БИХЕВИОРИСТСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Целью бихевиористски ориентированной психотерапии является обучение приспособительным умениям, полезным при столкновении с теми или иными сложными жизненными ситуациями. У клиента с помощью специального тренинга формируются конкретные поведенческие реакции, направленные на решение четко определенных задач, в этом смысле такая психотерапия имеет много общего с работой социального педагога.
Родоначальником бихевиоризма как научного направления считается Д. Уотсон (1878-1958), но мы рассмотрим основные принципы бихевиористски ориентированной психотерапии на примере идей классика бихевиоризма Б. Ф. Скиннера.
Б. Ф. Скиннер ( 1904 - 1990) - один из наиболее влиятельных психологов США. Его концепции привели к возникновению бихевиористски ориентированного обучения, в частности программированного обучения. Бихевиоризм, использует технику изменения поведения вместо изменения состояния (как, например в психоанализе).
Скиннер, как и все бихевиористы, основывает свою работу на наблюдаемом поведении людей и животных, он отрицает объяснения с субъективных позиций или исходя из "внутренних факторов".
Основные идеи
Слово бихевиоризм происходит от англ. behavior - поведение. Бихевиоризм использует для объяснения два основных понятия: стимул (S) и реакция (R). Сознание и прочие субъективные понятия отрицаются, бихевиоризм стремится иметь дело только с наблюдаемыми фактами, каковыми являются стимулы и реакции. В этом смысле поведение, сколько бы оно ни было сложным,может быть исследовано, как и любой другой наблюдаемый феномен.
По Скиннеру, личности как изолированной самости нет места в научном анализе поведения. Личность определяется им как сумма паттернов поведения. Паттерном поведения называется некоторая целостная совокупность поведенческих реакций. Различные ситуации вызывают различные паттерны реакций. Каждая индивидуальная реакция основана исключительно на предыдущем опыте и генетической истории. Автономный человек, свобода, достоинство, творчество, с точки зрения Скиннера, - только тонкие объяснительные фикции, также он отрицает спонтанностьи источники поведения, лежащие вне жизненного опыта.
Если И. Павлов открылмеханизм образования условных рефлексов (реакций) при сочетании безусловного рефлекса с некоторым условным сигналом, то Скиннер существенно расширил эту схему, предложив модель так называемого оперантного обуславливания. Упрощая, это принцип награжденияза желаемые и наказания за нежелательные реакции.
Если Павлов присоединял к старой реакции новый стимул, то бихевиористов интересовало прежде всего образование новых реакций. Желательные или целесообразные реакции могут получиться случайно (метод проб и ошибок) или могут быть вызваны намеренно (например, с помощью словесной инструкции у человека), но подкрепляющий стимул, даваемый после их получения, способствует их закреплению и повторению. Наказание (или негативный подкрепляющие стимул) уменьшает вероятность нежелательных реакций. Позитивные и негативные подкрепляющие стимулы регулируют поведение и управляют им. В природе естественным образом подкрепляются правильные, способствующие решение задачи реакции и наказываются неправильные.
Первичные подкрепители - это прямые физические вознаграждения.Вторичные подкрепители - нейтральные стимулы, которые ассоциируются с первичными подкрепителями, так что сами начинают действовать как награды, деньги или обещание денег - один из примеров вторичного подкрепления.
Скиннера больше интересует управление поведением,чемего предсказание. Он считает, что"мы не можем принимать мудрые решения, если мы продолжаем притворяться, что человеческое поведение неуправляемо, или мы отказываемся заниматься управлением, когда могут быть достигнута ценные результаты. Такие меры только ослабляют нас, оставляя силу в руках других. Первые шаг к защите от тирании - это максимально возможное обнаружение техники управления [3 ].
Главный вывод, который сделали бихевиористы из тщательно проведенных экспериментов - награждение обучает лучше, чем наказание!
Наказание информирует наказуемого о том, чего не надо делать, но не сообщает, что делать. Оно не дает возможности научиться человеку тому, какое поведение в данной ситуации является лучшим. Это основное препятствие эффективному обучению, тем более, что неверных форм поведения гораздо больше, чем правильных.
Пример1.
На день рождения к подруге мама привела семилетнего сына в прекрасном чистом костюмчике с галстуком. По всему было видно, что его тщательно инструктировали как надо себя вести за столом. Он старался вести себя как истинный джентльмен, но попал в затруднительное положение столь характерное для маленьких детей. Когда на тарелке осталось несколько горошин и кусочков жареной картошки, он никак не мог поймать их вилкой. Он было хотел сделать движение большим пальцем другой руки, чтобы загнать непокорные горошины на вилку, но видно ему это было категорически запрещено. Поэтому он делал небольшие движения большим пальцем, но тут же останавливался. Он задумался и тут его осенило! Он помог горошку с помощью локтя своего прекрасного костюмчика (ведь это же не запрещалось!). Его мама ничего не заметила, а я не стал выдавать парня.
