дыхание становится быстрым и интенсивным. В состоянии страха мы дышим резко и задерживаем дыхание. В состоянии напряжения наше дыхание становится поверхностным. Справедливо также и обратное утверждение: глубокое дыхание успокаивает тело. Глубоко дышать - означает глубоко чувствовать.
Райхом были созданы так называемые оргонные аккумуляторы для накопления этой энергии и последующего оздоровления людей. Оргонные аккумуляторы представляют собой ящики, сделанные из нескольких слоев дерева и металла и специальных полых трубок, они изготовляются и в настоящее время в США и Германии.
По Райху, оргонная энергия естественно течет вверх и вниз вдоль позвоночника и от центра тела к периферии и обратно. Хроническое мышечное напряжение, служащее защитой от неприятных переживаний, блокирует свободное протекание оргонной энергии по телу (кольца мышечной брони формируются перпендикулярно потокам энергии в теле), что соответствует тем или иным невротическим изменениям личности. Эти хронические мышечные блокировки в своей совокупности составляют "мышечную броню" или "броню характера". Характер человека соответствует тем мышечным напряжениям, которые существуют в его теле и определяют характерные, то есть стереотипные реакции на внешний мир.
Когда человек скован защитным мышечным панцирем, он теряет спонтанность и естественность, его реакции на окружающую действительность становятся шаблонны и механистичны, он теряет способность глубоко и искренне чувствовать, открыто выражать свои чувства, испытывать подлинное чувство близости к кому-либо, получать удовольствие от жизни и сексуального общения. Он сам становится узником своего мышечного панцыря и его жизнь наполнена разнообразными страхами.
Райх делит мышечную броню на семь сегментов, которые расположены соответственно в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Каждый сегмент может сдерживать или подавлять определенные чувства или действия. Например, в области глаз сдерживается страх, гнев, слезы и т.д., при очень сильных напряжениях в этой области, лоб выглядит неподвижным, как у мраморной статуи, глаза, лишенные выражения глядят как бы из-за неподвижной маски.
Расслабление мышечной брони возвращает человека к его первичной природе, когда он испытывает состояние искреннего удовольствия, наполненности жизненной силой, становится более свободным и открытым, способным к более полному сексуальному удовлетворению. Можно сказать, что человек, лишенный мышечного панцыря не имеет характера, он реагирует на ситуации спонтанно и творчески, а не стереотипно. Это не означает, что он становится бесхарактерным, а скорее внехарактерным (Н.Л.)., поскольку характер представляет прежде всего наши недостатки и ограничения на адекватное самочувствие и поведение.
С точки зрения Райха панцирь характера служит основой одиночества, беспомощности, поиска авторитета, страха ответственности, мистических стремлений, сексуальных страданий, импотентного бунтовщичества, равно как и покорности неестественных патологических типов. Его ученик А.Лоуэн дал описание пяти типов характера с этой точки зрения (цит. по К.Рудестам Групповая психотерапия. -М. 1991):
«Шизоидный» тип характера имеют индивидуумы, чьи мысли неясно связаны с чувствами, стремящиеся уйти в себя и теряющие контакт с реальностью. По существу, их энергия находится в центре тела и не поступает на периферию, ее свободное течение в направлении лица, рук, ног и половых органов блокируется хроническим мышечным напряжением. «Шизоидные» индивидуумы испытывают явные трудности в спонтанных действиях, их движения негибки и отрывисты. Они не чувствуют связи со своим телом, их самооценка занижена. Тело шизоидов часто узкое, сжатое. Может сложиться представление, что верхняя и нижняя половины тела или его правая и левая стороны действуют как бы по отдельности. Отсутствие мимики делает лицо человека похожим на маску, руки могут вяло висеть по бокам.
«Оральным» характером обладают индивидуумы, нуждающиеся в значительной поддержке других и склонные к зависимости и привязанности в межличностных отношениях. Их энергия не заморожена в центре организма, однако, она слабо течет к периферии тела. Тело и конечности обычно удлиненные, мускулатура недоразвита, налицо признаки физической незрелости. «Оральным» людям психологически сложно стоять на собственных ногах и буквально, и фигурально. Имея низкий уровень энергии, они постоянно нуждаются в поддержке и ждут помощи от других. Когда основные потребности не удовлетворяются, у них может возникать склонность к депрессии.
«Психопатический» тип характера отличает индивидуумов с ярко выраженной потребностью властвовать и управлять, озабоченных своим социальным имиджем. Потребность доминировать над окружающими может проявляться в чрезмерном развитии верхней половины тела при соответствующем недоразвитии нижней части. Энергия обычно перемещается к голове, а на уровне талии ее течение вниз блокируется мышечным напряжением. Взгляд может казаться пристальным и подозрительным вследствие постоянного стремления контролировать все, что происходит вокруг.
К «мазохистскому» типу характера принадлежат индивидуумы, проявляющие беспомощность при активном решении проблем. «Мазохистский» тип характера полностью заряжен энергией, но старается сдерживать чувства. Такой человек контролирует мышечное напряжение как будто для того, чтобы избежать взрыва. Тело обычно короткое, плотное, мускулистое. Самоутверждение очень ограничено.
Пример.
Одна из моих клиенток явно относилась к этому типу. Однажды она призналась, что начиная с 10 лет постоянно давила свои чувства, поскольку боялась, что они могут ее подвести. Я предложил ей сказать о том, как в настоящее время выглядят ее чувства.
Она ответила: «Это кучка маленьких зеленых человечков, которых железный ошейник держит за горло, так что они и пикнуть не могут. Этот ошейник железной цепью прикован к моему солнечному сплетению.»
- Может быть позволим им что-то сказать, ослабим ошейник.
- Нет, ни за что!
- А что может случиться?
- Не знаю, что точно, но какая-то катастрофа, что-то рухнет...
В данном сеансе она так и не пошла на эксперимент. В дальнейшем мы решили эту проблему, но на это ушло много времени...
Ригидный (то есть не гибкий) тип характера имеют честолюбивые, ориентированные на реальность индивидуумы, хорошо функционирующие, но осуществляющие высокого уровня контроль над своим поведением. Они держатся чопорно, сохраняют дистанцию в отношениях с другими, боятся полностью отдаться удовольствиям. Биоэнергетически их тело заряжено как на периферии, для контакта с окружающей средой, так и в центре. Чувства текут свободно, но их выражение ограничено. Обычно люди такого типа подвижны, отличаются пропорциональным телосложением.
Следующие три типа цит по [4].
Истерический тип. Средняя часть лица - нос и скулы будто омертвелые. Кожа, довольно туго натянутая и сухая, выглядит неживой. Рот узкий, губы выпячены. Плечи высоко подняты, прямые и одеревенелые. Тонкие руки придают плечам «костлявый» вид. Верхняя часть тела (выше таза) узкая и сильно зажатая. Грудь - мягкая. Спина - очень ригидная. Нижняя часть (ниже таза) - мягкая и полная. Цвет кожи верхней части - белый, нижней - со смуглым оттенком. Ноги - сильно волосатые. Хотя диафрагма относительно свободна, ригидность всей структуры ограничивает вдох и выдох. Таз более или менее мягки и сексуально активный. Шея зажата, голова зафиксирована в вертикальном положении. Прямая осанка нуждается в развитии панциря для защиты. Гордость проявляется в ригидной шее. Решительность выражена в застывшей челюсти.
Это личность, склонная сексуализировать все несексуальные отношения, ей свойственны суггестивность, иррациональные эмоциональные вспышки, хаотичное, драматизированное и театрализированное поведение и даже обман, вплоть до экстремальной формы - истерических фантазий. Внезапно возникающий избыток энергии может захлестнуть «Я» в истерической вспышке, или же эта энергия может перетечь в ту или иную часть тела и изолироваться, продуцируя истерическую телесную симптоматику (паралич, непроизвольные движения - клонусы, тики и т. д.) Агрессия становится антагонистичной нежности, чувствительности и духовной стороне личности.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 348;