Пример2.
В «маршрутке» бабушка разговаривает с внучкой примерно 4 лет. Внучка о чем-то громко спросила бабушку, но та то ли не услышала, то ли не захотела отвечать. Внучка очень звонко спрашивает бабушку: «Бабушка ты что, оглохла?! Я тебя спрашиваю, а ты не отвечаешь...»
Бабушка очень спокойно и выдержанно: «Так нельзя говорить бабушке: «Ты что, оглохла?»
- (Так же звонко) А как?
- Так нельзя говорить бабушке: «Ты что, оглохла?»
- А как?
- Так нельзя говорить бабушке...
- А как?
И так далее...Пока маршрутка не остановилась на конечной остановке.
Мне конечно хотелось подсказать внучке как можно вежливо сказать бабушке, но нельзя же вмешиваться...
Наказываемые способы поведения не исчезают; они почти всегда возвращаются, обычно замаскированные (сопровождаемые) другими способами поведения. Вспомните, что делают школьники, которых «гоняют» за курение в туалетах. Тюрьма - прекрасная модель, демонстрирующая неэффективность наказания. Другая сторона наказания состоит в том, что оно поощряет наказующего, развивая внем тиранические навыки.
Наказание неэффективно прежде всего потому, что практически никогда не совпадает по времени с моментом совершения нежелательного поведения, поэтому и животное (а также и человек), чье поведение пытаются изменить, не понимает наказание как следствие собственных действий, скорее наказание понимается им как месть и реванш, произвол со стороны наказующего.
Кроме того, наказание невозможно отменить, изменив поведение, ведь все уже совершилось. Поэтому изменений и не происходит, единственное изменение состоит в том, что человек (или животное) стремится больше не попадаться. Наказуемые формы поведения возвращаются потом в скрытой или завуалированной форме. Как говорил Б.Ф.Скиннер, успехи мизерны, но вера в наказание безгранична.
Награждение правильных ответов существенно улучшает обучение. Это более эффективно, чем управление посредством наказания, поскольку награждение направляет поведение к цели. Использование наград - в высшей степени селективный, эффективный способ контроля над поведением, оно направляет поведение прямо к цели, показывает как надо. Гораздо легче обучить человека или животное желательному поведению, которое делает нежелательное поведение ненужным и даже невозможным, чем бороться с его нежелательным поведением. Награждение, если оно совпадает по времени с совершаемым действием, является мощнейшим способом его закрепления. Оно побуждает человека повторять данное действие и развивает стремление продолжать обучение. Что немаловажно, награждение делает добрее самого обучающего.
Пример. (Из книги К. Прайор «Не рычите на собаку.» - М., 1995.)
В зоопарке Бронкса служители замучились с гориллой. Им было нужно, чтобы она выходила из клетки в вольер, чтобы можно было почистить внутреннюю клетку, но она взяла манеру сидеть в дверном проеме, и, обладая недюжинной силой, не давала закрываться скользящей двери. Когда служители клали пищу снаружи или подманивали ее бананами, горилла либо не обращала на них внимания, либо хватала пищу и бежала обратно к своей двери, прежде чем ту успевали закрыть. Дрессировщика, работавшего при зоопарке, попросили разобраться. Он объяснил служителям, что размахивание бананами и подбрасывание пищи было попыткой подкрепить действие, которое еще не совершилось (выделено Н.Л.). Надо было не замечать животное, пока оно сидело в дверях, но подкреплять пищей, если оно выйдет оттуда самостоятельно. Проблема была решена.
Конкретные эксперименты на животных показали, что обучение с помощью наказания более длительно, чем с помощью награждения и полученные навыки быстро забываются.
Награждение хорошо сочетаются с нейтральными стимулами, такими например, как деньги, которые затем становятся вторичными подкрепителями.
Пример.
Если тренер хочет приучить дельфина высоко прыгать на середине бассейна, то вряд ли он сможет подвесить рыбку именно там на должной высоте. Если же дельфина кормить после прыжка, когда он подплывет к краю бассейна, то он поймет, что его награждают за то, что он подплыл к тренеру. Поэтому во время кормления тренер свистит в свисток и дельфин приучается, что свисток - это награда. Теперь, когда он выпрыгивает из воды его награждают свистком, потом награждают только за высокие прыжки на середине бассейна и т.д. Это оказалось вполне эффективным методом обучения.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 325;